УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Новицкая Лариса Викторовна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ФИО учителя

Новицкая Лариса Викторовна

Предмет

Русский язык

Класс

1 Б

Автор УМК

Л.Ф.Климанова

Тема урока

Слово и предложение

Тип урока

 Решение  учебной  задачи с использованием ИКТ

Технология

 Технология системно - деятельностного подхода.

Дата проведения

 2014 год

Место проведения

МБОУ СОШ № 24 г.о Самара

Педагогическая  цель:  Способствовать формированию представления о предложении и его функциях, развитию умения различать слово и предложение, выделять предложения в речевом потоке, читать его на основе схем и пиктограмм.

Планируемые  результаты:

предметные

  • Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Составляют устный рассказ по картинке.
  • Продолжают рассказ по его началу.
  • Оформляют начало и конец предложения.
  • Дают характеристику звуков в звуковой схеме.
  • Воссоздают сюжет сказки с опорой на схемы предложений.

личностные

  • Проявляют интерес к познанию нового.

Универсальные  учебные  действия:

Регулятивные:  

  • Учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
  • Адекватно воспринимают оценку учителя.
  • Выполняют  самоконтроль в  соответствии  с  требованиями  учителя.

Познавательные:

  • Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
  • Используют знаково-символические средства для  решения учебной задачи.
  • .Сравнивают предметы, схемы.
  • Анализируют, делают выводы.

  • Коммуникативные:
  • Умеют использовать речь для регуляции своего действия.
  • В коммуникации строят понятные для партнера высказывания.

 Основное  содержание  темы, понятия и термины

  • Предложение.
  • Ознакомление со схемой предложения.
  • Функции предложения.
  • Слово и предложение.
  • Признаки слова и предложения.
  • Речевой поток.
  • Предложение в речевом потоке.
  • Схемы и пиктограммы в записи предложения.

Образовательные  ресурсы.

  • Азбука. 1 класс.
  • Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой (1 СD)

Оборудование урока: ноутбук для учителя и ноутбуки для детей, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, презентация

Технологическая карта урока.

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Начало урока. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Мотивировать к учебной деятельности.

Подготовка к восприятию учебного материала

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Приветствие учащихся.

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Актуализация знаний

Дидактическая игра «Похож- не похож»

Проверить умение делить читать слова по схемам, выделять ударный слог.

Сравнение и характеристика предметов.

Чтение звуковых схем.

Коллективная.

Словесный, практический.

Дидактическая игра.

Осуществляют сравнение предметов, характеризуют их, определяют отличительные признаки, находят черты сходства и различия.

По описанию определяют загаданные предметы. Умеют делить слова на слоги, ставят ударение, определяют ударный слог. Записывают слово с помощью схемы. Высказывают свое предположение и мнение, выражают мысли вслух. Контролируют действия товарищей.

Знакомит с правилами игры:

-Задумайте два предмета, имеющие между собой какое-либо сходство. Не называя предметов, нужно указать, чем они похожи и чем различаются.

-Я задумала два предмета. Овощи. Имеют округлую форму, но один растет на земле, а другой – в земле. Один красный, сочный, мягкий, а другой желтый, с хвостиком.

-Сравните слова «репа» и «репка» по смыслу.

-Нарисуйте модель слова «репка» (рисунок и звуковую схему)

-Разделите слово на слоги, определите ударный слог.

Слушают объяснение правил игры, уточняют при возникновении вопросов.

-Персик и яблоко, слива и абрикос, груша и яблоко.

-Помидор, репа.

Рисуют модель слова «репка» (рисунок и звуковую схему)

Делят слово на слоги, определяют ударный слог.

Выявление места и причины затруднения

Способствовать формированию представления о предложении

Знакомство с понятием «предложение»

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя,беседа

Принимают учебную задачу, сформулирован

ную вместе с учителем.

-Что вы сейчас делали? С помощью чего?

-Достаточно ли одного слова. Чтобы выразить свою мысль?

-Связанные между собой слова, которые выражают определенную мысль, называют предложением.

-Сегодня мы будем учиться читать и составлять предложения.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

1. Работа с картинкой.

Инсценировка сказки «Волк и лиса» (учебник, с.58 на экране)

Способствовать формированию представления о функциях предложения

Связный рассказ.

Диалог.

Инсценировка.

Фронтальная, парная.

Словесный,

наглядный, творческий.

Беседа, рассказ, инсценировка.

Составляют по картинке связный рассказ, правильно отвечают на вопросы, воспроизводят диалог героев сказки в парах.

-Рассмотрите картинку, опишите ее.

-Разыграйте в парах изображенную на картинке сцену.

Рассматривают картинку на экране и в учебнике, описывают ее.

Инсценируют встречу волка и лисы.

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

(Хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать-

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк напугал,

Быстро зайка убежал.

Раз, два - выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

2. Составление предложений по схемам (учебник, с 58 на экране)

Способствовать формированию умения читать предложения на основе схем и пиктограмм

Составление предложений по схемам

Фронтальная.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, работа со схемой.

Строят предложения из отдельных слов, связывая их по смыслу, ставят в определенном порядке.

Характеризуют звуки в словах.

Определяют количество слогов в слове и ударный слог.

-С опорой на схему составьте предложения о том, что едят волк, лиса и белка.

-Охарактеризуйте звуки в словах, разделите слова на слоги, определите ударные слоги.

Составляют предложения по схемам.

Называют звуки в словах.

Делят слова на слоги.

Ставят ударение.

(один ученик выполняет на интерактивной доске, остальные на месте)

Обсуждение и решение проблем

Работа со сказкой «Репка»

(учебник, с.59)

Учить

составлять рассказ по картинке, соблюдая логику изложения.

Составление рассказа по картинке

Коллективная.

Словесный, наглядный, творческий.

Беседа, инсценировка.

Составляют рассказ по картинке, соблюдая логику изложения.

Проявляют творческие способности при инсценировке сказки.

-Рассмотрите картинки.

О каком овоще идет речь в сказке?

Прочитайте его название по схеме.

-Используя схему предложения, вспомните начало сказки.

-Что было дальше? Расскажите сказку, разыграйте ее по ролям.

Рассматривают картинки. Схемы.

-Репка

-Посадил дед репку.

Рассказывают сказку, инсценируют.

Физкультминутка

Коллективная.

Практический.

Учатся позитивно относиться к своему здоровью, овладевают способами физического самосовершенствования. Придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже , дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Решение учебных задач

Дидактическое упражнение.

Составление предложения по картинке и схеме (задание на экране)

Познакомить с признаками слова и предложения.

Научить правильно оформлять предложение

Оформление начала и конца предложения.

Фронтальная, парная.

Словесный. практический, наглядный.

Беседа. Работа со схемой предложения.

Умеют работать с моделями слов (рисунками и звуковыми схемами).

Соотносят слово в предложении с его графическим обозначением в схеме.

Объясняют оформление начала предложения.

Воспринимают на слух объяснение учителя.

-Еще раз прочитайте начало сказки с помощью схемы. Обратите внимание, как записана мысль с помощью схемы предложения.

Как оформлены начало и конец предложения?

-Рассмотрите картинку, кого не хватает на ней? Дорисуйте.

-Герои сказки выстроились друг за другом, так же и слова выстраиваются друг за другом, чтобы выразить какую-то мысль, и образуют предложение.

-Рассмотрите схему предложения. Озвучте по ней последнее предложение.

-Чего не хватает в схеме?(точки в конце)

-Какую роль она выполняет в предложении?

-Поставьте точку в конце предложения.

- Посадил дед репку.

Начало предложения обозначено чертой, выступающей над моделью слова, в конце предложения стоит точка.

Рассматривают картинку(на экране и в учебнике).

-Отсутствует мышка.

Дорисовывают мышку. (один ученик выполняет на интерактивной доске).

Слушают объяснение учителя.

Используя схему, озвучивают последнее предложение:

-Вот и вытащили репку.

-В конце предложения ставится точка.

Контроль знаний, обратная связь

Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику

Формировать умения выделять предложения в речевом потоке

Нахождение различий между словом и предложением.

Индивидуальная

Практический, словесный.

Упражнение.

Умеют работать с электронным пособием самостоятельно. Выполняют задания.

-Выполните задания, предложенные в диске к теме «Слово и предложение»

Выполняют упражнения.

Оценивают себя, используя разноцветные кружки.

Формирование умений задавать вопросы

Способствовать формированию умения строить речевые высказывания в устной форме

Грамотно и четко задать свой вопрос по теме урока.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Умеют задавать вопросы по теме урока.

Умеют отвечать на вопросы грамотно и четко.

-Задайте вопрос классу по теме сегодняшнего урока.

Задают вопросы по теме.

Отвечают на вопросы. Заданные одноклассниками.

Рефлексия

Формировать умение оценивать свою деятельность на уроке

Осуществление самооценки и самоконтроля.

 Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Осуществляют самоконтроль.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие знания приобрели?

-Что особенно понравилось? Почему?

-Что вызвало затруднение? Почему?

Отвечают на вопросы.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Иллюстрации к сказкам

Практический

Иллюстрация

http://www.lechaim.ru/ARHIV/161/sarnov.htm

2.

Стихи о буквах.

Стихотворение

readik.ru

3.

Презентации к физминуткам

Практический

Презентация

prezentacii.com

4.

 Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой

Практический

Упражнения, звуковые схемы, игры, чтение.

http://kurokam.ru/load/uchebniki_i_uchebnye_posobija/azbuka_ehlektronnoe_prilozhenie_k_uchebniku_1_klass_klimanova_l_f_makeev

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

3.  Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой

4. Технологические карты уроков. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению) по учебнику «Азбука»    Л.Ф.Климановой. С.Г.Макеевой, 1 класс. Автор-составитель Н.Н.Кузнецова. Издательство «Учитель», 2012г.

5. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, 1 класс. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками.     М: Просвещение, 2013г.

6. Электронные образовательные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....

Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")

Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...