УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ФИО учителя | Новицкая Лариса Викторовна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 1 Б |
Автор УМК | Л.Ф.Климанова |
Тема урока | Слово и предложение |
Тип урока | Решение учебной задачи с использованием ИКТ |
Технология | Технология системно - деятельностного подхода. |
Дата проведения | 2014 год |
Место проведения | МБОУ СОШ № 24 г.о Самара |
Педагогическая цель: Способствовать формированию представления о предложении и его функциях, развитию умения различать слово и предложение, выделять предложения в речевом потоке, читать его на основе схем и пиктограмм.
Планируемые результаты:
предметные
- Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Составляют устный рассказ по картинке.
- Продолжают рассказ по его началу.
- Оформляют начало и конец предложения.
- Дают характеристику звуков в звуковой схеме.
- Воссоздают сюжет сказки с опорой на схемы предложений.
личностные
- Проявляют интерес к познанию нового.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- Учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
- Адекватно воспринимают оценку учителя.
- Выполняют самоконтроль в соответствии с требованиями учителя.
Познавательные:
- Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
- Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
- .Сравнивают предметы, схемы.
- Анализируют, делают выводы.
- Коммуникативные:
- Умеют использовать речь для регуляции своего действия.
- В коммуникации строят понятные для партнера высказывания.
Основное содержание темы, понятия и термины
- Предложение.
- Ознакомление со схемой предложения.
- Функции предложения.
- Слово и предложение.
- Признаки слова и предложения.
- Речевой поток.
- Предложение в речевом потоке.
- Схемы и пиктограммы в записи предложения.
Образовательные ресурсы.
- Азбука. 1 класс.
- Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой (1 СD)
Оборудование урока: ноутбук для учителя и ноутбуки для детей, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, презентация
Технологическая карта урока.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Начало урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Мотивировать к учебной деятельности. | Подготовка к восприятию учебного материала | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Приветствие учащихся. Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
Актуализация знаний Дидактическая игра «Похож- не похож» | Проверить умение делить читать слова по схемам, выделять ударный слог. | Сравнение и характеристика предметов. Чтение звуковых схем. | Коллективная. Словесный, практический. Дидактическая игра. | Осуществляют сравнение предметов, характеризуют их, определяют отличительные признаки, находят черты сходства и различия. По описанию определяют загаданные предметы. Умеют делить слова на слоги, ставят ударение, определяют ударный слог. Записывают слово с помощью схемы. Высказывают свое предположение и мнение, выражают мысли вслух. Контролируют действия товарищей. | Знакомит с правилами игры: -Задумайте два предмета, имеющие между собой какое-либо сходство. Не называя предметов, нужно указать, чем они похожи и чем различаются. -Я задумала два предмета. Овощи. Имеют округлую форму, но один растет на земле, а другой – в земле. Один красный, сочный, мягкий, а другой желтый, с хвостиком. -Сравните слова «репа» и «репка» по смыслу. -Нарисуйте модель слова «репка» (рисунок и звуковую схему) -Разделите слово на слоги, определите ударный слог. | Слушают объяснение правил игры, уточняют при возникновении вопросов. -Персик и яблоко, слива и абрикос, груша и яблоко. -Помидор, репа. Рисуют модель слова «репка» (рисунок и звуковую схему) Делят слово на слоги, определяют ударный слог. |
Выявление места и причины затруднения | Способствовать формированию представления о предложении | Знакомство с понятием «предложение» | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя,беседа | Принимают учебную задачу, сформулирован ную вместе с учителем. | -Что вы сейчас делали? С помощью чего? -Достаточно ли одного слова. Чтобы выразить свою мысль? -Связанные между собой слова, которые выражают определенную мысль, называют предложением. -Сегодня мы будем учиться читать и составлять предложения. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
Изучение нового материала 1. Работа с картинкой. Инсценировка сказки «Волк и лиса» (учебник, с.58 на экране) | Способствовать формированию представления о функциях предложения | Связный рассказ. Диалог. Инсценировка. | Фронтальная, парная. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, рассказ, инсценировка. | Составляют по картинке связный рассказ, правильно отвечают на вопросы, воспроизводят диалог героев сказки в парах. | -Рассмотрите картинку, опишите ее. -Разыграйте в парах изображенную на картинке сцену. | Рассматривают картинку на экране и в учебнике, описывают ее. Инсценируют встречу волка и лисы. |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. | Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладоши) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать- Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк напугал, Быстро зайка убежал. Раз, два - выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | ||
2. Составление предложений по схемам (учебник, с 58 на экране) | Способствовать формированию умения читать предложения на основе схем и пиктограмм | Составление предложений по схемам | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа со схемой. | Строят предложения из отдельных слов, связывая их по смыслу, ставят в определенном порядке. Характеризуют звуки в словах. Определяют количество слогов в слове и ударный слог. | -С опорой на схему составьте предложения о том, что едят волк, лиса и белка. -Охарактеризуйте звуки в словах, разделите слова на слоги, определите ударные слоги. | Составляют предложения по схемам. Называют звуки в словах. Делят слова на слоги. Ставят ударение. (один ученик выполняет на интерактивной доске, остальные на месте) |
Обсуждение и решение проблем Работа со сказкой «Репка» (учебник, с.59) | Учить составлять рассказ по картинке, соблюдая логику изложения. | Составление рассказа по картинке | Коллективная. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, инсценировка. | Составляют рассказ по картинке, соблюдая логику изложения. Проявляют творческие способности при инсценировке сказки. | -Рассмотрите картинки. О каком овоще идет речь в сказке? Прочитайте его название по схеме. -Используя схему предложения, вспомните начало сказки. -Что было дальше? Расскажите сказку, разыграйте ее по ролям. | Рассматривают картинки. Схемы. -Репка -Посадил дед репку. Рассказывают сказку, инсценируют. |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. | Учатся позитивно относиться к своему здоровью, овладевают способами физического самосовершенствования. Придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке. | Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже , дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | ||
Решение учебных задач Дидактическое упражнение. Составление предложения по картинке и схеме (задание на экране) | Познакомить с признаками слова и предложения. Научить правильно оформлять предложение | Оформление начала и конца предложения. | Фронтальная, парная. Словесный. практический, наглядный. Беседа. Работа со схемой предложения. | Умеют работать с моделями слов (рисунками и звуковыми схемами). Соотносят слово в предложении с его графическим обозначением в схеме. Объясняют оформление начала предложения. Воспринимают на слух объяснение учителя. | -Еще раз прочитайте начало сказки с помощью схемы. Обратите внимание, как записана мысль с помощью схемы предложения. Как оформлены начало и конец предложения? -Рассмотрите картинку, кого не хватает на ней? Дорисуйте. -Герои сказки выстроились друг за другом, так же и слова выстраиваются друг за другом, чтобы выразить какую-то мысль, и образуют предложение. -Рассмотрите схему предложения. Озвучте по ней последнее предложение. -Чего не хватает в схеме?(точки в конце) -Какую роль она выполняет в предложении? -Поставьте точку в конце предложения. | - Посадил дед репку. Начало предложения обозначено чертой, выступающей над моделью слова, в конце предложения стоит точка. Рассматривают картинку(на экране и в учебнике). -Отсутствует мышка. Дорисовывают мышку. (один ученик выполняет на интерактивной доске). Слушают объяснение учителя. Используя схему, озвучивают последнее предложение: -Вот и вытащили репку. -В конце предложения ставится точка. |
Контроль знаний, обратная связь Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику | Формировать умения выделять предложения в речевом потоке | Нахождение различий между словом и предложением. | Индивидуальная Практический, словесный. Упражнение. | Умеют работать с электронным пособием самостоятельно. Выполняют задания. | -Выполните задания, предложенные в диске к теме «Слово и предложение» | Выполняют упражнения. Оценивают себя, используя разноцветные кружки. |
Формирование умений задавать вопросы | Способствовать формированию умения строить речевые высказывания в устной форме | Грамотно и четко задать свой вопрос по теме урока. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Умеют задавать вопросы по теме урока. Умеют отвечать на вопросы грамотно и четко. | -Задайте вопрос классу по теме сегодняшнего урока. | Задают вопросы по теме. Отвечают на вопросы. Заданные одноклассниками. |
Рефлексия | Формировать умение оценивать свою деятельность на уроке | Осуществление самооценки и самоконтроля. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют самоконтроль. | -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие знания приобрели? -Что особенно понравилось? Почему? -Что вызвало затруднение? Почему? | Отвечают на вопросы. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Иллюстрации к сказкам | Практический | Иллюстрация | |
2. | Стихи о буквах. | Стихотворение | ||
3. | Презентации к физминуткам | Практический | Презентация | |
4. | Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой | Практический | Упражнения, звуковые схемы, игры, чтение. |
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.
3. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой
4. Технологические карты уроков. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению) по учебнику «Азбука» Л.Ф.Климановой. С.Г.Макеевой, 1 класс. Автор-составитель Н.Н.Кузнецова. Издательство «Учитель», 2012г.
5. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, 1 класс. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. М: Просвещение, 2013г.
6. Электронные образовательные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой
Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Урок русского языка в 3 классе по программе "Планета знаний. Русский язык в 3 классе Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой"
Тема урока: "Устойчивые сочетания слов"...
Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"
На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....
Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...