Правописание слов с разделительным ъ
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Формировать умение писать слова с разделительным ъ; различать написания с разделительным ъ и разделительным ь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_razdelitelnym_i_znakami.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык.
Класс: 2-й класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Правописание слов с разделительным ъ.
Цели Формировать умение писать слова с разделительным ъ; различать написания с разделительным ъ и разделительным ь.
Формировать:
– умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);
– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);
– умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в группе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);
– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах; представлять информацию в виде схемы (алгоритма) (познавательные УУД).
Основные понятия
Ресурсы:
– основные – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. С. 133–134.
проектор, компьютер, экран, таблица «Разделительный ь. Разделительный ъ»
– дополнительные – презентация к уроку;
– карточки;
– алгоритм самооценки.
Организация пространства: Фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
ХОД УРОКА:
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– организовать планирование учебной деятельности.
– Вспомним правила поведения на уроке. Слайд 2.
– Для чего нужно соблюдать эти правила?
– Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.
– Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Слайд 3.(читают)
– Значит, …
– Значит, мы открываем что-то новое.
– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 4
– Вспоминаем то, что важно на уроке; определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания.
II. Актуализация знаний (5 мин.).
Цель: организовать актуализацию умений писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму.
– Запишите слова под диктовку. Но сначала вспоминаем алгоритм написания разделительного ь. Слайд 5.
Ручьи, семья, воробьи, собачья, Илья, пальто. (один ученик на доске)
– Найдите «лишнее» слово.
– По какому признаку оно «лишнее»?
– ь обозначает мягкость согласного, а в других словах – разделительный ь.
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (8 мин.).
Цель: организовать постановку учебного побуждающего от проблемной ситуации диалога.
– Посмотрите на слова.
вьюга, въезд, шьют, объём, обезьяна. Слайд 6.
- Что вы можете сказать, чем они отличаются?
– Кто догадался, чем будем заниматься?
IV. Формулирование темы, целей урока (3 мин.).
Цель:
– организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.
– Значит, какая тема урока сегодня?
Уточняет тему урока. Слайд 7.
Корзина вопросов.
- Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме?
- Какую работу выполняет разделительный ъ?
- Где в словах пишется ъ?
- Как отличить разделительные ь и ъ?
(На слайде 8 наполняется корзина идей.)
- Ребята, давайте попробуем ответить на первый вопрос нашей корзины идей: 1.Какую работу выполняет разделительный ъ?
- Прочитайте четверостишие. Слайд 9.
А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
- Из какой сказки эти слова?
- Назовите героев этой сказки.
- Сегодня Маша будет помогать нам на уроке.
- Найдите в стихотворении слова, которые имеют 1 различие в написании и 2 различия в произношении.
- Объясните эти различия,
- В слове сесть нет ъ, а в слове съесть – есть. В слове сесть первый звук мягкий и в нем нет звука [й'], а в слове съесть – первый звук твердый и есть звук [й'].
- Сделаем вывод, составив кластер, какую же работу выполняет ъ?
(По ходу ответов на слайде 10 появляется кластер).
- Разделительный ъ предупреждает, что в слове есть звук [й'], разделяет согласный звук и согласный звук [й'].
- Мы ответили на первый вопрос корзины идей?
V. Открытие нового знания
(13 мин.).
Цель:
– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога
2.Где же пишется разделительный ъ?
Работа с учебником в парах упр. 207 , с.133.
- прочитайте столбики слов. (Интерактивная доска)
- Дети читают столбики слов.
Поезд сэкономить въезд
выезд безаварийный объезд
заезд безоблачное подъезд
- где пишется разделительный Ъ?
- на какую букву оканчивается приставка? Сравни первый и второй столбики. (на согласную)
- с какой буквы начинается корень? (с гласной.)
- Попробуйте сформулировать правило правописания разделительного Ъ.
– Прочитайте вывод на с. 134.
Работа над правилом с коллекцией цифровых ресурсов.
Ресурс: Орфограмма «Разделительный ъ» (№ 193868)
– Попробуем в группе составить алгоритм написания ъ. . Слайд 11.
Работа в группе
– Перед работой в группе вспомним правила общения.
– Говори вежливо.
– Называй собеседника по имени.
– Говори внятно, понятно.
– Слушай внимательно собеседника.
– Если не понял, переспроси.
Составляют алгоритм.
Представляют свои алгоритмы, соотносят с авторским.
Проговаривают алгоритм. Обобщение: Слайд 12.
VI. Применение нового знания (7 мин.).
Цель:
– организовать применение новых знаний.
– Какой наш следующий шаг?
– Применяем новое знание.
– Попробуйте выполнить задание, используя алгоритм.
Самостоятельная работа С. 134–135, упр. 208.
3.Как отличить разделительные ь и ъ знаки?
- Найдите сходства и различия.
- По ходу ответов вывод-кластер появляется на . Слайд 13.
- Приведите примеры слов.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(5 мин.).
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
– Какие были основные вопросы урока?
(Вопросы на доске)
– Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.
Слайд 14.
VIII. Д/з (2 мин.).
Цель:
– организовать выполнение домашнего задания.
Составить предложения со словами:
въехали, подъезд, съёмка, объявление, подъём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."
Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...