Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»
2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.
3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_razdelitelnyy_znak.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заборьевская средняя общеобразовательная школа
Урок русского языка
2 класс
Тема: Разделительный ь.
Правописание слов с разделительным ь.
Составитель: Семайкина Н. Н.
учитель начальных классов
первой категории
г. Домодедово 2018
Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»
2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.
3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.
Оборудование: карточки для исследовательской работы, таблица-схема, тесты
Ход урока
I.Мотивационный этап
У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
5 3
- Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»
Чистописание.
Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать.
- Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?(из короткой наклонной линии и полуовала)
- Запишите по образцу…
- Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.
II. Актуализация знаний
- Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
- ( она не обозначает звука)
- Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
- Указывает на мягкость предшествующего согласного
- Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.
Словарная работа
Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.
Что это за слова?(словарные)
Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)
Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.
- На какие 2 группы можно разделить?
(1.Одушевленные, неодушевленные,
2.слова с ь знаком в конце, в середине).
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
- (Указывает на мягкость предшествующего согласного
Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?) слайд
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Создание проблемной ситуации. (групповая работа).
Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах? (во всех словах в середине пишется ь)
- разделите данные слова на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?
Деньки вьюга, коньки, ружье, листья, пеньки, воробьи
(Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )
В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)
А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)
Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)
Тема: Разделительный ь знак.
– Составим план урока.
1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?
2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ь.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность
ΙV. Открытие новых знаний.
Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, для чего он необходим.
1.Наблюдение над словами
слайд
– Прочитайте пары слов:
– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)
Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат.
Что заметили? (слова как-будто разделились на 2 части)
Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)
– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?
(Разделяет буквы гласных и буквы согласных) .
2.Звуко-буквенный анализ
Сравните написание и произношение первой пары слов.
-Какой буквой они различаются? (ь)
-Сколько букв и звуков в слове полю, а в слове полью?
-Какой звук мы слышим в словах после (л,)? (й)
-А за какой буквой «прячется» этот звук? (глас)
Сделайте вывод: для чего нужен разделит.ь знак в словах, на что он указывает?
Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).
Вывод
Разд.ь.знак разделяет буквы гласных и буквы согласных) .
Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).
- Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.
3. Наблюдение над написанием ь в словах. Работа в группах.
я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.
-Какие правила работы в группе вы должны помнить?
- Помогать друг другу
- Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
- Говорить тихим голосом
- Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
- Отвечать за успехи каждого
- Умей слушать других.
Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с
заданиями.
Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.
а) прочитай слова
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)
4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.
Итак, что получилось? . Слайд.
- Что дала проверка?
- Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется раздел.ь.знак.
После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я.
Проверим наше открытие.
3. Работа с правилом.
Чтение правила в рамке после упр. 200.
Сравните свои выводы и правило. Примеры из упр-я.
– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?
-О каком звуке предупр-т разд.ь знак? (й)
- А за какими буквами прячется этот звук?
- Как подчеркиваем?
Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,
если при произношении слышится звук й после согласного
Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.
– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать слово)
– Прочитайте алгоритм, который дан в рамке учебника перед упр. 201.
( развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.
Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.)
V. Первичное закрепление
Запишите слова во мн. числе
Соловей- соловьи
Воробей- воробьи
Дерево- деревья
Брат- братья
Стул- стулья
- Подчеркните разделительный Ь. Обозначьте орфограмму. Что подчеркиваем одной чертой? Что двумя? Почему? (глас. Обозн. 2 звука)
Устно составьте предложение с любым словом
Физминутка
Игра «Будьте внимательны»
Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.
Листья, семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень.
- Молодцы, вы были внимательны .
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
2. Работа в паре. Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом.
день |
| показатель мягкости |
| сильнее |
здесь | воробьи | |||
бьёт | Ь | веселье | ||
вьют | разделительный | колосья | ||
зорька | стоять |
- Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши).
Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши).
VII. Сам. работа с самопроверкой
Тест.
Проверка по эталону.
Самооценка.
VIII. Итог урока.
Рефлексия
- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
- Что узнали нового о Ь знаке?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,
если при произношении слышится звук й после согласного
Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь
-Что было легко? Что было трудно?
- Какое задание было самым интересным?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Выразите цветом на полях в тетради свою работу на уроке.
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – квадрат зеленого цвета.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - квадратом желтый цвета.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – квадрат красного цвета.
-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
IX. Домашнее задание
1. Сложный уровень
- Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разд.мягкого знака.
2. Средний уровень
- Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разд.ь знаком
3. Базисный уровень
- Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.203.
- Ребята, домашнее задание вы выбираете сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...
«Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
laquo;Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь»Цель деятельности учителя:продолжить изучение способа обозначения звука [ й' ] в позиции – посл...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
ФоДанная разработка представлена для формирования у обучающихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком....