Местоимения первого, второго и третьего лица
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
ФИО: Лабутина Е.В.
Предмет: Русский язык
Класс: 4 Д класс
Тема: Местоимения первого, второго и третьего лица.
Цели урока:
- обеспечение усвоения знаний учащимися о местоимениях первого, второго и третьего лица, закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; развивать умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; подбирать местоимения, подходящие по смыслу;
- развитие умения определять местоимения как части речи, определять лицо местоимения
- воспитание нравственной личности: активность, ответственность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, уважение к достоинству других.
Задачи:
Обучающие: Знакомство детей с:
- местоимениями
- местоимениями 1-го лица
- местоимениями 2-го лица
- местоимениями 3-го лица
- с родом местоимениями 3-го лица единственного числа
Развивающие: 1) Развитие умений и навыков:
- определение местоимения как части речи
- определение лица местоимения
- определение рода местоимения в 3-м лице единственном числе.
2) Развитие психических процессов:
- память
- восприятие
- внимание
- воображение
- мышление
· сравнение
· анализ
· обобщение
· вывод
Воспитательные: Воспитание нравственной личности:
- активность
- ответственность
- самостоятельность
- чувство собственного достоинства
- уважение к достоинству других.
Вид урока: Открытие новых знаний
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие;
Планируемые результаты:
Личностные: ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа; уважать своих родственников, любить родителей
Метапредметные:
Регулятивные УУД: самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы; планирование способов достижения поставленной задачи и оценивание результата;
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать собеседника, обсуждать индивидуальные достижения в конструировании букв;
Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой; определять учебную задачу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
Предметные УУД: обучающиеся научатся осознанно употреблять местоимения в речи, в частности заменять имена существительные личными местоимениями; построение логической цепи рассуждений, доказательство; умение пользоваться справочной литературой.
Основные понятия: личные местоимения
Ресурсы: основные: Учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык», 4 класс; презентация «Личные местоимения»
Организация пространства: фронтальный способ обучения
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительной внутренней мотивации. Организует проговаривание правил поведения на уроке | Психологический настрой к учебной деятельности Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке | Проговаривание стихотворения: Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. (Слайд ) | Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. |
II. Актуализация опорных знаний Цели: а) применение изученных знаний при решении учебной задачи; б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию. | Активизировать мыслительную деятельность | Отгадывание загадок. | Замените одним словом и запишите. (Выполняет один ученик одно слово на доске) 1. Почтовый служащий, разносящий письма и газеты (Почтальон). 2. Снежная буря (Вьюга). 3. Вход в здание (Подъезд). 4. Растолковать, сделать понятным (Объяснить). 5. Верхняя легкая одежда женщин (Платье). 6. Животное, близкое по строению к человеку (Обезьяна). - Проверим (Слайд ) | Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные УУД Осуществлять синтез как составление целого из частей. |
III. Самоопределение к деятельности Цель: постановка совместно с классом целей и темы урока. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. | Высказывают свое мнение, обосновывают выбор. С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. | (Слайд ) Я, ты, он, она, Вместе – целая страна. Вместе – дружная семья, В слове мы – сто тысяч я, Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных, Грустных и весёлых В городах и сёлах! Р. Рождественский - Прочитайте. - Найдите все местоимения в тексте стихотворения. - Что вы о них знаете? (Это часть речи, которая не называет предмет, а указывают на него.) - Сформулируйте тему и цели урока. ( Тема нашего урока: "Личные местоимения") - Тогда какие цели мы можем поставить себе сегодня на урок? (На экране слова-подсказки. Узнать… Потренироваться…) | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
IV. Открытие нового знания Цель: 1. организовать поиск решения учебной проблемы через подводящий от проблемы диалог | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | Высказывают свое мнение, обосновывают выбор.
| Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все местоимения. - Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? -Найдите в толковом словаре С. И. Ожегова значение слова личный. (Читает подготовленный ученик: В "Толковом словаре" Ожегова записано: 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.) - Рассмотрите таблицу «Личные местоимения» с. 71 учебника - Назовите местоимения 1-го лица (местоимения я, мы указывают на говорящее лицо), 2-го лица (местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются – 2 лицо), 3-го лица (Местоимения он, она, оно указывает на тех, о ком говорим, но кто отсутствует). - Чем различаются местоимения в каждой паре? - Назовите местоимения единственного числа. - Назовите местоимения множественного числа. - У каких местоимений можно определить род? | Познавательные УУД : формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Физминутка по сингапуру | ||||
V. Первичное усвоение новых знаний Цель: 1.создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи | Под руководством учителя рассматривается правильная посадка при письме (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.) | Дети принимают правильную позу при письме и в течении урока стараются придерживаться правильной посадки 1.Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и буквы «и» по алгоритму. 2.Упражнение в письме верхнего и нижнего соединения. | (Слайд) Игра «Четвёртое-лишнее» - Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Я, они, на, ты (предлог) Я, Яна, ты, вы (существительное, имя) Он, она, они, оно (мн.ч.) Мы, я, вы, они (ед.ч.) Он, она, они, мы (1-е лицо) - Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений. Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.). | Регулятивные УУД Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Коммуникативные УУД Управление поведением партнера |
(Слайд) Физминутка. Гимнастика для глаз. | ||||
VI. Первичная проверка понимания с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самостоятельное выполнение обучащимися задания | Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Контролирует выполнение работы |
Упр.120 (с.72) - Определите, какое местоимение: он. Она или оно – можно употреблять вместо каждого имени существительного. () Проверка по эталону. (Слайд) | Регулятивные УУД Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения, коррекция. Познавательные УУД Анализ, синтез, работа с информацией | |
VII. Первичное закрепление. Цель: повторить и закрепить знания о | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, обсуждение способов решения. | Слушают текст, на слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
| Упр.119 (с.72) (фронтальная работа у доски) - Прочитайте текст. - Найдите личные местоимения. -Выпишите местоимения. Определите лицо, число и, если возможно, род каждого местоимения. | Познавательные УУД Проводит анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные УУД Осуществляют контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения. |
VII. Рефлексия учебной деятельности Цель: - зафиксировать новое содержание урока - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Высказывают своё отношение к новым знаниям, к уроку. | - Продолжите предложения: Сегодня я узнал(а)…. Мне понравилось…. Я хочу… Что у Вас лучше всего получилось? Как бы вы оценили свою работу? | Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы Познавательные УУД: структурирование знаний Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика. Личностные УУД: самоопределение: мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности, |
VIII. Итог учебной деятельности | - С какой частью речи мы сегодня работали? -Итак, ребята, что такое местоимение? (это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него) - Почему эта часть речи получила такое название? -Кто запомнил и назовёт местоимения 1, 2, 3 лица? - Что нового для себя сегодня узнали? - Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке. - Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. | |||
IX. Информация о домашнем задании инструктаж по его выполнению. | Упр.121 (с.73) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двенадцать подвигов Геракла. Начало пути. Первый, второй и третий подвиги...
Миф представляет собой чрезвычайно сложную реальность культуры. Перед учителем стоит задача научить понимать культуру разных исторических эпох, чувствовать особенности фольклорных ...
Конспект урока "Изменение по падежам личных местоимений.Правописание местоимений первого и второго лица единственного и множественного числа" Школа России 4 класс
Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с особенностью изменений личных местоимений по падежам; совершенствовать умение определять падеж личных местоиме...
Конспект урока "Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений первого и второго лица единственного и множественного числа" Школа России 4 класс
Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания личных местоимений 1-го и 2-го лица в формах косвенных падежей и местоимений с предлогами...
Технологическая карта урока математики «Единицы первого, второго и третьего разрядов» 3 класс
Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Единицы первого, второго и третьего разрядов» Цель урока: познакомить с новой счетной единицей – тысячей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц...
"Склонение личных местоимений третьего лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями"
Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; спо...
Технологическая карта урока:Личные местоимения первого, второго, третьего лица
Цель: Создать условия для ознакомления с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи, научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения в речи...