"Склонение личных местоимений третьего лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи |
Планируемые предметные результаты | Научатся склонять местоимения 3-го склонения; заменять имена существительные личными местоимениями; правильно писать предлоги с местоимениями; ставить местоимения в начальную форму из формы косвенного падежа; |
Метапредметные УУД | Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло-педий, справочников, электронных дисков; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между |
Личностные | Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Скачать:
Предварительный просмотр:
СКЛОНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА.
УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ПРЕДЛОГОВ С МЕСТОИМЕНИЯМИ
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи |
Планируемые предметные результаты | Научатся склонять местоимения 3-го склонения; заменять имена существительные личными местоимениями; правильно писать предлоги с местоимениями; ставить местоимения в начальную форму из формы косвенного падежа; |
Метапредметные УУД | Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло-педий, справочников, электронных дисков; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между |
Личностные | Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 129). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте. Обсудите: что может «рассказать | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Его – 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п./В. п. Вам – 2-е л., мн. ч., Д. п. Нами – 1-е л., мн. ч., Т. п. Мне – 1-е л., ед. ч., Д. п. Ее – 3-е л., ед. ч., ж. р., Р. п/В. п. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать | |
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 78). | – Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. – Укажите падеж местоимений 3-го лица. | Выполняют задание. А у меня есть ящерка! Живет она (И. п.) в старом ящике. И я ее (В. п.) утром кормлю. И я ее (В. п.) очень люблю. | ||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Подберите однокоренные слова к данному – Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Разберите его по членам предложения. | Выполняют чистописание. Мы всегда готовы отправиться в волшебный мир сказок. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.) | ||
Работа над словами с непро- | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
веряемым | – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) | ||
III. Сообщение темы Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Ребята, что вы знаете о местоимении? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные – Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством – Местоимение – это часть речи; указывает Составляют схему. (См. РМ, Приложение 3.) | Принимать и сохранять учебную цель |
IV. Объяснение нового | Организует работу по теме урока. Объясняет | Выводят языковые закономерности, лежащие | Осуществлять анализ объектов. Планиро- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Наблюдение над языковым материалом. | – Как пишутся местоимения с предлогами? – Чем различаются одни и те же местоимения – Распределите личные местоимения по группам. – Что объединяет местоимения 1-й строки? – Что объединяет местоимения 2-й строки? – Какое местоимение указывает на лицо, которое говорит о себе? – Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других? – Какие местоимения употребляем, обращаясь – Какое местоимение употребляем, обращаясь – Какие местоимения употребляем вместо – Когда употребляем местоимения «он», «она», «оно»? – Вместо какой части речи употребляются личные местоимения? (См. РМ, Приложение 4.) | в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. – Местоимения с предлогами пишутся раздельно. – После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква «н». Распределяют местоимения по группам: | вать свое действие |
Работа по учебнику (упражнение 131) | – Прочитайте. Каким местоимением можно заменить каждое выделенное имя существительное? | Списывают любую группу предложений, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные имена существительные местоимениями. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Спишите любую группу предложений, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные имена существительные местоимениями | Чайки могут съесть столько корма, сколько они весят сами. Просто удивительно, как им удается сохранить изящную фигуру. Ежика знают все, все его любят. Знаменит он своими колючками и тем, что непременно убежит, как бы его не берегли. У павлина великолепное оперенье. А когда он Выполняют звуко-буквенный разбор слова | ||
V. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа. | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет Проводит самостоятельную работу. Спишите пословицы и поговорки, раскрывая Друг он мой, а ум (у)него свой. Есть запас, да не (про)вас. Ехал (к)вам, да заехал (к)нам. Живи (для)людей, поживут и люди (для)тебя. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате- Работают самостоятельно. Друг он (И. п.) мой, а ум у него (Р. п.) свой. Есть запас, да не про вас (В. п.). Ехал к вам (Д. п.), да заехал к нам (Д. п.). Живи для людей, поживут и люди для тебя (Р. п.). | Осознанно |
Работа по учебнику (упражнение 132). | – Прочитайте. Догадайтесь, из какой сказки этот текст. Кто произносит эти слова и к кому они обращены? | Записывают текст, вставляя пропущенные слова. Подчеркивают местоимения. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Какое имя существительное и какие местоимения пропущены? – Запишите, вставляя пропущенные слова. Подчеркните местоимения. – Составьте по рисунку свой рассказ. Подготовьтесь его рассказать. | – Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, | Осуществлять контроль | |
Работа по учебнику (упражнение 133). | – Прочитайте. Составьте из данных частей пословицы. Запишите составленные пословицы. Про-читайте их. Объясните смысл пословиц. – Найдите местоимения. Расскажите о любом | Записывают составленные пословицы. Когда я ем, я глух и нем. Корень учения горек, Рассказывают о местоимениях. – «Я» – 1-е лицо, единственное число, именительный падеж. – «Его» – 3-е лицо, единственное число, мужской род, родительный падеж. – «Она» – 3-е лицо, единственное число, женский род, именительный падеж. – «Тебя» – 2-е лицо, единственное число, винительный падеж. | |
Работа по учебнику (упражнение 134) | – Прочитайте. Спишите загадки, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. | Списывают загадки. Та за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой. (Тень.) Меня часто ждут-дожидаются, а приду – В него воздух надувают и ногой его пинают. (Мяч.) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Произнесите выделенные местоимения. Какой звук обозначен буквой «г»? | – В местоимениях «его», «него» буквой «г» обозначен звук [в] | ||
VI. Дальнейшая работа Работа с зада-нием. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Выпишите из предложений местоимения. Укажите их лицо, число и падеж. Устно объясните орфограммы в пропущенных словах. На доске: 1. Про б..гатый кошкин дом мы и сказку поведем. 2. У нее, у кошки, на н..гах с..пожки. 3. Я – кошкин дворник, старый кот! 4. Котята были у ворот – поесть они пр..сили. 5. Х..дить к вам, право, нелегко – живете очень 6. Мой дом для вас всегда открыт. 7. Зажги, Василий, верхний свет и покажи его 8. Он на меня чуть-чуть похож! 9. Почтенная хозяйка, ты спой нам и сыграй-ка! 10. Пускай с т..бой споет петух. Хвалиться 11. Давайте сказку сочиним. Начнет к..зел, пе- | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Выписывают местоимения. 1. Мы – 1-е л., мн. ч., И. п. 2. (У) нее – 3-е л., ед. ч., ж. р., Р. п. 3. Я – 1-е л., ед. ч., И. п. 4. Они – 3-е л., мн. ч., И. п. 5. (К) вам – 2-е л., мн. ч., Д. п. 6. (Для) вас – 2-е л., мн. ч., Р. п. 7. Его – 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п. 8. Он – 3-е л., ед. ч., м. р., И. п.; (на) меня – 1-е л., ед. ч., В. п. 9. Ты – 2-е л., ед. ч., И. п.; нам – 2-е л., мн. ч., Д. п. 10. (С) тобой – 2-е л., ед. ч., Т. п.; (у) него – 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п. 11. (За) ним – 3-е л., ед. ч., м. р., Т. п.; (за) ней – | Понимать |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа по учебнику (упражнение 136). | – Прочитайте отрывок стихотворения Л. Квитко. – Определите главную мысль стихотворения. – Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку. Определите падеж местоимений. | Записывают стихотворение под диктовку. Опре-деляют падеж местоимений. Я (И. п.), она (И. п.), со мною (Т. п.), я (И. п.), Выполняют морфологический разбор слов. Она – местоимение, кто?, нач. ф. – она, 3-е л., (С) ней – местоимение, с кем?, нач. ф. – она, | использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать |
Работа в тетради (задание 80) | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. – Как вы поняли выделенные сочетания слов? – Выпишите словосочетания с местоимениями, употребленными в формах косвенных падежей, укажите их лицо и падеж | Выполняют задание в рабочей тетради. Объясняют значение выделенных сочетаний слов. Как на часах – точно, вовремя. Ни с места – не уходит. Выписывают словосочетания с местоимениями, употребленными в косвенных падежах, указывают их лицо и падеж. Ждет (кого?) меня – 1-е лицо, В. п. Зову (кого?) его – 3-е лицо, В. п. Не нравлюсь (кому?) ему – 3-е лицо, Д. п. Смотрит (на кого?) на меня – 1-е лицо, В. п. | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения – Что особенно заинтересовало вас во время | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Что нового узнали на уроке? – Расскажите об особенностях склонения личных местоимений 3-го лица. – Как надо писать предлоги с местоимениями? – Какую же роль играют местоимения в нашей – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам понравился урок, то на своих листочках с заданиями нарисуйте солнышко, а если не очень понравился, то нарисуйте облачко | самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Делают вывод: местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать | ||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, – Выполнить задание 79 в рабочей тетради, | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в правописании предлогов и приставок
Цель: развитие умения писать приставки со словами слитно и графическиверно.I. Организационный момент.II. Минутка чис...
Урок русского языка по теме "Упражнение в правописании предлогов и приставок" 3 класс
I. Организационный момент.II. Минутка чистописания.В, вВсякая работа мастера хвалит.III. Сло...
Урок русского языка "Местоимения 1,2,3 лица. Правописание предлогов с местоимениями" 3 класс Школа 2100
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами"
Открытый урок русского языка был дан накануне дня освобождения города Льгова от немецко - фашистских захватчиков, поэтому весь материал для раскрытия новой темы был взят из исторических источников....
Учебно-методический комплект на тему " Склонение личных местоимений третьего лица" 4 класс
Школа России...
Упражнение на правописание предлогов со словами
Упражнение для домашнего задания...
Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения третьего лица. Изменение по родам"
Презентация содержит интересные задания, заставляет ученика размышлять, помогает иллюстрировать изучаемый материал. Служит замечательным дополнением к теоретическому материалу, позволяет сделать урок ...