Технологическая карта урока по теме: "Отличия именительного и винительного падежа имен существительных 1 склонения"
методическая разработка по русскому языку на тему

Черепанова Александра Игоревна

Разработка конспекта урока с презентацией по теме " Отличия именительного и винительного падежа имен существительных 1 склонения". От физминутки до итога урока-подробное описание далога учителя с учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока .«Отличия именительного и винительного падежа имен существительных  1 склонения»

Цель урока:  научить отличать именительный падеж имен существительных 1 склонения от винительного по вопросу, вспомогательному слову, по окончанию, по предлогам. Развитие УУД касательно изучаемого предмета.( см. в таблице)

Оборудование: презентация, Интерактивный комплект ( доска)

Ход урока:

п/п

Содержательная часть урока

Формирование УУД

1.

Орг этап: объявление темы урока (как главной идеи);целей и задач урока (как его результатов)

-Вы любите получать подарки? А дарить их? Подарите сегодня друг другу и нашим гостям хорошее настроение. Порадуйте всех знаниями по русскому языку.

Целеполагание начинается с выявления главной дидактической цели урока. Организация места работы.

2.

3.

4.

1.Актуализация ранее изученных знаний. Введение в тему.

Отгадайте «грамматические» загадки.

А) В немецком языке их 4, в - 22, в английском -2, а в русском языке -6. Каждый имеет свои вопросы. (падежи)

Б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ( И.п.)

В) у этого падежа нет своих вопросов, один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. (В.п.)

Формулировка темы урока( возможно только в общем виде)

Г) Загадки о падежах.(заранее подготовленные дети читают загадки) Давайте вспомним названия падежей. В этом нам помогут загадки, которые вы приготовили.

2.Чистописание.

-Для минутки чистописания возьмем суффикс из слова работаем… (а),

-Безударную гласную из корня слова пятерка… (я)

-Приставку из слова узнаю… (у)

Окончание из слова узнаю… (ю)

-Какие буквы мы пишем? (аяую)

-Составьте цепочку из строчных букв  а я у ю так, чтобы в каждом группе буквы менялись между собой местами.

-Запишите составленную цепочку букв.

Какие группы получились?  ( аяую   яуюа    уюая     юуяа   …)

-Почему в задании встретились слова «Работаем, Пятерка, Узнаю»? (мы узнаем что-то новое и работать будем на 5)

Проблемный вопрос

-Для чего в минутке чистописания появились буквы-а-я-у-ю(имена существительные имеют такие окончания, далее логически выходим на тему)- Уточняю, что вы можете сказать об именах существительных с такими окончаниями? ( у существительных 1 склонения в именительном падеже окончания –а –я, в винительном падеже окончания –у –ю)

Сформулируйте тему урока. (именительный и винительный падеж имен существительных 1 склонения)

Для чего нам нужно изучать эти падежи? (чтобы узнать их особенности и различать правописание в предложениях)

Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

Если ребята не догадались, тогда предлагаю словарную работу, а уже после дети легко выведут тему и цель урока.

  • Словарная работа-«разминка для ума»

Проводится по программе урока «Признаки имен существительных» из цикла «Уроки Кирилла и Мефодия» Урок 6, задание №11. « Сказка о падежах». В словах с пропущенными буквами выполняем проверку и вставляем пропущенную орфограмму.( Повторение формулировки темы, сравнение конфликтных падежей, выявление целей урока)- Какие падежи вызывают у вас сомнения и почему?( формулировка темы и задач урока)

  • Знакомство с таблицей- модель сравнения падежей.
  • «Уроки Кирилла и Мефодия» Урок 6, задание №12. Просклоняйте слова «роза» - Соотнесите окончания с минуткой чистописания. Вывод.
  • Вопрос проблемный-

Для чего нам нужно изучать эти падежи? (чтобы узнать их особенности и различать правописание в предложениях)

Что вы заметили? Чем отличаются слова Именительного от слов    Винительного падежа? (слова отличаются окончаниями)

Выделите окончания.

Какие отличительные признаки этих падежей вы уже знаете? (вопросы, вспомогательные слова Есть и Вижу, окончания)

Давайте исследуем, какие еще есть отличительные признаки в этих падежах, выполнив следующие задания.

Составьте и запишите предложения со словом роза  в Им. падеже и с этим же словом в вин. падеже.

Например,

В саду выросла чудесная роза.

Старый садовник поливал розу.

Разберите предложение по членам предложения и частям речи.Укажите падежи слова РОЗА. Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

                                 

Укажите падежи слова РОЗА.

Что заметили? (в именительном падеже окончания – а, слово является подлежащим, а в винительном падеже имеется окончании  -у и слово употребляется с предлогом.)

  • Заполняется таблица

. Вывод.

Назовите отличительные  признаки имен существительных Им. падежа и Вин.?

Им.п

В.п.

В предложении - подлежащее

Второстепенный член предложения

Вопросы Кто? Что?

Вопросы Кого? Что?

Вспомогательное слово - Есть

Вспомогательное слово - Вижу

Окончания  -а -я

Окончания –у -ю

Предлоги

Физминутка

Закрепление. Нахождение предлогов.

А) Дополните  словосочетания    существительными 1 склонения в винительном падеже. Работа в группах( смена позиции) Трое у доски.

Перепрыгнул через … (яму   порог  луже)

Попал в ….  (цель   точку  слону)

Увидел сквозь …   (пальцы  окно  воду)

Взялся за  …  (работу  дело  голову)

Прочитал про …  (грибы  сосне  лисицу)

Залез на … (забор  крышу  лестницу)        

Вывод: с какими предлогами употребляется В.п. 1 скл.

Умение самостоятельно формулировать познавательную цельурока.

Умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

 Решение проблем творческого характера.

Умение выделять знания, структурировать, работать со схемами, таблицами.

Произвольно и осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Умение находить нестандартное решение вопроса.

Связь между учебной деятельностью и мотивом.

Умение выделять необходимую информацию.

Применеие знаний на практике.

Целеполагание.

Логические УУД

Построение цепочек рассуждений и доказательств.

Доказательство выводов.

Приобретение умений через практические задания.

Участие в коллективной деятельности.

резерв

Б) Закрепление знаний (неоднократное повторение учащимися главной идеи содержания учебного материала)

  • -Работа по учебнику.

Чтение правила в учебнике стр. 23Сравнение его с тем, что  мы изучили и обобщили на уроке.

В) Прочитайте и объясните пословицы.(Беседа)

Без заботы и репу не вырастишь.

Вина голову клонит.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Красота до вечера, а доброта навек.

В какой пословице встречается имя существительное 1 склонения в именительном падеже?

В какой пословице встречается имя существительное 1 склонения в винительном падеже?

В какой пословице встречаются имена существительные 1 склонения в винительном  и именительном падеже?

Выпишите пословицу, в которой есть имена существительные 1 склонения в  им. и Вин. Падеже.

Вина голову клонит.

Подчеркните главные члены предложения. Укажите падежи.

Как определили?

Вывод: снова по таблице дети сами называют признаки. Читаем тему и цели урока, все ли удалось достигнуть.

  • Найдите «лишнее» слово в каждой строчке. (устно) Работа в группах.

Рассаду, беседу, капуста, грядку.

Мечту, голубую, песню, работу.

Петя, сказку, читаю, картина.

Надежда, солдату, фамилию, площадка

Выбор методов и приемов обучения; организация деятельности учащихся для достижения целей; формирование УУД.

Коммуникативные УУД:

Постановка вопросов.

Участие в коллективной деятельности.

Развитие внимания, диалогической, монологической речи.

Способы взаимодействия.

Умение слушать ответы других. Способы взаимодействия и учебного сотрудничества.

резерв

Применение знаний (главная идея содержания применяется в стандартной и нестандартной ситуациях)

  • «Уроки Кирилла и Мефодия» Урок 6, задание №2

Найтив все существительные, выделить среди них сущ в В.п.

5.

Информация о домашнем задании начинается с определения цели его выполнения как главной идеи урока. Цель- применение полученных на уроке знаний.

Выполнение домашнего задания (самостоятельное применение главной идеи на практике)

6.

Оценка усвоения на уроке главной идеи содержания учебного материала. Общая оценка настроения, работы на уроке. Отмечаются отдельные учащиеся, отличившиеся на уроке.

Формирование нрав-эстет. ценностей.

7.

Рефлексия (самооценка овладения главной идеей содержания учебного материала) По заготовленной таблице дети заполняют ответы на вопросы.

Итог урока: для чего мы изучаем тему падежи?

Рефлексия (самооценка овладения главной идеей содержания учебного материала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"

На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Дательный падеж имени существительного»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Дательный падеж имени существительного»...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по падежам имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении имен существительных по падежам.Задачи урока:Дидактические:1)формировать понятие о склонении имен существит...