Урок русского языка по теме: "Именительный и винительный падежи имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Проблемный урок , в 4 классе, "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4 класс, "Школа России" | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Именительный и винительный падежи имен существительных"
Тип урока : изучения и применения нового знания.
Задачи урока:
- познакомить учеников с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;
- формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать познавательную активность, повышать степень самостоятельности и инициативности учащихся;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: мультимедиа, тесты, карточки (для индив. работы и работы в паре)
Ход урока. | Формирование КУУД |
1. Орг. момент, создание эмоционального настроя. Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас гости , они пришли посмотреть , как вы умеете дружно работать на уроке. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу, повторяйте за мной: Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю. 2. Минутка чистописания и актуализация знаний. На доске слова: по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке. - Прочитайте. Что вы можете сказать об этой записи? - Назовите эти сущ. в порядке следования падежей. - Сколько падежей в русском языке? Что такое склонение? В результате изменения сущ. по падежам образуются однокоренные слова? Что надо сделать, чтобы определить падеж существительных? - Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы, первая является суффиксом в слове отметка. Какая это буква? (К) - Вторая – окончание в сущ. отметка, употреблённом в И.п. Какая это буква? (А) - Третья буква – окончание в сущ. отметка, употреблённом в В.п. Какая это буква? (У) - Определите порядок следования букв в данном ряду: каааау кааауу кааууу кауууу 2. Постановка проблемы. -Напишите данный ряд букв в указанной последовательности. Вспомните, в каких падежах было употреблено сущ., отметка , в котором мы выделяли буквы для минутки чистописания? Сделайте предположения, о чём пойдёт речь на уроке? ( И.п. и В.п) - Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – кто? что? Употребляется в И.п.”. А другой мальчик говорил: “кого? что? Это сущ. употребляется в В. п. ” Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке. 3. Решение проблемной ситуации. Есть ли среди вопросов падежей такие, которые повторяются? Назовите их. Дети, давайте вспомним загадку, которая вызвала спор мальчиков. - А почему возник спор? Чего мальчики не умели? - Так вот и мы сегодня тоже будем учиться различать И. и В.п - А для чего мы это будем делать? ( Чтобы правильно употреблять сущ в тексте; говорить грамотно, правильно) - Прежде чем записать нашу загадку в тетрадях, назовем орфограммы, которые встретились в ней. Вспомним правила. (Правописание предлогов, безударных гласных в корне слов, правописание суффиксов -ек, -ек) Спишите загадку.- Определите падеж сущ. в данном предложении. ( За доской ? ) Ким Сергей. И начали доказывать своё мнение. На доске появляется схема. И.п. В.п. Подлежащее Второст. Член предлож. Кто? Что? Кого? Что? Употребляется Употребляется с предогом и без Без предлога - Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги). - Сделайте вывод о том, как отличить сущ. в И.п. от сущ. в В.п., пользуясь схемой. 1. Каким членом предложения является сущ. в И.п.? 2. Употребляется ли с предлогом сущ. в И.п.? 3. Каким членом предложения является сущ. в В.п.? 4. Как употребляется сущ. в В.п., с предлогом или без? - А кто отгадал загадку? (Жёлудь) СЛАЙД №1. Запишите это слово и рядом транскрипцию. СЛАЙД № 2. ( проверка) Составьте предложения, чтобы в одном сущ. жёлудь – в И.п. , а в другом – в В.п. 4. Закрепление первичного усвоения знаний. СЛАЙД №3. - Перед вами предложение: “Осень принесла ветер и дожди”. Запишите его. Выделите грамматическую основу предложения. - Назовите имя сущ. употреблённое в И.п. Почему вы так решили? - В каком падеже употреблены остальные имена сущ.? - Могут ли оба сущ. стоять в одном и том же падеже? Как называется это явление? Докажите. ФИЗ. ПАУЗА Потрудились – отдохнем, 5. Закрепление первичного усвоения знаний. СЛАЙД №4. РАБОТА в парах Если успеем . Карточки на партах, работа в паре. На карточке. Определить падежи имён сущ. Друг написал письмо. Свеча освещала комнату. Туча закрыла всё небо. Ветеринар лечил кошку. Прямо на судно шёл смерч. СЛАЙД №8. Задание выполняется по рядам. 1 ряд выписать предложения, в которых нет сущ. в В.п.; 2 ряд выписать предложения , в которых нет сущ. в И.п. 3 ряд выписать предложения , в которых есть сущ. и в И. и в В. падежах. Вина голову клонит. Мяч летел высоко и легко. Дунешь на одуванчик и ничего не останется. Ребята играли в мяч.
СЛАЙД №5 (проверка) СЛАЙД №6 Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? – Ни с чем не спутает никто.
А я – винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятерки» я ловлю. Кого позвать, во что играть, Готов ребятам подсказать 7. СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛАЙД №9. ПО РЯДАМ. Наступила поз.няя х.лодная ос.нь. К окну п .дл.тела мал.нькая синичка. Бабушка п.жалела синичку и (в)пустила (в) комнату. Синичка об.грелась и ул.тела. ПРОВЕРКА. 8. Домашнее задание (учитель объясняет выполнение).с. 81 , упр. 153 или Сочинение на тему « Встреча И. и В. падежей» « Однажды….» по выбору. 9. Контроль знаний (выполнение теста индивидуально каждым учащимся и проверка). Задание: определи падеж выделенных имён существительных. 1 вариант
2 вариант
Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал 10. Рефлексия. Подведение итогов урока. _ Что нового узнали на уроке? Как отличить И.п. от В.п. -- Какое задание было трудным? Интересным? 11. Выставление отметок. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ. Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. Установление аналогии. Коммуникативные Формулирование собственного мнения и позиции Коммуникативные Договариваться и приходить к общему. Использовать речь для регулирования своего действия. Допускать возможность существования различных точек зрения. Формировать собственное мнение и позицию. Познавательные Использование знаковых символов. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные Владеть рядом общих приемов решения задач. Личностные Способность к самооценке, самоанализу, самоконтролю. Регулятивные Планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей. Познавательные Осуществлять анализ объектов. Регулятивные Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Падеж имен существительных"
Урок в рамках ФГОС НОО. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.В уроке используется прием "Кубик Блума", метод моделирования, самооценка учащихся....
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Именительный, родительный и винительный падежи имен прилагательных"
Конспект урока русского языка для 4 класса...
Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"
Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс .Обобщение знаний о падежах имен существительных
технологическая карта урока...
Урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"
Урок русского языка 4 класс по программе УМК " Школа России" Тема " Именительный и винительный падежи имени существительного"...
Технологическая карта урока русского языка во 3А классе. Тема: «Определение падежей имен существительных» УМК Школа России Автор учебника: М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова.
Технологическая карта урока русского языкаво 3А классе.Тема: «Определение падежей имен существительных»УМК Школа РоссииАвтор учебника: М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова....