Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока.
| - Добрый день, ребята. (Представление учителя)
Звенит звонок и начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Чётко говори и внятно, Чтобы было всё понятно.
- Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам много положительных эмоций, новых знаний и открытий, а также поможет лучше и точнее познать все грани русского языка. Вы готовы окунуться в мир познания? ( Ответы детей) -А теперь сели правильно, открыли тетради, записали сегодняшнее число, классная работа.
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
|
II. Актуализация знаний. | -Ребята, для начала - обратите ваше внимание на презентацию (Слайд 1). Выпишите имена существительные в Д.п, вместе со словами, от которых они зависят. Выделите в них окончания. - Напомните, на какие вопросы отвечает Д.п.? (кому? чему?) - Давайте вместе прочитаем строчки из произведений А.С. Пушкина. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. (Гуляет (по чему?) по морю – Д.п)
Гости князю поклонились, Вышли вон и в путь пустились. (Поклонились (кому?) князю – Д.п)
Удивляются оне Незнакомой стороне. (Удивляются (чему?) стороне – Д.п)
Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа. (Ударила (по чему?) по щеке – Д.п)
Вот в сочельник в самый в ночь Бог даёт царице дочь. (Дает (кому?) царице – Д.п)
И наказывает ей, Сенной девушке своей. (Наказывает (кому?) девушке – Д.п)
Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали… (Спознали (по чем?) по речи – Д.п) -Почему окончания существительных в Д.п. различны? (Окончание существительных в Д.п. зависят от склонения) -В каком склонении в Д.п. пишется окончание -и? (В третьем склонении)
- Хорошо. Я вижу, что вы прекрасно помните материал предыдущих уроков, а это значит, что мы можем двигаться дальше и получать новые знания.
| Актуализируют учебные знания - систематизация полученных знаний, умений, навыков.
Самостоятельная работа с учебным материалом (презентацией).
|
III.Минутка чистописания.
| - Нашу работу мы начнем с минутки чистописания. Обратите внимание на доску. - Запишите предложение, соблюдая нормы каллиграфии, и подумайте, какой смысл кроется в этой пословице. Человеку по работе воздаётся честь. |
- Как вы её понимаете? (Ответы детей) - Запишите предложение, обозначьте падеж имён существительных. (Честь – И.п, воздаётся (кому?) человеку – Д.п, воздаётся (по чему?) по работе – Д.п.) | Выполняют работу самостоятельно в тетрадях.
Отрабатывают навык каллиграфического письма. |
IV.Словарная работа. | - Переходим к словарной работе. Предлагаю вам снова обратить внимание на слайд презентации (Слайд 2). Ваша задача - записать слова в два столбика, объяснить свой выбор. Кроме этого - вставить пропущенные буквы в словарных словах. от к_рабля, к пам_тнику, по к_р_дору, без _лма_а, у к_питана, к с_ч_нению. |
Р. п. Д. п. от корабля по коридору без алмаза к памятнику у капитана к сочинению - Как вы определяли падеж существительных? (По вопросам)
| Актуализируют учебные знания. Выполняют работу индивидуально. |
V. Постановка учебной задачи.
| - Сегодня нам предстоит продолжить знакомство с падежом, о котором расскажет стихотворение, которое я сейчас прочту. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. - О каком падеже идет речь? (О Дательном) - Что вы уже успели узнать о Д.п? (Падежные вопросы – кому? чему?, роль дательного падежа в предложении). - Какую задачу урока мы с вами должны определить? (Ответы детей) - Какие цели урока можем для себя обозначить? Какие знания должны закрепить? (Ответы детей)
| Проговаривают ответы индивидуально. Вступают в диалог с учителем, решая учебную задачу.
|
VI. Работа по учебнику. | - А сейчас откроем учебник на стр.115. Обратите внимание на упражнение № 212. Прочитайте.
Рыбе (Д. п.) - вода, птице (Д. п.) - воздух, зверю (Д. п.) - лес, степь, горы. А человеку (Д. п.) нужна родина. И охранять природу (В. п.) - значит охранять родину (В. п.). М. Пришвин - Какова главная мысль этих строк? Как вы её поняли? (Охранять природу - значит охранять Родину.) - Спишите или запишите по памяти. - Проверьте себя, используя учебник. - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с этим заданием, переходим к упражнению №213, но для начала, напомните мне правило склонения имен существительных. - Какие имена существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению? Назовите их окончания и приведите несколько примеров.
- Молодцы, ребята. Теперь вернемся к заданию упражнения. - Прочитайте. Одинаковые ли будут окончания данных имён существительных в родительном и дательном падежах? Почему?
(У имён существительных 1-го склонения в родительном и дательном падежах окончания разные, а у имён существительных 3-го склонения в этих падежах окончания одинаковые.) - Запишите данные имена существительные сначала в родительном, а затем в дательном падеже. Р. п.: нет (чего?) тропинки, площади, печки, печи. Д. п.: рад (чему?) тропинке, площади, печке, печи.
| Систематизация полученных знаний, умений, навыков. Работа с учебным материалом.
Самостоятельная работа с текстом упражнения. |
VII.Физкультминутка. | - А сейчас, ребята, настало время немного отдохнуть. Предлагаю провести веселую физкультминутку. Вы готовы? «Веселые падежи» Именительный подпрыгнул (прыгают на месте), А Родительный летал (имитируют движение руками). Дательный полез на горку (имитируют движение руками), А Винительный устал. Наш Творительный поплавал (имитируют движение руками)., А Предложный убежал (бег на месте). Падежи нам все нужны – И при этом все важны! - Молодцы! А теперь тихонько садимся на свои места и продолжаем работу.
| Выполняют движения физкультминутки. |
VIII. Работа по учебнику.
| - Переходим к упражнению № 214. Прочитайте. Составьте из данных слов пословицы, изменяя по смыслу форму выделенных имён существительных. - Какой темой можно объединить пословицы? (Все эти пословицы о лени и ленивых людях) 1. Ленивому, всё, книжка, Микитка, не, до. 2. Лодырь, Егорка, у, отговорки, всегда. 3. Ленивой, пряха, у, и, рубаха, для, себя, нет. 4. Лежебока, не, и, солнце, всходит, в, пору. |
- Запишите составленные пословицы. Укажите падеж и выделите окончания имён существительных в форме родительного и дательного падежей. Д. п. Р. п. 1. Ленивому Микитке всё не до книжки. Р. п. Р. п. 2. У лодыря Егорки всегда отговорки. Р. п. Р. п. 3. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. Д. п. 4. Лежебоке и солнце не в пору всходит. - Составьте по любой из данных пословиц рассказ или сказку. Подготовьтесь рассказать составленный текст. (Проверка. Заслушивание нескольких текстов учеников.) Лежебоки Жил-был царь, и было у него три сына. Ленивее их свет не видел. Лежали они целыми днями в саду под деревом черешни и смотрели на прекрасные ягоды. - Вот бы упала одна ягода мне прямо в рот, - сказал старший сын. - Упала бы, да только без косточки, чтобы не выплёвывать, - ответил средний. - И охота вам рот раскрывать, языком молоть, - сказал младший.
- Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились на отлично!
| Систематизация полученных знаний, умений, навыков. Работа с учебным материалом.
Самостоятельная работа с текстом упражнения. |
IХ. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. | - Вот и подошел к концу наш урок, ребята. - Cкажите, какую задачу на уроке вы ставили? (Ответы детей) - С какими трудностями на уроке вам пришлось столкнуться? (Ответы детей) - Все ли у вас получилось? (Дети дают ответы сигнальными карточками. ? – если испытывал затруднения, ! – если работа на уроке оказалась простой и понятной). Кто только зубрит, Чтоб от двоек бежать, Тому никогда – никогда не понять. Что можно идти на урок, как на праздник, Что каждый отличник – шутник и проказник. Учитесь с улыбкой! Шутите учась! Любая ошибка исчезнет, боясь Веселой науки и радостных глаз. Учитесь без скуки – как мы! В добрый час! | Проговаривают ответы индивидуально.
Вступают в диалог с учителем, решая учебную задачу.
|