Урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Согласные звуки [п], [пʼ], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы П, п.
Цели деятельности педагога:
- создать условия для знакомства с глухими звуками [п], [пʼ]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «П»;
- учить дифференцировать эти звуки по твердости-мягкости и сравнивать их по очереди с соответствующей парой согласных звонких [б], [бʼ];
- продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;
- закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков;
- раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную;
- формировать умения читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей практической работы, планирует способы достижения поставленной учебной задачи и оценивает результат своей работы.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать различные языковые единицы.
Предметные УУД: дифференцировать глухие звуки [п], [пʼ] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения слов-перевертышей; читать, запоминать, воспроизводить по памяти чистоговорки, в которых варьируются изучаемые звуки.
Оборудование: слоговые карточки, переносные доски, загадки, фишки-звуки, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
- Организационный момент.
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книга, карандаш, тетрадка?
- Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Внимание на экран. Назовите изображенных на экране животных. (слон, тигр, панда, попугай, снегирь, сова, дятел, лев)
- Разделите этих животных на две группы. Дайте название каждой группе. (птицы – попугай, снегирь, сова, дятел; звери – слон, панда, тигр, лев)
- Молодцы! Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения задания.
- А теперь попробуйте в каждой группе найти лишнее слово. Объясните свой выбор. (попугай - три слога, в остальных по два; панда – два слога, в остальных по одному)
- Посмотрите на экран. Правильно вы выполнили задание? Молодцы!
- Назовите исключенные слова. Что в них общего?
- Сформулируйте тему урока и, опираясь на слайд, сформулируйте цели нашего урока.
(Познакомиться со звуками [п], [пʼ] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [п], [пʼ] от других звуков: учиться читать слоги и слова с новой буквой)
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
3. Конструирование большой и малой букв П, п.
- Рассмотрите образцы печатных букв. Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Попробуйте составить эту букву у себя на партах. Молодцы!
- Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы и звуков.
- На странице 75 в правом верхнем углу рассмотрите схемы звуков. Какие звуки обозначает буква п? (твердый глухой звук и мягкий глухой звук).
- Молодцы!
5. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
- Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (пушка, пешка)
- Прочитайте слово пушка по слогам. Сколько в слове слогов? (два)
- Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове стоит буква п? (в начале слова)
- Какой звук обозначает буква п в слове пушка?
- Дайте характеристику звуку. (согласный глухой твердый)
- Объясните, почему звук [п] произносится твердо? (за буквой п стоит гласная буква у)
- Молодцы!
- Прочитайте слово пешка по слогам.
- Сколько в нем слогов? Назовите ударный слог.
- Произнесите первый звук в слове пешка.
- Дайте характеристику звуку [пʼ]. (согласный глухой мягкий)
- Объясните, почему звук [пʼ] произносится мягко? (за буквой п в слове пешка стоит буква е)
- назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (е,ё,и,я,ю)
6. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
7. Чтение слогов и пар слов на странице 75.
- Чем похожи слоги в каждом столбике?
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (в первом столбике слоги начинаются с гласного звука, во втором со звука [п], в третьем со звука [пʼ])
- Прочитайте слова на голубом фоне. Выделите в каждой паре слово, которое отличается одним лишним звуком.
- Молодцы!
- Прочитайте чистоговорку.
- Какой звук чаще всего повторяется в этой чистоговорке?
- Кто знает, что обозначает слово «перепёлка»?
- Посмотрите на экран. Перепел – полевая птица, родственная куропатке.
8. Задания на развитие речи, внимания.
1. Кто больше запомнит слов.
- Послушайте рассказ.
Пошел петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерегся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Перышки почистил. |
- Какие слова вы запомнили?
- Назовите слова, которые начинаются на звук [п]?
- Назовите слова, которые начинаются на звук [пʼ]?
- Молодцы!
2. Загадки.
- Отгадайте загадки. Назовите звук с которого начинается слово.
Любимая детская игрушка, В этой узенькой коробке | Холод лютый эта птица В Антарктиде не боится, Посреди снегов и льдин В море плавает (пингвин!) Новый дом несу в руке, |
- Разделите слова-отгадки на слоги. Давайте проверим. Посмотрите на экран.
-Почему в слове петрушка три слога? (три гласные буквы)
- Запишите слово пенал в тетрадь. Сделайте звуко-буквенный разбор этого слова. (один ученик у доски)
-Посмотрите на экран. Проверьте. Молодцы!
3. Помощь Пете Ошибкину.
-К нам за помощью снова обратился Петя Ошибкин. Поможем?
- Посмотрите, как он выполнил задание. Проверьте его работу и исправьте ошибки, если они есть. Возьмите доски и поработайте в парах.
- Докажите свои исправления.
-Молодцы. Я думаю, что Петя остался очень доволен.
4. Слоговой аукцион.
- Придумайте слова, в которых слог пи был бы первым.
- Придумайте слова, в которых слог па был вторым.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что для вас на уроке было новым?
- Какое задание было сложным?
- Какое задание было интересным?
- О чем расскажите дома родителям?
- У вас на партах лежат смайлики. Поднимите тот, который оценивает вашу работу.
- Спасибо вам за урок. Я считаю, что вы все сегодня поработали очень хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....