"Упражнения в подборе и написании однокоренных слов" технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кораблина Елена Викторовна

Технологическая карта урока русского языка, проведённого во 2 классе по учебнику Т.В.Рамзаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok_rus_yaz_2_kl.docx50.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования № 39 имени героя Советского Союза А. А. Рогожина»

Упражнения в подборе и написании однокоренных слов

(технологическая карта урока русского языка во 2 классе)

Исполнитель:

Кораблина Елена Викторовна

учитель начальных классов МБОУ ЦО № 39, г. Тулы

Тема:  Упражнение в подборе однокоренных слов.

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

  • Развить умение находить однокоренные слова;
  • Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
  • Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.

Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:  

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Представлять информацию в виде схемы.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Ориентироваться на развороте учебника.
  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре.

Личностные:

  • Выполнять правила этикета.
  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный

момент

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята.

Проверьте готовность к уроку.

Вот книжка на столе, пенал, тетрадки.

Не будем мы играть сегодня в прятки,

Не будем делать и корабль бумажный.

Сегодня в нашем классе урок уж очень важный.

Организует учащихся, контролирует их подготовку.

Приветствуют учителя стоя, организуют рабочее место.

регулятивные

личностные

коммуникативные

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1. Минутка чистописания.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

- Первым  прикрепим на веточку зелёный лист. От какого он дерева? (липа)

- По какому признаку узнали? (по форме)

- Произнесите первый звук в этом слове. (Л). Дайте его характеристику. Придумайте слова, в которых этот звук будет твёрдым. Как выдумаете, с какой буквой мы будем работать в минутке чистописания?

Слайд 2

    Лл     ля лу ли лю

    Листва    листопад    листья     лист

- Прочитайте на  слова, с которыми будем работать.

- Значение какого слова непонятно?

- Сели ровно, выполняем работу.

-Что общего у данных слов? (одинаковый корень)

- Что такое корень?

-Какие слова называем однокоренными?

- Можно ли их назвать однокоренными? ( Нет,  слова листья и листик это формы слова)

- Каковы признаки однокоренных слов?

- Выделите корень в словах. Как это сделать? (подобрать однокоренные слова, найти общую часть и выделить её дугой)

- Назовите слова, в которых есть «опасные» для написания места. (Листопад, листва – безударная гласная, листопад  - парная согласная.).

-Как  выделить эти орфограммы.

- Подберите проверочные слова.

- Какие из данных слов являются проверяемыми? Почему?

- Что знаете о правописании корня в однокоренных словах?

Организует самостоятельную работу в тетради, побуждает к высказыванию собственного мнения.

Активизирует деятельность учащихся.

Выявляет имеющиеся знания, побуждает к проговариванию филологических терминов.

Учит анализировать однокоренные слова

Учит выделять корень.

Формирует орфографическую зоркость, развивает умение подбирать однокоренные слова.

Учит графически выделять орфограммы.

Выясняет, что дети знают по теме урока.

Открывают тетради, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске

Отвечают на вопросы

Воспроизводят ранее изученные правила, выказывают собственное мнение.

регулятивные

познавательные

 

Познавательные

Коммуникативные

личностные

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

Слайд 3

После ответов учеников на слайде появляется план:

  1. Учиться подбирать однокоренные слова, выделять корень
  2. Упражняться в написании однокоренных слов.
  3. Находить «чужаков» среди них

Слайд 4

- Какова тема урока? («Упражнение в подборе однокоренных слов»

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Активизирует учебное содержание, необходимое и достаточное для воспроизведения нового материала.

Формулируют тему урока, составляют общий план работы.

Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают своё мнение.

регулятивные

познавательные

4.Первичное закрепление

- в знакомой ситуации

- в изменённой ситуации

1. Словарно – орфографическая работа

 А) Индивидуальная работа на карточках.

- Некоторым ученикам Осень предлагает выполнить задания индивидуально.  На перфокартах работают…

-Прежде чем написать слово, проанализируйте его.

Перфокарты 2х уровней сложности (приложение 1, 2 )

Б) Индивидуальная работа на доске.

- Посмотрите на этот лист. Он улыбается неспроста. Как думаете, в чём дело?

(Снимаю лист и читаю текст)

Хочу проверить я ваши знания, оставить оценку вам за старание. Рассказ прослушайте  внимательно. Слова словарные пишите старательно, запятые между ними ставьте, орфограммы все-все выделяйте.

( 2 человека работают  у доски)

Наступил месяц октябрь. Стоит прекрасная погода. В садах цветут жёлтые астры. Горожане солят помидоры. Ай да урожайный год!

Проверка (дети сигнализируют светофорами)

-Выскажите своё мнение о работе….

( Ученик отвечает:

-Я согласен с …. Он выполнил работу верно. Или указывают на ошибки и исправляют)

Дополнительные вопросы  для отвечающих у доски читаю с листа.

  1. Назови известные тебе части слова.
  2. Что такое корень?
  3. Что общего у приставки и корня? Чем они отличаются?
  4. Какая часть слова  является значимой? Почему?

Приведи примеры 2-х однокоренных слов.

 (ставлю оценки)

- На какие 2 группы можно разделить написанные слова? (сущ. и прил.)

-Подберите к именам прилагательным однокоренные существительные. Какие слова у вас получились?

- Как доказать, что вы выполнили задание верно?

- Запишите эти слова (желтизна, урожай).

- В каком слове безударную гласную нужно проверять?

В) Работа с деформированным предложением.

-Ох уж эта, осенняя проказница! Посмотрите что наделала!

Слайд 5

Собрали, богатый, дачники, урожай.

-Какое задание предлагаете сделать? (Составить и записать предложение, сделать полный его синтаксический разбор)

На крыле  доски работает самостоятельно 1 чел.

(Образец устного разбора предложения.

Дачники собрали богатый урожай.

Даю характеристику предложения. Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по наличию грамматических основ простое, по наличию второстепенных членов распространённое.

В предложении говорится о дачниках. Кто? Дачники. Это главный член предложения подлежащее, подчёркиваю одной чертой, выражено именем существительным. Дачники что сделали? Собрали. Это второй главный член предложения сказуемое, подчёркиваю двумя чертами, выражено глаголом.

Нахожу второстепенные члены: богатый, урожай. Устанавливаю связи слов в предложении: собрали (что?) урожай, урожай (какой?) богатый.

Проверка (дети сигнализируют светофорами)

-Выскажите своё мнение о работе….

( Ученик отвечает:

-Я согласен с …. Он выполнил работу верно. Или указывают на ошибки и исправляют)

-задайте 1 вопрос по теме урока.

(Ставлю оценку)

2. Проверка домашнего задания.

(снимаю лист и читаю текст)

-Проверю сейчас детишки, внимательно ли дома читаете книжки.

-Прочитайте пословицу, с которой работали дома. Объясните смысл.

- Что нужно было сделать? Подобрать однокоренные слова)

-Поднимите руку, у кого получилось 10 слов, 9 слов и т.д.

(Ученик, у которого получилось больше всего слов читает их и называет корень в группе однокоренных слов)

- Ваше мнение о правильности подбора однокоренных слов ….

3.Работа с учебником

- Далее продолжаем работать по учебнику с упражнением 307 на странице

-Прочитай задание. (Спиши названия ягод и цветов. Объясни, почему они так называются.)

- Прочитай названия цветов, ягод.

Слайд 6

Черника, облепиха, ежевика

Слайд 7

Колокольчик, одуванчик.

Работаем с каждым словом по плановым вопросам

-Что такое …(черника)?

-Как ты объяснишь название ягоды?

-Каков корень  в слове?

(5 человек работают со словарями и подтверждают ответы учащихся, зачитывая объяснение названий из словарной статьи)

(Черника-красит от фиолетового до черного цвета; одуванчик-дунул и семена полетели; облепиха-ягоды очень плотно прилегают друг к другу облепляя ветку; ежевика-похожа на ежа, с иголками, больно колется; колокольчик-по своей форме похож на колокол)

Развивает умение работать самостоятельно, побуждает к самоконтролю.

Активизирует деятельность.

Побуждает обучающихся к общей работе на доске, наблюдению, самостоятельной записи слов в тетрадь.

Побуждает к высказыванию собственного мнения, учит строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Проверяет знания по теме урока, учит оформлять свои мысли в устной форме.

Учит обобщать и классифицировать по признакам.

Тренирует в подборе однокоренных слов, учит на основе анализа объектов делать выводы.

Побуждает учащихся к выдвижению гипотез.

Учит строить устное монологическое высказывание с использованием филологических терминов, побуждает к самоконтролю.

Развивает умение слушать, понимать и оценивать работу одноклассников.

Активизирует работу по анализу группы однокоренных слов, тренирует в выделении корня.

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Проводит работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Учит работать со словарями

Индивидуально выполняют задания на дифференцирующих карточках, опираясь на имеющиеся знания.

Высказывают своё предположение.

Наблюдают за работой на доске.

Анализируют работу одноклассников, оценивают ответы, тактично высказывают своё мнение.

Анализируют записанные слова и делают вывод.

Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы с использованием филологических терминов.

Высказывают собственное мнение.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.

Слушают ответ ученика, делают выводы, высказывают своё мнение.

Объясняют смысл пословиц, тактично высказывают собственное мнение.

Осознанно строят речевое высказывание в устной форме при анализе группы однокоренных слов.

Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают вывод с использованием филологических терминов.

Находят информацию в словаре.

Сравнивают свой вывод с источником информации.

познавательные

регулятивные

личностные

коммуникативные

познавательные

регулятивные

 личностные

коммуникативные

Познавательные

познавательные

регулятивные

 личностные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

ФИЗМИНУТКА

Слайд 8

 

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1.Работа в парах

(Снимаю лист и читаю текст)

-Ваша задача определить, есть ли в этом рассказе родственники?

-Вы кто такие?

-Я – гусь, я – гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка гусеница.

- Есть ли в  рассказе родственники?

-Выпишите из диалога однокоренные слова, графически покажите родственников. Кто является чужаком? Почему?

Продолжение работы в парах

Слайд 9

Игра «Чужаки»

- Прочитайте название игры, в которую нам Осень предлагает поиграть. Как вы думаете, почему она так называется?

- Выпишите из каждой строчки однокоренные слова. Объясните свой выбор.

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу

Моделирует проблемную ситуацию с целью побуждения учащихся к дискуссии по одной из целей урока.

Организует работу в парах, побуждает к выдвижению гипотез.

Побуждает учащегося к проведению самоанализа.

Проводят исследовательскую работу, объясняю свой выбор, опираясь на теоретические знания, высказывают мнение пары.

Проводят самоанализ деятельности, выслушивают иное мнение.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слайд 10

- Подобное задание вы будете выполнять дома (Упр.308), а тем, кому оно понравилось, предлагаю придумать для одноклассников  цепочки однокоренных слов с «чужаками».

Организует и контролирует запись домашнего задания.

Самостоятельно записывают д/з в дневник с опорой на слайд

Регулятивные

Познавательные

Личностные

7.Рефлексия

1.Подведение итогов урока

Слайд 11

Осень прислала нам подарок – корзину с яблоками. Да не простую, а с кроссвордом, отгадав который вы по вертикали узнаете ключевое слово.

  1. Человек, который любит собирать грибы (грибник)
  2. Маленький гриб (грибок)
  3. Назови одним словом в единственном числе: лисичка, подберёзовик, мухомор (гриб)
  4. Места, где много грибов (грибные)
  5. Часть гриба под землёй (грибница)

(карточка см. приложение 3)

-Какое слово получилось по вертикали? (корень)

- Проверим, какой ряд сможет больше всего задать вопросов, связанных с данным термином  по теме урока.

(Ориентировочные вопросы

-Что такое корень? Как его найти в слове?

-Почему его называют значимой частью слова?

-Какие признаки однокоренных слов ты знаешь?

-Когда в цепочке родственных слов появляются «чужаки»?

-Как из распознать?

- Как проверить безударную гласную в корне?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

-Попрошу раскрасить зелёным карандашом одно яблоко тех учащихся, кому понравился урок и он считает его для себя информативным, а красным – кому не понравился и он не узнал ничего  нового. Покажите свои корзинки.

-А теперь раскрасьте одно яблоко зелёным карандашом те учащиеся, кому на уроке было всё легко и понятно, а красным – кому на уроке было иногда сложно, кто прежде чем ответить анализировал материал. Покажите свои корзинки.

-Благодаря слаженной  работе нам удалось выполнить все задания, собрать прекрасный букет и  получить в подарок корзину с яблоками. Урок окончен.

Активизирует деятельность учащихся через игровой момент.

Побуждает к фронтальной работе по построению умозаключений в вопросной форме по теме урока.

Побуждает учащихся к самоанализу.

Самостоятельно заполняют карточку.

Задают вопросы друг другу по теме урока с использованием в речи филологических терминов.

Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Литература:

1.Рамзаева Т.Г. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях, М. :Дрофа,2014.

2. Русский язык. 2 класс. Тесты. Дидактические материалы (к учебнику Т.Г. Рамзаевой "Русский язык. 3 класс. В 2-х частях")

3. Комиссарова Л.Ю.Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.

Прониной. Пособие для учащихся.– Изд. 2-е, перераб. – 128 с., ил.,2012.

4. Русский язык. 2 класс. Методическое пособие (Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Подбор и написание однокоренных слов" (3 класс)

Приложеный материал содержит конспект и презентацию, соответствующие типу урока:  урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий (УУД)....

Урок русского языка во 2 классе "Подбор к глаголам однокоренных существительных"

Урок по системе РО Л.В.Занкова. Цель: создать условия для закрепления умений подбирать родственные слова к данным....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением"

Задачи урокаОбразовательные:совершенствовать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова;учить распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;расширить знания у...

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов

Деятельностная цель: закреплять умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов или изменения формы слова....

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

упражнения в распознавании корня слова, подборе однокоренных слов. Конспект урока

Программа Перспектива. Русский язык. 2 класс. На данном уроке закреплялись знания об однокоренных словах....

Технологическая карта урока письма «Упражнение в написании слов с изученными буквами» (УМК "Перспектива", 1 кл.)

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление и коррекция представлений о согласных буквах Б, Д, Ж, З, совершенствование умений написания слов, предложений с изученными буквами. Задачи урокаДи...