"Упражнения в подборе и написании однокоренных слов" технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка, проведённого во 2 классе по учебнику Т.В.Рамзаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_rus_yaz_2_kl.docx | 50.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования № 39 имени героя Советского Союза А. А. Рогожина»
Упражнения в подборе и написании однокоренных слов
(технологическая карта урока русского языка во 2 классе)
Исполнитель:
Кораблина Елена Викторовна
учитель начальных классов МБОУ ЦО № 39, г. Тулы
Тема: Упражнение в подборе однокоренных слов.
Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи:
- Развить умение находить однокоренные слова;
- Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
- Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.
Планируемые результаты урока:
Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;
Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;
Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
Сформируются начальные формы рефлексии;
Сформируется базовый уровень умений:
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
- Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Представлять информацию в виде схемы.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
Личностные:
- Выполнять правила этикета.
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этап урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Слайд 1 - Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Вот книжка на столе, пенал, тетрадки. Не будем мы играть сегодня в прятки, Не будем делать и корабль бумажный. Сегодня в нашем классе урок уж очень важный. | Организует учащихся, контролирует их подготовку. | Приветствуют учителя стоя, организуют рабочее место. | регулятивные личностные коммуникативные |
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | 1. Минутка чистописания. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». - Первым прикрепим на веточку зелёный лист. От какого он дерева? (липа) - По какому признаку узнали? (по форме) - Произнесите первый звук в этом слове. (Л). Дайте его характеристику. Придумайте слова, в которых этот звук будет твёрдым. Как выдумаете, с какой буквой мы будем работать в минутке чистописания? Слайд 2 Лл ля лу ли лю Листва листопад листья лист - Прочитайте на слова, с которыми будем работать. - Значение какого слова непонятно? - Сели ровно, выполняем работу. -Что общего у данных слов? (одинаковый корень) - Что такое корень? -Какие слова называем однокоренными? - Можно ли их назвать однокоренными? ( Нет, слова листья и листик это формы слова) - Каковы признаки однокоренных слов? - Выделите корень в словах. Как это сделать? (подобрать однокоренные слова, найти общую часть и выделить её дугой) - Назовите слова, в которых есть «опасные» для написания места. (Листопад, листва – безударная гласная, листопад - парная согласная.). -Как выделить эти орфограммы. - Подберите проверочные слова. - Какие из данных слов являются проверяемыми? Почему? - Что знаете о правописании корня в однокоренных словах? | Организует самостоятельную работу в тетради, побуждает к высказыванию собственного мнения. Активизирует деятельность учащихся. Выявляет имеющиеся знания, побуждает к проговариванию филологических терминов. Учит анализировать однокоренные слова Учит выделять корень. Формирует орфографическую зоркость, развивает умение подбирать однокоренные слова. Учит графически выделять орфограммы. Выясняет, что дети знают по теме урока. | Открывают тетради, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске Отвечают на вопросы Воспроизводят ранее изученные правила, выказывают собственное мнение. | регулятивные познавательные
Познавательные Коммуникативные личностные |
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | – Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. Слайд 3 После ответов учеников на слайде появляется план:
Слайд 4 - Какова тема урока? («Упражнение в подборе однокоренных слов» – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | Активизирует учебное содержание, необходимое и достаточное для воспроизведения нового материала. | Формулируют тему урока, составляют общий план работы. Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают своё мнение. | регулятивные познавательные |
4.Первичное закрепление - в знакомой ситуации - в изменённой ситуации | 1. Словарно – орфографическая работа А) Индивидуальная работа на карточках. - Некоторым ученикам Осень предлагает выполнить задания индивидуально. На перфокартах работают… -Прежде чем написать слово, проанализируйте его. Перфокарты 2х уровней сложности (приложение 1, 2 ) Б) Индивидуальная работа на доске. - Посмотрите на этот лист. Он улыбается неспроста. Как думаете, в чём дело? (Снимаю лист и читаю текст) Хочу проверить я ваши знания, оставить оценку вам за старание. Рассказ прослушайте внимательно. Слова словарные пишите старательно, запятые между ними ставьте, орфограммы все-все выделяйте. ( 2 человека работают у доски) Наступил месяц октябрь. Стоит прекрасная погода. В садах цветут жёлтые астры. Горожане солят помидоры. Ай да урожайный год! Проверка (дети сигнализируют светофорами) -Выскажите своё мнение о работе…. ( Ученик отвечает: -Я согласен с …. Он выполнил работу верно. Или указывают на ошибки и исправляют) Дополнительные вопросы для отвечающих у доски читаю с листа.
Приведи примеры 2-х однокоренных слов. (ставлю оценки) - На какие 2 группы можно разделить написанные слова? (сущ. и прил.) -Подберите к именам прилагательным однокоренные существительные. Какие слова у вас получились? - Как доказать, что вы выполнили задание верно? - Запишите эти слова (желтизна, урожай). - В каком слове безударную гласную нужно проверять? В) Работа с деформированным предложением. -Ох уж эта, осенняя проказница! Посмотрите что наделала! Слайд 5 Собрали, богатый, дачники, урожай. -Какое задание предлагаете сделать? (Составить и записать предложение, сделать полный его синтаксический разбор) На крыле доски работает самостоятельно 1 чел. (Образец устного разбора предложения. Дачники собрали богатый урожай. Даю характеристику предложения. Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по наличию грамматических основ простое, по наличию второстепенных членов распространённое. В предложении говорится о дачниках. Кто? Дачники. Это главный член предложения подлежащее, подчёркиваю одной чертой, выражено именем существительным. Дачники что сделали? Собрали. Это второй главный член предложения сказуемое, подчёркиваю двумя чертами, выражено глаголом. Нахожу второстепенные члены: богатый, урожай. Устанавливаю связи слов в предложении: собрали (что?) урожай, урожай (какой?) богатый. Проверка (дети сигнализируют светофорами) -Выскажите своё мнение о работе…. ( Ученик отвечает: -Я согласен с …. Он выполнил работу верно. Или указывают на ошибки и исправляют) -задайте 1 вопрос по теме урока. (Ставлю оценку) 2. Проверка домашнего задания. (снимаю лист и читаю текст) -Проверю сейчас детишки, внимательно ли дома читаете книжки. -Прочитайте пословицу, с которой работали дома. Объясните смысл. - Что нужно было сделать? Подобрать однокоренные слова) -Поднимите руку, у кого получилось 10 слов, 9 слов и т.д. (Ученик, у которого получилось больше всего слов читает их и называет корень в группе однокоренных слов) - Ваше мнение о правильности подбора однокоренных слов …. 3.Работа с учебником - Далее продолжаем работать по учебнику с упражнением 307 на странице -Прочитай задание. (Спиши названия ягод и цветов. Объясни, почему они так называются.) - Прочитай названия цветов, ягод. Слайд 6 Черника, облепиха, ежевика Слайд 7 Колокольчик, одуванчик. Работаем с каждым словом по плановым вопросам -Что такое …(черника)? -Как ты объяснишь название ягоды? -Каков корень в слове? (5 человек работают со словарями и подтверждают ответы учащихся, зачитывая объяснение названий из словарной статьи) (Черника-красит от фиолетового до черного цвета; одуванчик-дунул и семена полетели; облепиха-ягоды очень плотно прилегают друг к другу облепляя ветку; ежевика-похожа на ежа, с иголками, больно колется; колокольчик-по своей форме похож на колокол) | Развивает умение работать самостоятельно, побуждает к самоконтролю. Активизирует деятельность. Побуждает обучающихся к общей работе на доске, наблюдению, самостоятельной записи слов в тетрадь. Побуждает к высказыванию собственного мнения, учит строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Проверяет знания по теме урока, учит оформлять свои мысли в устной форме. Учит обобщать и классифицировать по признакам. Тренирует в подборе однокоренных слов, учит на основе анализа объектов делать выводы. Побуждает учащихся к выдвижению гипотез. Учит строить устное монологическое высказывание с использованием филологических терминов, побуждает к самоконтролю. Развивает умение слушать, понимать и оценивать работу одноклассников. Активизирует работу по анализу группы однокоренных слов, тренирует в выделении корня. Побуждает к высказыванию собственного мнения. Проводит работу по обогащению словарного запаса учащихся. Учит работать со словарями | Индивидуально выполняют задания на дифференцирующих карточках, опираясь на имеющиеся знания. Высказывают своё предположение. Наблюдают за работой на доске. Анализируют работу одноклассников, оценивают ответы, тактично высказывают своё мнение. Анализируют записанные слова и делают вывод. Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы с использованием филологических терминов. Высказывают собственное мнение. Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске. Слушают ответ ученика, делают выводы, высказывают своё мнение. Объясняют смысл пословиц, тактично высказывают собственное мнение. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме при анализе группы однокоренных слов. Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают вывод с использованием филологических терминов. Находят информацию в словаре. Сравнивают свой вывод с источником информации. | познавательные регулятивные личностные коммуникативные познавательные регулятивные личностные коммуникативные Познавательные познавательные регулятивные личностные Коммуникативные Познавательные Коммуникативные Познавательные Регулятивные Познавательные Личностные |
ФИЗМИНУТКА Слайд 8 |
| |||
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | 1.Работа в парах (Снимаю лист и читаю текст) -Ваша задача определить, есть ли в этом рассказе родственники? -Вы кто такие? -Я – гусь, я – гусыня, это наши гусята. -А ты кто? -А я ваша тётка гусеница. - Есть ли в рассказе родственники? -Выпишите из диалога однокоренные слова, графически покажите родственников. Кто является чужаком? Почему? Продолжение работы в парах Слайд 9 Игра «Чужаки» - Прочитайте название игры, в которую нам Осень предлагает поиграть. Как вы думаете, почему она так называется? - Выпишите из каждой строчки однокоренные слова. Объясните свой выбор. Больной, больница, большой. Путь, дорога, путник. Вода, река, водяной. Часовщик, час, часть. Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу | Моделирует проблемную ситуацию с целью побуждения учащихся к дискуссии по одной из целей урока. Организует работу в парах, побуждает к выдвижению гипотез. Побуждает учащегося к проведению самоанализа. | Проводят исследовательскую работу, объясняю свой выбор, опираясь на теоретические знания, высказывают мнение пары. Проводят самоанализ деятельности, выслушивают иное мнение. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Слайд 10 - Подобное задание вы будете выполнять дома (Упр.308), а тем, кому оно понравилось, предлагаю придумать для одноклассников цепочки однокоренных слов с «чужаками». | Организует и контролирует запись домашнего задания. | Самостоятельно записывают д/з в дневник с опорой на слайд | Регулятивные Познавательные Личностные |
7.Рефлексия | 1.Подведение итогов урока Слайд 11 Осень прислала нам подарок – корзину с яблоками. Да не простую, а с кроссвордом, отгадав который вы по вертикали узнаете ключевое слово.
(карточка см. приложение 3) -Какое слово получилось по вертикали? (корень) - Проверим, какой ряд сможет больше всего задать вопросов, связанных с данным термином по теме урока. (Ориентировочные вопросы -Что такое корень? Как его найти в слове? -Почему его называют значимой частью слова? -Какие признаки однокоренных слов ты знаешь? -Когда в цепочке родственных слов появляются «чужаки»? -Как из распознать? - Как проверить безударную гласную в корне? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? -Попрошу раскрасить зелёным карандашом одно яблоко тех учащихся, кому понравился урок и он считает его для себя информативным, а красным – кому не понравился и он не узнал ничего нового. Покажите свои корзинки. -А теперь раскрасьте одно яблоко зелёным карандашом те учащиеся, кому на уроке было всё легко и понятно, а красным – кому на уроке было иногда сложно, кто прежде чем ответить анализировал материал. Покажите свои корзинки. -Благодаря слаженной работе нам удалось выполнить все задания, собрать прекрасный букет и получить в подарок корзину с яблоками. Урок окончен. | Активизирует деятельность учащихся через игровой момент. Побуждает к фронтальной работе по построению умозаключений в вопросной форме по теме урока. Побуждает учащихся к самоанализу. | Самостоятельно заполняют карточку. Задают вопросы друг другу по теме урока с использованием в речи филологических терминов. Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные Познавательные Личностные |
Литература:
1.Рамзаева Т.Г. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях, М. :Дрофа,2014.
2. Русский язык. 2 класс. Тесты. Дидактические материалы (к учебнику Т.Г. Рамзаевой "Русский язык. 3 класс. В 2-х частях")
3. Комиссарова Л.Ю.Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.
Прониной. Пособие для учащихся.– Изд. 2-е, перераб. – 128 с., ил.,2012.
4. Русский язык. 2 класс. Методическое пособие (Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Подбор и написание однокоренных слов" (3 класс)
Приложеный материал содержит конспект и презентацию, соответствующие типу урока: урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий (УУД)....
Урок русского языка во 2 классе "Подбор к глаголам однокоренных существительных"
Урок по системе РО Л.В.Занкова. Цель: создать условия для закрепления умений подбирать родственные слова к данным....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением"
Задачи урокаОбразовательные:совершенствовать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова;учить распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;расширить знания у...
Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов
Деятельностная цель: закреплять умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов или изменения формы слова....
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...
упражнения в распознавании корня слова, подборе однокоренных слов. Конспект урока
Программа Перспектива. Русский язык. 2 класс. На данном уроке закреплялись знания об однокоренных словах....
Технологическая карта урока письма «Упражнение в написании слов с изученными буквами» (УМК "Перспектива", 1 кл.)
Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление и коррекция представлений о согласных буквах Б, Д, Ж, З, совершенствование умений написания слов, предложений с изученными буквами. Задачи урокаДи...