Урок русского языка во 2 классе "Подбор к глаголам однокоренных существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Михалёва Лариса Павловна

Урок по системе РО Л.В.Занкова. Цель: создать условия для закрепления умений подбирать родственные слова к данным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

( система РО Л. В. Занкова,

учебник «Русский язык. 2 класс» А.В.Поляковой)

Михалёва Лариса Павловна

Тема: Подбор к глаголам однокоренных существительных

Цель: создать условия для закрепления умений подбирать родственные слова к данным.

Задачи:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ:

      -   Продолжать формирование  умений подбирать однокоренные слова;

-   Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;

      -  Развивать орфографическую зоркость.

  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
  1. Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
  2. Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  3. Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
  4. Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
  5. Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.  
  1. ЛИЧНОСТНЫЕ:
  1. Воспитывать аккуратность;
  2. Воспитывать взаимовыручку.

Ход урока

Этапы

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Мотивирование к учебной  деятельности.

Игра «Обмен настроением» (Возьмите друг друга за руки)

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний)

- Повторяйте за мной:

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.  Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.


  1. Чистописание и орфографическая минутка

На доске:

учит . ль     вет . р     р . бята    м . чтать

- Какую букву надо вставить вместо пропусков?

 - Какое слово лишнее? Почему?

Проблема: нельзя проверить написание слова мечтать.

Ее ее те ре ме

учитель ветер ребята

Познавательные:

общеучебные: умение  структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

контроль, коррекция: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

3. Постановка проблемы.

- Вы определили лишнее слово мечтать, т.к. оно новое. А ещё по какой причине оно может быть лишним? (глагол)

- Как вы думаете, о какой части речи будем говорить на уроке? (о глаголе)

- Запишите с красной строки, подберите родственное существительное:

Мечтать – мечта, мечтатель, мечтательница.

- Что ещё будем делать на уроке? (Подбирать к глаголам родственные существительные)

- Найдите корень в этих словах.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4.  Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, тема урока:

Подбор  к глаголам однокоренных существительных.

- Сегодня на уроке мы работаем в группах.  Помните, что совещаться надо спокойно, чтобы не мешать соседям.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения

5. Реализация построенного проекта.

1) Повторение знаний о глаголе.















































  1. Подбор однокоренных существительных










6. Первичное закрепление


В группах выполнение теста.

- Прочитайте, выберите букву правильного ответа:

I группа

Глагол – это

В) часть речи;

Г) член предложения.

II группа

Глагол обозначает:

Д) предмет;

Е) действие предмета;

Ж) признак предмета.

III группа

Глаголы отвечают на вопросы:

О) Кто? Что?

П) Кому? Откуда?

Р) Что делать? Что сделать?

IV группа

Каким членом предложения чаще всего является?

Л) подлежащее;

М) дополнение;

Н) сказуемое.

I группа

Как подчёркивается в предложении?

О) ____

    _____

П) _   _  _  _

Р) _______

Выбранные ответы дети вывешивают на доску.

Получается схема «Глагол», по буквам читается «верно».

По цепочке у доски:

ласкать – ласка

забавлять – забава

играть – игра, игрушка

танцевать – танец, танцор

переходить – переход, ход, ходули,  походка




В группах – по карточкам – выбрать из предложенных слов родственные сущ. к данным глаголам.

Белить –

Водить –

Веселить –

Говорить -

Коммуникативные:

управление поведением партнера: умение выражать свои мысли


























































































Регулятивные: оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

7. С/работа с проверкой по эталону.

учебник с.81 упр.163 (первые 3 строчки)

Проверка:

Консультанты из I группы.

- Назовите глаголы, существительные.

- Что можете сказать о корне родственных слов?

Регулятивные: контроль в форме сравнения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

7. Включение в систему знаний и повторение.

1) Подбор проверочных слов






2) Работа в тетрадях на печатной основе – с.35 упр.41.

3)Дифференцированная работа

1) - Ребята, как вы думаете, для чего мы учимся подбирать родственные слова?

Б . ЖАТЬ  СП . ШИТ  

- Что мы знаем о глаголе? Как глаголы изменяются?

- В каком времени могут стоять глаголы?

2 ученика – за доской (1 выписывает глаголы прошедшего времени, другой – наст.времени). Взаимопроверка.

(под музыку «Моя мечта» из мультфильма «Летучий корабль»)

По цвету

    I группа:  Прочитай текст. Выпиши однокоренные слова из текста. Определи части речи. Попробуй подобрать свои однокоренные слова. Составь предложение с любым из них.

Своя мечта есть у каждого человека. Кто-то хочет новый велосипед, кто-то – много конфет. Но все дети мечтают о мире, хотят, что близкие и любимые были рядом.

II группа: Подбери однокоренные слова с корнем
-МЕЧТ- . Определи части речи. Составь и запиши предложение с любым из слов.

        III группа: Составь и запиши текст из 3-4 предложений о своём желании, используя однокоренные слова с корнем - МЕЧТ -.

Коммуникативные:

управление поведением партнера: умение выражать свои мысли









Регулятивные: контроль в форме сравнения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

8. Рефлексия УД на уроке

- Подведём итог урока, используя выражения

Я узнал

Я вспомнил

Я научился

- Поднимите сигналы: зелёные, если на уроке у вас всё получилось или вы справились с возникшими трудностями, красные – если затруднения остались.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

9. Домашняя работа

Т. – с.36-37 упр.42, словарь


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

урок русского языка по теме "Отличие глаголов от имён существительных"

Работая по теме"Части речи", ученики часто ошибаются в определении частей речи у таких групп слов, как зелень, зеленеть, зелёный; бег, бежать. На уроке сопоставляются, прежде всего, "конфликтные" глаг...

Урок русского языка. 2 класс. Тема: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах....