Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Зерцалова Надежда Андреевна

Деятельностная цель: закреплять умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов или изменения формы слова.

 

Содержательная цель: создать условия для формирования умения  находить проверочные слова.

 

Задачи урока:

-формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

 -уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

-развивать орфографическую зоркость;

- развивать внимание, мышление, речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 2  классе (УМК «Перспектива»)

Тема: Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов.

Деятельностная цель: закреплять умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов или изменения формы слова.

Содержательная цель: создать условия для формирования умения  находить проверочные слова.

Задачи урока:

-формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

 -уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

-развивать орфографическую зоркость;

- развивать внимание, мышление, речь.

Задачи:

      обучающие

  • закрепление правил проверки безударных гласных

развивающие

  • развивать мыслительных операций (сравнение и классификации, интеллектуальных умений), творческих способностей, устной  речи;
  • продолжить работу по формированию самооценки учащихся;
  • овладевать способностью понимать и сохранять цель  урока;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • активно использовать речевые средства и коммуникативные технологии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • уметь договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

воспитательные

  • формировать уважительное отношение к иному мнению;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения «ученик – учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки.

Планируемые результаты:

Личностные умения:

— проявлять интерес к оформлению правильного ответа на уроке

 Познавательные умения:

— анализировать выбор написания безударной гласной и обосновывать своё мнение.

Универсальные учебные действии, формируемые на уроке:

  • Личностные: Осознавать себя как индивидуальность
    и одновременно как членов общества; признавать общепринятые морально-этические нормы.
  • Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
  • Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
  • Познавательные: распознавать ударную и безударную гласную и обосновывать своё мнение; определять способ проверки безударной гласной и обосновывать своё мнение;

Оборудование:  Учебник «Русский язык 2 класс», авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, , индивидуальные задания для работы в группах, демонстрационные карточки «Шаги к умению»

Тип урока:  урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы: индивидуальная, парная,  фронтальная

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап мотивации к учебной деятельности.

Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. 

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы?

 – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

 – Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.) Какие советы нам еще пригодятся, чтобы на уроке всем было интересно и комфортно? (уметь слушать товарища, не перебивать и тд)

Дети отвечают на вопросы.

Объясняют смысл пословицы.

2

Этап актуализации учебного действия

В качестве закладки я использую ваш подарок – аппликацию. Но мне кажется, что ей не хватает чего-то (рамки). Какой цвет подойдет? Какое действие мы сейчас выполняли? (подбирали). Это слово поможет нам определить тему урока.

Уметь делать подбор нужно и на уроке русского языка. А что мы будем подбирать, вы угадайте из следующего задания.

Словарно-орфографическая работа

Прочитайте слова.

н..ябрь  п..года м…роз с…пог  д..жди  в..дичка   р..ка  м..рской  Сн..жок

Что общего у всех этих слов?

 (Это слова с безударной гласной)

По каким признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?

К первой группе можно отнести слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Ко второй группе можно отнести слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Поработаем с 1 группой.

Деление на группы, найди лишнее слово.

Что должен знать ученик, чтобы не допускать ошибки в написании таких слов? (выучить наизусть)

Проверьте и оцените себя.

Подбор цвета рамки.   Ответы на вопросы: подбирают цвет рамки, выделят слово-действие – «подбирали».

Дети отвечают на вопросы, делят слова на группы.

Делят слова на группы.

Отвечают на вопрос (надо запомнить словарные слова).

Выполняют деление на группы, находят лишнее слово, объясняют выбор.

Самопроверка. Самооценка.

3.

Самоопределение к деятельности

Поработаем со 2 группой. Устно.

д..жди  в..да   р..ка  м..рской  Сн..жок

А чем интересны эти слова? (Это слова с безударными гласными, которые можно проверить, все слова связаны по смыслу с водой).

Сделайте вывод и

сформулируйте тему и цель урока. 

Какое слово «лишнее»?

 - На какие 2 группы можно разделить эти слова? (собственные и нарицательные,
   - двусложные и трёхсложные,- одушевлённые и неодушевлённые)

Вспомните алгоритм проверки безударных гласных.

На доске надо расположить карточки с планом действий по порядку.

Какой способ проверки применяли?

(Изменяем форму слова, подбираем родственные слова).

Находят «лишнее слово», объясняют свой выбор.

Дети отвечают на вопросы, подбирают проверочные слова, называют тему  и цель урока:

Подбор проверочных слов к словам с  безударным гласным звуком.  Цели: повторить правило проверки безударной гласной,

 находить в словах безударную гласную, правильно подбирать проверочные слова.

Восстанавливают алгоритм проверки безударного гласного на доске (карточки).

4.

Работа по теме урока.

1 Работа в группах.

Класс делится на группы, подбирают родственные слова к одному из слов 2 группы, записывают их на лист, выделяют проверочное слово, подчеркивают орфограмму  и доказывают правильность выбора (листы вывешиваются на доску).

Проверка. Оцените работу каждой команды.

Дети объясняют правильность выполнения задания, выбора проверочных слов, алгоритм проверки безударных гласных.

Самопроверка по образцу и самооценка.

5.

Физминутка

Дружно встали, потянулись.

Влево, вправо повернулись.

Руки в стороны и вверх.

Кто же сядет тише всех?

6.

Закрепление по теме урока

1.Работа в парах и самостоятельно.

Какое задание можно придумать к этим словам? (Составь и запиши из слов  несколько предложений так, чтобы получился текст). Запишите предложения. Несколько работ зачитываются. Найди слова с безударным гласным, который можно проверить, подчеркни орфограмму.

Взаимопроверка. Самооценка.

Придумывают задание. Составляют текст, подчеркивают орфограмму , зачитывают текст. Взаимопроверка. Самооценка.

7

Игра «Бумеранг»

Задание по рядам.

Вставьте пропущенные буквы (цепочкой)

1 ученик работает с одним словом.

Что вы заметили? Все слова с безударной гласной.

Выполняют задание. Фронтальная проверка. Самооценка.

8.

Самостоятельная работа

Работа с учебником.

С.94 № 143

Проверочная работа

 (по вариантам: 1 вариант - записывают предложения с пропущенной буквой о, 2 вариант – с буквой а).

Дополнительное задание:

найди предложение, которое не подходит ни одному варианту, спиши, если успел выполнить задание раньше всех.

Прочитайте задание. Пользуясь алгоритмом проверки безударной гласной в слове, объясните выбор пропущенной буквы.

Кто запомнил, чем мы проверяем безударный гласный звук?

Самопроверка. Самооценка.

Читают задание.

Самостоятельно выполняют, подчеркивают орфограмму, объясняют выбор.

Отвечают на вопрос (ударением).

Самопроверка.

Самооценка.

9.

Итог урока

Рефлексия

-Наш урок подошёл к концу

 Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Стали вы мудрее? В чем?

Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

 – Чему научились на уроке?

 – Что было трудным на уроке?

 – Что было для вас самым интересным на уроке?

-Посмотрите в свою работу, какими цветами вы отметили  этапы? О чём это говорит?

-А теперь оцените свою работу за весь урок – выбери квадрат нужного цвета и приклей на рамку. Составим рамку к нашей картине (приклеивают квадратики на рамку).

 -Спасибо за  урок!

Отвечают на вопросы, делают вывод. Оформляют рамку к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план -конспект урока Упражнение в распознавании корня слова в слове, подборе однокоренных слов

Цели: формировать умение находить в словах корень, образо­вывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словар­ный запас учащихся.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на...

"Упражнения в подборе и написании однокоренных слов" технологическая карта урока

Технологическая карта урока русского языка, проведённого во 2 классе по учебнику Т.В.Рамзаевой...

Презентация к уроку во 2 классе по теме "Распознавание проверочных слов. Подбор проверочного однокоренного слова" к учебнику Рамзаевой Т.Г.

Данная презентация выполнена без стилизации, что дает учителю возможность ее творческого  преобразования.Материал расположен с соблюдением всех этапов урока: с объявления темы и минутки чистописа...

Конспект урока по русскому языку "Упражнения в подборе проверочных слов для названий предметов2.

Цель: продолжить упражнять в решении орфографических задач в корне для названий предметов.Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; тренировка ум...

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)

Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель  урока: ...

упражнения в распознавании корня слова, подборе однокоренных слов. Конспект урока

Программа Перспектива. Русский язык. 2 класс. На данном уроке закреплялись знания об однокоренных словах....