Виды грамматических разборов в начальной школе
методическая разработка по русскому языку на тему

Кудрявцева Лариса Геннадьевна

Данное методическое пособие создано в связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов и  их письменного оформления  в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Виды грамматических разборов в начальной школе»

        В связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их письменного оформления  в начальной школе возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.

1. Значение грамматических разборов

Грамматические разборы способствуют:

1) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;

2) формированию орфографических умений и навыков;

3) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;

4) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.

2. Виды грамматических разборов в начальной школе:

  1. Фонетический (звуко-буквенный) разбор;
  2. Морфемный (словообразователь-ный) разбор;
  3. Морфологический разбор;
  4. Синтаксический разбор.

3. Фонетический разбор (звуко – буквенный разбор).

        Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

        Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

        Порядок фонетического разбора:

  1. Сколько в слове слогов?
  2. На какой слог падает ударение?
  3. Написать транскрипцию слова.
  4. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  5. Согласные звуки: звонкие и глухие (указать парные или непарные), твердые и мягкие (указать парные или непарные); какими буквами обозначены.
  6. Количество звуков и букв в слове.

        Образец письменного разбора:

Лáвка – 2 слога.

[ л а ф к а]

л – [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;

а – [а] – гласный, ударный;

в – [ф] – согласный, глухой парный, твердый парный;

к – [к] – согласный глухой парный, твердый парный;

а – [а] – гласный, безударный;

6 букв, 6 звуков.

4. Морфемный разбор (разбор слова по составу).

        Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

        Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

        Порядок морфемного разбора:

  1. Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).
  2. Выдели основу слова: все, кроме окончания. Но надо помнить, что -ТЬ, -Л- -  это формообразующие суффиксы, они в основу слова не входят.
  3. Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).
  4. Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).
  5. Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

Образец устного разбора:

Подставка.

  1. Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка, подставки, подставке. В слове подставка окончание – а.
  2. Выделю основу слова. В слове подставка основа слова - подставк.
  3. Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить, уставленный, заставить. В слове подставка корень - став -.
  4. Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить (поддержка, подбодрить, подпрыгнуть). В слове подставка приставка под-.
  5. Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В слове подставка суффикс -к-. 

Образец письменного разбора:  под став к а  . Основа выделяется снизу – подставк.

5. Морфологический разбор.

        Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

        Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.

        В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.

        

Порядок морфологического разбора:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Начальная форма (неопределённая форма). Спряжение.

3.Постоянные признаки: род, склонение, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное.

3.Непостоянные признаки: число, род (в единственном числе), падеж.

3.Постоянные признаки:  время; лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Число и род ( в единственном числе) – для глаголов в прошедшем времени.

4.Непостоянные признаки: падеж, число.

4. Роль в предложении.

4.Роль в предложении.

5. Роль в предложении.

                

Из-за туч показалось ласковое солнышко.

 Образец письменного разбора имени существительного:

   (Из-за) туч– имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из-за чего, откуда?

  1. Начальная форма – туча.
  2. Постоянные признаки: ж.р., I скл., нариц., неодуш.
  3. Непостоянные признаки:  в родительном падеже, в единственном числе.
  4. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: показалось (из-за чего?, откуда?) из-за туч.

Образец устного разбора имени прилагательного:

  1. Ласковое – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое?
  2. Начальная форма – ласковый.
  3. Употреблено в единственном числе, в среднем роде, в именительном падеже.
  4.  В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: солнышко (какое?) ласковое.

Образец письменного разбора имени прилагательного:

  1.  Ласковое– прилаг. (какое?).
  2. Н.ф. – ласковый.
  3. В  ед. ч, в ср.р., в им. п..
  4. Вт. чл.  солнышко (какое?) ласковое

Образец устного разбора глагола:

  1. Показалось – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделало?
  2. Начальная форма – показаться, I спряжение.
  3. Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в среднем роде.
  4. В предложении является сказуемым: солнышко (что сделало?) показалось.

Образец письменного разбора глагола:

  1. Показалось – гл. (что сделало?).
  2. Н.ф. – показаться, I спр.
  3. В прош. вр., в ед.ч., в ср.р.
  4. Сказуемое.

6. Синтаксический разбор.

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.

        Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.

Порядок синтаксического разбора предложения:

  1. Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное – невосклицательное.
  3. Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.

Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.

  1. Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после выделения главных членов из предложения выписываются словосочетания с вопросами или без вопросов).
  2. Начерти схему предложения.

Из-за тучи показалось ласковое солнышко.

Образец устного разбора:

  1. Предложение по цели высказывания повествовательное.
  2. По эмоциональной окраске  невосклицательное.
  3. Определю, о ком или о чём говорится в предложении. В предложении говорится о солнышке. Слово отвечает на вопрос что? Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.
  4. Поставлю от подлежащего вопрос (солнышко) что сделало? показалось Это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркну его двумя чертами.
  5. Поставлю от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения: солнышко (какое?) ласковое (поясняет подлежащее); показалось (откуда?) из-за тучи (поясняет сказуемое).
  6. Чем осложнено? (осложнено однородными членами: подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами).

Образец письменного разбора:

Из-за тучи показалось ласковое солнышко. (Повеств., невоскл., простое, распр., не осл.).

 [ ____ ____ ].

                                                          х                          х

Из-за тучи показалось ласковое солнышко.

        или

Из-за тучи показалось

ласковое солнышко.

        х

солнышко (какое?) ласковое

х

 показалось (откуда?) из-за тучи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды грамматических разборов

Виды грамматических разборов...

Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Урок русского языка "Виды грамматических разборов".

Виды грамматических разборов. Урок русского языка. 3 класс. УМК-любой...

Презентация "Лексико-грамматические упражнения для начальной школы"

Лексико-грамматические упражнения для начальной школы с целью закрепления пройденного материала...

Грамматические игры в начальной школе

Использование на уроках  игровой деятельности способствует познавательной и творческой активности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в...

Памятки грамматических разборов в начальных классах

В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложе...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"...