Виды грамматических разборов в начальной школе
методическая разработка по русскому языку на тему
Данное методическое пособие создано в связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов и их письменного оформления в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Виды грамматических разборов в начальной школе»
В связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их письменного оформления в начальной школе возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.
1. Значение грамматических разборов
Грамматические разборы способствуют:
1) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
2) формированию орфографических умений и навыков;
3) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;
4) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
2. Виды грамматических разборов в начальной школе:
|
3. Фонетический разбор (звуко – буквенный разбор).
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.
Порядок фонетического разбора:
- Сколько в слове слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Написать транскрипцию слова.
- Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
- Согласные звуки: звонкие и глухие (указать парные или непарные), твердые и мягкие (указать парные или непарные); какими буквами обозначены.
- Количество звуков и букв в слове.
Образец письменного разбора:
Лáвка – 2 слога.
[ л а ф к а]
л – [л] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
а – [а] – гласный, ударный;
в – [ф] – согласный, глухой парный, твердый парный;
к – [к] – согласный глухой парный, твердый парный;
а – [а] – гласный, безударный;
6 букв, 6 звуков.
4. Морфемный разбор (разбор слова по составу).
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.
Порядок морфемного разбора:
- Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).
- Выдели основу слова: все, кроме окончания. Но надо помнить, что -ТЬ, -Л- - это формообразующие суффиксы, они в основу слова не входят.
- Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).
- Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).
- Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).
Образец устного разбора:
Подставка.
- Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка, подставки, подставке. В слове подставка окончание – а.
- Выделю основу слова. В слове подставка основа слова - подставк.
- Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить, уставленный, заставить. В слове подставка корень - став -.
- Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить (поддержка, подбодрить, подпрыгнуть). В слове подставка приставка под-.
- Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В слове подставка суффикс -к-.
Образец письменного разбора: под став к а . Основа выделяется снизу – подставк.
5. Морфологический разбор.
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Порядок морфологического разбора:
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. | 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. | 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. |
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). | 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). | 2. Начальная форма (неопределённая форма). Спряжение. |
3.Постоянные признаки: род, склонение, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное. | 3.Непостоянные признаки: число, род (в единственном числе), падеж. | 3.Постоянные признаки: время; лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Число и род ( в единственном числе) – для глаголов в прошедшем времени. |
4.Непостоянные признаки: падеж, число. | 4. Роль в предложении. | 4.Роль в предложении. |
5. Роль в предложении. |
Из-за туч показалось ласковое солнышко.
Образец письменного разбора имени существительного:
(Из-за) туч– имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из-за чего, откуда?
- Начальная форма – туча.
- Постоянные признаки: ж.р., I скл., нариц., неодуш.
- Непостоянные признаки: в родительном падеже, в единственном числе.
- В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: показалось (из-за чего?, откуда?) из-за туч.
Образец устного разбора имени прилагательного:
- Ласковое – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое?
- Начальная форма – ласковый.
- Употреблено в единственном числе, в среднем роде, в именительном падеже.
- В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: солнышко (какое?) ласковое.
Образец письменного разбора имени прилагательного:
- Ласковое– прилаг. (какое?).
- Н.ф. – ласковый.
- В ед. ч, в ср.р., в им. п..
- Вт. чл. солнышко (какое?) ласковое
Образец устного разбора глагола:
- Показалось – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделало?
- Начальная форма – показаться, I спряжение.
- Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в среднем роде.
- В предложении является сказуемым: солнышко (что сделало?) показалось.
Образец письменного разбора глагола:
- Показалось – гл. (что сделало?).
- Н.ф. – показаться, I спр.
- В прош. вр., в ед.ч., в ср.р.
- Сказуемое.
6. Синтаксический разбор.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.
Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.
Порядок синтаксического разбора предложения:
- Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное – невосклицательное.
- Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.
Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
- Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после выделения главных членов из предложения выписываются словосочетания с вопросами или без вопросов).
- Начерти схему предложения.
Из-за тучи показалось ласковое солнышко.
Образец устного разбора:
- Предложение по цели высказывания повествовательное.
- По эмоциональной окраске невосклицательное.
- Определю, о ком или о чём говорится в предложении. В предложении говорится о солнышке. Слово отвечает на вопрос что? Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.
- Поставлю от подлежащего вопрос (солнышко) что сделало? показалось Это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркну его двумя чертами.
- Поставлю от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения: солнышко (какое?) ласковое (поясняет подлежащее); показалось (откуда?) из-за тучи (поясняет сказуемое).
- Чем осложнено? (осложнено однородными членами: подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами).
Образец письменного разбора:
Из-за тучи показалось ласковое солнышко. (Повеств., невоскл., простое, распр., не осл.).
[ ____ ____ ].
х х
Из-за тучи показалось ласковое солнышко.
или
Из-за тучи показалось
ласковое солнышко.
х
солнышко (какое?) ласковое
х
показалось (откуда?) из-за тучи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды грамматических разборов
Виды грамматических разборов...
Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Урок русского языка "Виды грамматических разборов".
Виды грамматических разборов. Урок русского языка. 3 класс. УМК-любой...
Презентация "Лексико-грамматические упражнения для начальной школы"
Лексико-грамматические упражнения для начальной школы с целью закрепления пройденного материала...
Грамматические игры в начальной школе
Использование на уроках игровой деятельности способствует познавательной и творческой активности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в...
Памятки грамматических разборов в начальных классах
В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложе...
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"...