Памятки грамматических разборов в начальных классах
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Чаева Елена Владимировна

В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложение).Грамматические разборы способствуют:А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;Б) формированию орфографических умений и навыков;В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_grammaticheskih_razborov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

 к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.

Фонетический разбор слова 1.

  1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
  2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
  3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  4. Количество звуков и букв в слове?

Пример:

морковь –[м а р к о ф,[

м -  м  - согл., непарн. зв., тв.парн.

о  -  а  - гласн., безударн.

р  -  р  - согл., непарн. зв., тв. парн.

к  -  к  - согл., парн. глух., тв. парн.

о  -  о – гласн., ударн.

в  -  ф, – согл., парн. глух., мягк.парн.

ь  -

7 б., 6 зв., 4 согл., 2 гл., 2 слога

Морфологический разбор имени существительного 3.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., что? - мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., стоит в им.п., ед.ч., в предл. явл. подлежащим.

Лужицу – сущ., что? - лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., стоит в в.п., ед.ч., в предл. явл. дополнением.

Морфологический разбор имени прилагательного3.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., какой? - душный, полное, стоит в ед.ч., ж.р., в род.п., в предл. явл. определением.

Морфологический разбор глагола 3.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки:

- вид;

- возвратность;

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф.- что делать? -  уходить, несов. вид, невозвр.,

II спр., стоит во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, в предл. явл. сказуемым.

Морфологический разбор личного местоимения 3.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, кто? - она, личное, 3 лицо, ед.ч., ж.р., в тв.п., в предл. явл. дополнением.

Порядок разбора слова по составу 2.

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.   
  2. Выдели основу слова.    
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.      
  4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
  5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

        

П р и м е р: 

       Заморозк  и

        

        Разбор предложения 4

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Простое или сложное?
  4. Распространенное оно или нераспространенное?
  5. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  6. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  7. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  8. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  9. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повеств.,невоск., прост., распр.)

     Что? Грибы - это подлежащее.

      Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

     От подлежащего вопрос задать нельзя.

      Задаем вопрос от сказуемого.

      Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство.

      Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство.

      После дождей (каких?) теплых – это определение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.

Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборовв начальных классах. Фонетический разбор слова. 1.     Сколько в слове слог...

Памятки к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.МАЙ 2016 г.

Памятки к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах....

Виды грамматических разборов в начальной школе

Данное методическое пособие создано в связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов и  их письменного оформления  в начальной школе....

Памятки "Грамматические разборы"

Помощь детям в морфологических разборах частей речи, в разборе предложений и фонетические разборы...