Памятки грамматических разборов в начальных классах
учебно-методический материал по русскому языку на тему
В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложение).Грамматические разборы способствуют:А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;Б) формированию орфографических умений и навыков;В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_grammaticheskih_razborov.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.
Фонетический разбор слова 1.
- Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
- Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове?
Пример:
морковь –[м а р к о ф,[
м - м - согл., непарн. зв., тв.парн.
о - а - гласн., безударн.
р - р - согл., непарн. зв., тв. парн.
к - к - согл., парн. глух., тв. парн.
о - о – гласн., ударн.
в - ф, – согл., парн. глух., мягк.парн.
ь -
7 б., 6 зв., 4 согл., 2 гл., 2 слога
Морфологический разбор имени существительного 3.
- Часть речи.
- Начальная форма (им.п., ед.ч.).
- Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., что? - мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., стоит в им.п., ед.ч., в предл. явл. подлежащим.
Лужицу – сущ., что? - лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., стоит в в.п., ед.ч., в предл. явл. дополнением.
Морфологический разбор имени прилагательного3.
- Часть речи.
- Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
- Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., какой? - душный, полное, стоит в ед.ч., ж.р., в род.п., в предл. явл. определением.
Морфологический разбор глагола 3.
- Часть речи.
- Начальная форма.
- Постоянные признаки:
- вид;
- возвратность;
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф.- что делать? - уходить, несов. вид, невозвр.,
II спр., стоит во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, в предл. явл. сказуемым.
Морфологический разбор личного местоимения 3.
- Часть речи.
- Начальная форма (им.п.).
- Лицо.
- Число.
- Род (только в 3 лице ед.ч.).
- Падеж.
- Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, кто? - она, личное, 3 лицо, ед.ч., ж.р., в тв.п., в предл. явл. дополнением.
Порядок разбора слова по составу 2.
- Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
- Выдели основу слова.
- Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
- Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
- Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
П р и м е р:
Заморозк и
Разбор предложения 4
- Какое предложение по цели высказывания?
- Какое предложение по интонации?
- Простое или сложное?
- Распространенное оно или нераспространенное?
- О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
- Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
- Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
- Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
- Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повеств.,невоск., прост., распр.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство.
Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство.
После дождей (каких?) теплых – это определение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.
Памятки необходимы учащимся для грамотного оформления разборов....
Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.
Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборовв начальных классах. Фонетический разбор слова. 1. Сколько в слове слог...
Памятки к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.МАЙ 2016 г.
Памятки к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах....
Виды грамматических разборов в начальной школе
Данное методическое пособие создано в связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов и их письменного оформления в начальной школе....
Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.
в помощь ученику...
Памятки "Грамматические разборы"
Помощь детям в морфологических разборах частей речи, в разборе предложений и фонетические разборы...