Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"
статья по русскому языку по теме
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_provedeniya_nekotoryh_vidov_grammaticheskogo_razbora_v_nachalnoy_shkole.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе
(Выступление на методическом объединении учителей начальных классов)
Мамасуева Нина Ивановна
ГБОУ школа №102
г.Санкт-Петербург
Грамматический разбор относится к числу важнейших упражнений в начальной школе в период обучения русскому языку, так как он способствует сознательному усвоению знаний, их обобщению и систематизации.
Некоторые виды грамматического разбора тесно связаны между собой: разбор по составу слова с орфографическим разбором; синтаксический разбор в с морфологическим.
Грамматический разбор проводится при проверке домашнего задания (индивидуальная работа у доски, на карточках), при актуализации опорных знаний ( при синтаксическом разборе предложения перед знакомством с однородными членами); при закреплении полученных знаний, при проведении повторительно-обобщающих уроков, контрольных уроков, при текущем повторении.
Во всех видах грамматического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность.
Программу начальной школы по русскому языку условно можно обозначить такой схемой:
Программа:
1. Звуки, буквы – 1 класс
2. Части слова, состав слова – 2 класс
3. Части речи – 3-4 класс
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – основная тема.
Все уроки по русскому языку в начальной школе должны быть направлены на цель: умение распознавать, составлять грамотные предложения и использовать их в устной и письменной речи.
А теперь рассмотрим некоторые виды грамматических разборов:
1. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА (звуко-буквенный).
При фонетическом разборе слов надо отработать и знать следующее:
1) Правильно ставить ударение, делить слова на слоги.
2) Гласные бывают ударные или безударные.
3) Согласные бывают твердые или мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные.
4) Ь и Ъ звуков не обозначают.
5) А. О, У. Ы, Э в слиянии с согласными обозначают твердые согласные звуки.
Я. Ё, Ю, Е – мягкость согласных звуков или 2 звука, когда стоят после гласной, Ь, Ъ или в начале слова.
И – мягкость согласных звуков.
6) Л, М, Н, Р, Й – всегда звонкие непарные; Й, Ч, Щ – всегда мягкие; Ц, Ж, Ш – всегда твердые.
Примеры разбора слов:
Го ра - 2 слога, 4 буквы, 4 звука
г – [г] согласный, твердый парный, звонкий парный [к ]
о – [а] гласный, безударный
р - [р] согласный, твердый парный, звонкий непарный
а – [а] гласный, ударный
Обратить внимание на несоответствие: звук – буква( в слове «гора» безударная гласная в корне слова, проверяем - горы, горный).
Ель ник – 2 слога, 6 букв, 6 звуков
е – [й,] согласный, мягкий непарный, звонкий непарный
[э] гласный, ударный
л – [л,] согласный, мягкий парный, звонкий непарный
ь - [ ]
н – [н,] согласный, мягкий парный, звонкий непарный
и – [и] гласный, безударный
к – [к] согласный, твердый парный, глухой парный [г]
Обратить внимание на Ь: какую роль он выполняет в слове (показатель мягкости предшествующего согласного звука).
Зверь ки – 2 слога, 7 букв, 6 звуков
з – [з] согласный, твердый парный, звонкий парный [с]
в – [в,] согласный, мягкий парный, звонкий парный [ф,]
е– [и] гласный, безударный
р– [р,] согласный, мягкий парный, звонкий непарный
ь – [ ]
к – [к,] согласный, мягкий парный, глухой парный [г]
и – [и] гласный, ударный
Обратить внимание на несоответствие звук – буква «И»-«Е» ( безударная гласная в корне слова, проверяем – зверь); почему в слове звуков меньше, чем букв( Ь звука не обозначает).
2.МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА ( разбор слова по составу).
Разбор слова по составу – это выделение частей, из которых состоит слово.
В этой связи необходимо периодически повторять определения частей слова, алгоритм их нахождения, осуществлять практическое знакомство с простейшими случаями словообразования, объяснять трудные случаи написания слов, учить детей понимать структуру слова.
Этому способствуют различные занимательные упражнения:
а)подбери и напиши однокоренные слова, выдели корень
ГРИБ - человек, который любит собирать грибы - ……………(грибник)
- маленький гриб …………...(грибок)
- часть гриба под землей …………………….. (грибница)
ВАЛ - дорога через горный хребет …………….(перевал)
- остановка в пути……………. (привал)
- снежные глыбы, которые обрушились с гор……….. (обвал)
б) подбери слова к данным схемам:
^ ¬ ^
лодка подводная
травка подснежники
в) можно ли сказать, какие слова здесь «зашифрованы», и к каким частям речи они относятся:
______________ а _____________ ий ______________ ют
школа синий рисуют
прибежала санаторий поют
г) от данных корней образовать слова разных частей речи
Корень | Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
бел | белизна | белый | белить |
черн | чернота | черный | чернить |
рад | радость | радостный | порадовать |
бег | бегун | беговая | бегать |
сад | посадка | садовый | пересадить |
игр | игрок | игровой | играть |
тормоз | тормоз | тормозной | затормозить |
Разобрать слово по составу – не всегда легкое занятие. Значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики. Словесная «архитектура» порой аж захватывает дух, сказочная биография отдельных простеньких слов поражает, а разбор слова по составу становится нередко настоящим детективным поиском.
Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей интерес к слову и русскому языку в целом.
Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, его лексическое значение.
И так, порядок разбора слова по составу:
1) Лексическое значение слова.
2) Часть речи.
3) Окончание (изменяю слово).
4) Основа (часть слова без окончания).
5) Корень (подбираю родственные слова).
6) Суффикс (подбираю слова с таким же суффиксом).
7) Приставка (подбираю слова с такой же приставкой).
При разборе слова по составу обратить внимание на орфограммы в частях слова.
А такое стихотворение поможет ученикам запомнить порядок разбора:
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Разбор слова по составу: зверьки
1) Зверьки – слово обозначает небольших хищных животных.
2) Кто? Зверьки. Это имя существительное.
3) Изменяю это слово по падежам: зверьков, зверькам, о зверьках. Окончание -и.
4) Основа слова – зверьк- .
5) Нахожу корень. Для этого подбираю однокоренные слова: зверь, звериный, зверинец, озвереть. Корень – зверь.
6) Суффикс – к. Подбираю слова с таким же суффиксом: дочка, печка, стрелка.
Орфограммы: в корне слова безударная гласная е , проверочное слово – зверь; ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука [р,].
3.СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( производится в совокупности с морфологическим).
План синтаксического разбора предложения:
1) По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2) По интонации (восклицательное, невосклицательное).
3) По составу (простое или сложное, распространенное или нераспространенное, с однородными членами или нет).
4) Главные члены предложения (грамматическая основа).
5) Второстепенные члены.
Образец разбора:
Прил. Сущ. Глагол Пр. Сущ. Сущ.
Лесные зверьки запасают на зиму орехи.
Данное предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое; основа предложения: подлежащее – зверьки, сказуемое – запасают; второстепенные члены: определение – лесные, дополнение – орехи, обстоятельство – на зиму. Словосочетания: лесные зверьки, запасают орехи, запасают на зиму.
Для разбора можно давать и такие предложения (даже во втором классе):
Набежал ветерок и поднял пыль на дороге.
А затем предложить детям это простое предложение превратить в сложное.
Набежал ветерок, и поднялась пыль на дороге
Эффективны упражнения с предложением: изменять предложения по цели высказывания и интонации:
Мама пришла. (Повествовательное, невосклицательное.)
Мама пришла! (Повествовательное, восклицательное.)
Мама пришла? (Вопросительное, невосклицательное.)
Мама пришла?! (Вопросительное, восклицательное.)
Мама, подойди к бабушке. (Побудительное, невосклицательное.)
Мама, подойди к бабушке! (Побудительное, восклицательное.)
При разборе предложения можно провести и морфологический разбор одного или нескольких слов. Таким образом, повторяются основные признаки частей речи.
4.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
Из предложения « Лесные зверьки запасают на зиму орехи.» для разбора возьмем слово орехи.
Орехи – имя существительное, что? орех (начальная форма).
Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, мужского рода,
2 склонения.
Непостоянные признаки: во множественном числе, в винительном
падеже.
Синтаксическая роль: запасают (что?) орехи (дополнение).
5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА.
При орфографическом разборе необходимо соблюдать этапы решения орфографических задач:
1) Нахождение орфограммы и определение ее типа, в какой части слова она находится.
2) Решение задачи в общем виде (вспомнить правило).
3) Нахождение способа проверки.
4) Запись слова:
посадка – 2 орфограммы (парная согласная в корне слова, вспоминаем правило…, проверяем – сады; безударная гласная в приставке, приставка не изменяется и пишется слитно)
Орфографический разбор слова производится и при проведении комментированного письма, при выполнении работы над ошибками. Большая самостоятельность учащихся проявляется в процессе письма с использованием алгоритма:
- Проговариваю.
- Определяю орфограмму.
- Вспоминаю правило.
- Применяю его.
- Пишу.
- Проверяю.
Устные и письменные грамматические разборы способствуют формированию орфографической грамотности учащихся, которая в свою очередь обеспечивается тесной взаимосвязью теории с практикой, знанием правил и умением применять их при написании конкретных слов и предложений.
Литература
- Н.Н.Соловьева. Полный справочник по русскому языку. Москва, «Мир и образование», 2010 г.
-М.Б. Елисеева, Е.Г.Ковалевская. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации. Санкт-Петербург, «Паритет», 2006 г.
- Русский язык. 3-4 классы. Тренировочные упражнения. Составители И.Г.Смирнова, Т.В.Бондарева. Волгоград, «Учитель», 2007 г.
- С.И.Львова. Работа над составом слова на уроках русского языка. Начальная школа. Пособие для учителя. Москва, «Русское слово», 2001 г.
- В.А.Шукейло. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Санкт-Петербург, «СМИО Пресс», 1998 г.
- Т.В.Шклярова. Справочник начальных классов. Москва, «Терра», 2010 г.
- В.П.Канакина, Г.С.Щеголева. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. Москва, «Просвещение», 2012 г.
- Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. Москва, «Просвещение», 1991 г.
- В.Волина. Веселая грамматика. Москва, «Знание», 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды грамматических разборов
Виды грамматических разборов...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе
В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....
Урок русского языка "Виды грамматических разборов".
Виды грамматических разборов. Урок русского языка. 3 класс. УМК-любой...
Памятки грамматических разборов в начальных классах
В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложе...
Виды грамматических разборов в начальной школе
Данное методическое пособие создано в связи с возникающими у родителей вопросами о порядке выполнения грамматических разборов и их письменного оформления в начальной школе....
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"...
Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборов в начальных классах.
Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборов в начальных классах....
Комментарии
Спасибо, очень полезная
Спасибо, очень полезная статья. Помогает систематизировать полученные знания.
Замечательная "помогалочка"
Замечательная "помогалочка" родителям, когда с детьми дома уроки делают!!! А то мы (родители) уже многое из начальной школы позабыли. Приходится учиться вместе с нашими детьми!