Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Повторение изученных видов грамматических разборов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_._pamyatka.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
29 сентября 2016 г.
Класс: 4
Предмет: Русский язык
Тема: "Повторение изученных видов грамматических разборов"
Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: закрепить знания о грамматических разборах
Задачи:
- формировать умения доказывать;
- развивать орфографические умения и навыки;
- развивать речь и мышление учащихся.
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные:
- развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
метапредметные:
- определение общей цели и путей её достижения;
- определение наиболее эффективных способов достижения результатов;
предметные:
- умение делать синтаксический разбор предложения;
- закрепление знаний об изученных видах разборов.
Оборудование:
- клей (у учащихся)
- цветные карандаши, фломастеры (у учащихся),
- проектор.
Ход урока:
- Организационный этап.
Здравствуйте. Садитесь.
В нашей современной жизни всё больше времени мы уделяем гаджетам. Скажите, а чем занимались люди, когда этих приспособлений не было?.......Читали, пели, гуляли…
Книг действительно стало гораздо меньше в обиходе. Однако, думаю, она всегда будет занимать почетное место в нашей жизни. Согласны ли вы? Почему?...................
Сегодня я предлагаю вам сделать проект.
Какие формы проектов вы знаете?............
Какие у проектов могут быть темы?...............
Как вы думаете, какая форма проекта у нас получится сегодня?.......
На этом уроке мы сделаем с вами книжку. Небольшую, конечно, но, надеюсь, от этого не менее полезную.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Скажите, какие виды разборов вы знаете?............... - фонетический; морфемный;- морфологический;- синтаксический.
Какой ваш любимый вид разбора?..................
Какие сложности возникают?..............
Нужно тратить время, чтобы вспоминить алгоритм, пользоваться памятками в учебнике.
Как думаете, какой я предложу вам сделать проект? …Книга – памятка грамматических разборов.
Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.
3) Актуализация знаний.
Давайте ещё раз вспомним, какими видами разборов вы пользуетесь?
- фонетический;
- морфемный;
- морфологический;
- синтаксический
Подобно тому, как в математике существуют единицы измерения площади, веса, времени, в языке тоже есть свои единицы. Назовите их……..Звук, значимая часть слова, буква, слово, словосочетание, предложение, текст.
Предлагаю начать разбор той единицы языка, определение которой я сейчас воспроизведу. «Это слово или группа слов, которые связаны по смыслу, от одного слова к другому можно поставить вопрос. Это выражает законченную мысль. Пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки.»………………Предложение
Какой вид разбора занимается разбором предложения?.....Синтаксический разбор
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Синтаксический разбор.
«Синтаксис» с греческого переводится как «составление».
Что такое синтаксический разбор? ……….Разбор предложения по составу
А ещё - это краткая характеристика предложения по цели высказывания и по интонации.
Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.
Какие бывают предложения по цели высказывания? ……. По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Приведите пример:
-повествовательного предложения…..
-вопросительного предложения……….
-побудительного предложения………..
Какими бывают предложения по интонации?......По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные
Самое интересное предложение из предложенных, запишем и разберём. Желательно, чтобы в вашем предложении присутствовало словарное слово.
Я прихожу домой, и моя собака виляет хвостом, прыгает от радости.
Давайте вспомним алгоритм разбора предложения по составу.
-Найти основу, подчеркнуть, определить, какой частью речи выражены главные члены.
-Найти второстепенные члены, определить вид, подчеркнуть, определить, какой частью речи выражены.
-Записать краткую характеристику предложения
Было бы вам удобно всегда под рукой иметь напоминание о видах основных и второстепенных членов предложения, характеристики предложения?
Предлагаю вам первые две страницы вашей книги-памятки. Возьмите один экземпляр себе, остальные передайте назад.
Сложите их пополам и снова раскройте.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
Разберите предложение по составу, пользуясь, при необходимости, памяткой.
К доске идёт…..
Основы в этом предложении – 2. Я прихожу, собака виляет, прыгает.
Значит, предложение – сложное. 2 сказуемых при подлежащем собака, значит, в нём присутствуют однородные сказуемые.
Далее определяем второстепенные члены. Прихожу(куда?) домой – это обстоятельство, подчёркиваем точкой-тире.
собака (чья?) моя. Это определение. Подчеркиваем волнистой линией. Виляет (чем?) хвостом – это дополнение. Подчеркиваем пунктирной линией.
Прыгает (от чего?) от радости. Это дополнение. Подчеркиваем пунктирной линией.
Определяем, какими частями речи выражены члены предложения.
Теперь записываем краткую характеристику предложения.
- по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- по интонации (восклицательное, невосклицательное)
- простое или сложное
- распространённое или нераспространённое
- есть ли однородные члены предложения
Рисую схему
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
А теперь самостоятельно разберите предложение по составу в вашей памятке, подчеркивая слова аккуратно по линейке и карандашом. Через две минуты проверим. Устно делает разбор…..
(Разбор постепенно появляется на презентации)
Молодцы. Отлично справляетесь.
Следующий вид разбора –
Морфологический разбор частей речи
Какие части речи вы знаете? Как определить к какой части речи относится слово?......Сущ., прил., глагол, наречие, местоимение, предлог, союз.
Предлагаю вам следующие страницы книги-памятки, по которой вы самостоятельность сможете сделать морфологический разбор частей речи. Сложите эту часть тоже пополам и склейте её с предыдущей частью следующим образом. Смотрите, начинает получаться книга.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Какие части слова вы знаете? ……Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Примите памятку разбора слова по составу, сложите пополам и приклейте с остальным страницам.
И последний вид разборов, которым вы пользуетесь, разбор самых маленьких единиц языка………Звуков и букв.
Звуко-буквенный разбор или
Фонетический разбор
Приклейте последнюю страницу в вашу памятку.
Разбирать примеры из памятки я предлагаю вам дома, а сейчас вас ждёт не менее приятный этап работы. Чего не хватает нашей книжке?.....Оформления обложки
Для этой цели получите белые листочки, сложите их пополам и приклейте сверху. Предлагаю вам сейчас оформить обложку. Какое название можно написать? ………Памятка «Грамматические разборы»…
Какие элементы декора можно применить? ……Оформить рамки и т.д.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Наш урок подошёл к концу. Чем мы сегодня занимались? Понравились ли вам ваши книжки-памятки?.................
Спасибо вам за участие. До новых встреч.
Синтаксический разбор
1. Определить и подчеркнуть члены предложения.
2. Надписать какими частями речи они выражены
Главные члены предложения:
- подлежащее (Кто? Что?)
- сказуемое (Что делать? Что сделать?)
Второстепенные члены предложения:
- определение (Какой? Какая? Какие?)
- дополнение (падежные вопросы: Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?...)
- обстоятельство (Как? Когда? Где?)
3. Записать краткую характеристику предложения:
- по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- по интонации (восклицательное, невосклицательное)
- по количеству грамматических основ (простое или сложное)
- по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое)
- по усложненности (есть ли однородные члены, обращения)
4. Нарисовать схему (обозначить главные члены предложения, знаки препинания)
Выполните синтаксический разбор предложения:
Я прихожу домой, и моя собака виляет хвостом, прыгает от радости.
(________________________________________________) Схема:
Морфологический разбор
имени существительного
1. Часть речи (На какой вопрос отвечает?)
2. Начальная форма (ед. ч., И. п.)
3. Род, склонение
4. Падеж, число
5. Роль в предложении
Разбери по составу выделенное слово:
Пассажир бежал в красивом костюме.
_____________________________
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
Морфологический разбор
имени прилагательного
1. Часть речи (На какой вопрос отвечает?)
2. Начальная форма (ед. ч., м.р., И. п.)
3. Род, падеж, число
4. Роль в предложении
Разбери по составу выделенное слово:
Пассажир бежал в красивом костюме.
_____________________________
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
Морфологический разбор
глагола
1. Часть речи (На какой вопрос отвечает?)
2. Начальная форма (неопред. форма). Склонение
3. Время, лицо, число, род
4. Роль в предложении
Разбери по составу выделенное слово:
Пассажир бежал в красивом костюме.
_____________________________
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
Морфемный разбор ( разбор слова по составу)
(разбор слова всегда производится карандашом):
- Найди и обозначь окончание
- Обозначь основу
- Найди и обозначь корень
- Обозначь приставку и суффикс
Разберите слова по составу:
Дорожка, грибочек, придорожный, вкусный,
остроумный.
Фонетический разбор (звуко-буквенный разбор)
Копь| ё [коп’йо] – 5 б., 5 зв., 2 слога
К [к] – cогл., парн., глух., тверд.
О [а] – гл., ,безудар.
П [п’] – согл., парн., звон., мягк.
Ь [-] –
Ё [й’] – согл., непарн., звон., мягк
[о] – гл., удар.
Выполни фонетический разбор слова колье
___________[_____________] -___________
____[ ]-______________________________
____[ ]-______________________________
____[ ]-______________________________
____[ ]-______________________________
____[ ]-______________________________
____[ ]-______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".
В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение и систематизация изученного о частях речи"
Обобщение и систематизация изученного о частях речи...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение и систематизация изученного о частях речи (Урок 2)"
Обобщение и систематизация изученного о частях речи...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Повторение "Предложение". Подготовка к контрольной работе."
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Повторение "Предложение". Подготовка к контрольной работе." за 1 четверть....
План – конспект урока по русскому языку 3 класс Учитель: Петухова С.А. Тема: Синтаксический разбор простого предложения
План – конспект урока по русскому языку 3 классУчитель: Петухова С.А.Тема: Синтаксический разбор простого предложенияЦель деятельности учителя:Познакомить с порядком синтаксического разбор...