Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обозначение мягкости согласных с помощью гласных букв ь и е, ё, ю, я (рус.яз., 2 кл.)
Цель: формировать представление о том, что мягкость согласных на письме обозначается мягким знаком или гласными буквами и,е,ё,ю,я.
I. Орг.момент. (проверка готовности)
-Здравствуйте,ребята.
Вот и прозвенел звонок
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь.
Вы уже поняли, что сегодня у вас необычный урок.
Надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. У вас на столах лежат карточки светофоры.
Покажите, какое настроение у вас сейчас:
Если хорошее – зеленый цвет, не совсем – желтый, ну а если настроение плохое – красный.
Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом, улыбнитесь друг другу.
Наш урок хочу начать словами Константина Георгиевича Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
- Как вы их понимаете?
2.Пальчиковая гимнастика. («Замочек», «Борьба пальцев», «Растираем ладони»).
3.Оформление работы в тетрадях.
(Пишем число, классную работу).
III.Чистописание.
Прописываем 2 строчки, чередуя буквы е,ё. Письмо по образцу.
Сначала письмо в воздухе.
-Что мы знаем о буквах е,ё? Дайте им характеристику.
(гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме в слоге-слиянии).
III.Актуализация знаний.
Запись слов под диктовку на доске. (вызываю по 1чел. на 2 слова): Ребята, мельник, пёс,сестра, девочка, мёд.
Проверка.
(Поднять руку, если согласны; хлопок, если не согласны).
-Объясните роль букв е,ё в данных словах? (они обозначают мягкость согласных звуков).
-Как влияют гласные буквы е,ё, на произношение?
Оценим себя. Правильно ли мы поставили буквы?
Напишите в них свою фамилию и имя.
2б.-всё правильно, 1б.- справились с заданием неполностью,3б.- задание выполнено неправильно.
Нам на уроке понадобятся знания, которыми мы уже владеем. Давайте вспомним все, что знаем о звуках.
Блиц-опрос.
Закончи предложения:
а)Звуки делятся на… (гласные и согласные)
б)Гласные звуки бывают…(ударные и безударные)
в)Согласные звуки делятся на…(твердые и мягкие), а также…(глухие и звонкие)
г)Твердые и мягкие звуки бывают…(парные и непарные)
д)Непарные мягкие звуки – это…(ч,щ,й)
е)Не обозначают звуков буквы…(ь, ъ)
Проверим себя.
IV. Повторение пройденного.
1.Фронтальная работа по предшествующей теме (1учащийся под диктовку у доски, остальные в тетр.) + 2-индивид. задания-карточки.
Подбери слова, которые находятся в отношении последовательности и подчеркни мягк.знак:
Диктую: Май – … (июнь), утро – … (день), воскресенье – … (понедельник). Проверим себя
Карточка 1. Выпишите слова с мягк.знаком. Подчеркни буквы на месте мягких согласных звуков.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
Б. Заходер.
(Индивидуальная проверка). Проверишь сам(а) и поставишь отметки.
Выборочный словарный диктант.
Выпис. словарные слова, ставят над ними удар., подчеркив. безуд.гласн. С1!-текст, С2!-Проверь себя. + ХЛОПКИ «Как будешь писать по слогам?»
V. Сообщение темы и цели урока.
-Приведите примеры слов с мягкими звуками. (мель,лень,клён)
-Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме (с помощью мягкого звука)
-Есть ли другие способы? (гласные буквы)
-Назовите эти буквы. (е,ё,ю,я,и)
-Сколько же существуют способов обозначения мягкости согласных звуков?(два)
-Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Могут открыть учебники, посмотреть и попробывать самостоятельно сформулировать тему) –Попробуем сформулировать тему урока.
(Обозначение мягкости согласных при помощь ь и гласных букв е,ё,ю,я,и или Способы обозначения мягкости согласных) Оценим себя.
2. Выборочный словарный диктант.
Выпис. словарные слова, ставят над ними удар., подчеркив. безуд.гласн. С1!-текст, С2!-Проверь себя. + ХЛОПКИ «Как будешь писать по слогам?» Проверим себя.
V. Сообщение темы и цели урока.
«Все уроки рус.яз., мы свами посвящаем изучению материала, с которым познакомились ещё в 1 классе. Как вы думаете, почему мы это делаем?»…
VI. Работа по теме урока.
1) Повтор. о правописании мягк.знака – показателя мягкости согласных звуков.
-Отгадайте загадки и запишите отгадки + подчер.буквы на месте мягк. согласных (Загадки задают обучающиеся, я на экран ответ с картинкой- С4!) (дети загадывают)
Запишите слова.
Раздели на слоги (ХЛОПКИ)
-Какие солг.звуки на конце слов-отгадок?
-Как обознач.мягкость согласного на письме? (ь указ.на мягкость согласного звука)
Заранее на Д написать. -Запиши слова, вставив пропущен.буквы: мал…чик, кон…, осен…, дожд…, пис…мо. Раб.у Д. + в тетр.
VII.Физкультмин.
2) Прочитай пары слов. С5!-нос-нёс, Тома-Тёма, лук-люк, дома-Дима, высок-висок, мал-мял, банка-банька, кров-кровь. (у.)
-Объясните значение выделенных слов?
С6 даем определения слов ЛЮК, КРОВ,
-На что обратили внимание?
-Сравните пары слов по произношению и по написанию. Что заметили?(меняется написан.гласной буквы, мен. и значение.)
-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?
ВЫВОД: буквы е,ё,и,ю,я обозначают мягкость согласных звуков,если стоят после них. (проговариваем вслухнеск.раз)
3) у.88,с.63 (письм.втетр., 1 у Д.) проверка с поднятием руки.
+звуко-букв.анализ слова ноябрь(на Д я, (обущ.-ся у.). Оценим себя
Читают правило на с.63.
4)у.89,с.63—Сам.раб. на отметку с проговариванием. (взаимопроверка, «а потом я проверю насколько вы были внимательны»).
5)Раб.в парах на закрепление пройденного материала. (на листиках)
-Запишите и обсудите.
Приведите примеры 2-х способов обозначения мягкости согласных. Оценим себя
11. Рефлексия уч.деят. Итоги урока.
-Почему согл.звуки произносятся то твердо, то мягко?
Итог: ПРАВИЛО с.63 (читаем вслух)
Памятка «Шаги к умению»
12. Самооценка работы на уроке.
-С7! Игра «Закончи предложения»…
С8 «Спасибо за урок»
13. Д/з (комментир.) у.90,с.64, правило.
1)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
1)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
1)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
1)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
1)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
1)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
1)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
1)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
1)Выпишите слова с мягк.знаком.
2)Подчеркни мягкие согласные.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
(Б. Заходер.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....