Урок русского языка. 2 класс. "Подлежащее и сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бочкарева Зоя Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №18» г. Новокузнецк.

 

Тема: «Предложение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».

Цель: Научить распознавать предложение. Выделять главные члены предложения.

Задачи:

  1. Формировать умение распознавать предложения и оформлять их на письме, находить и обозначать главные члены предложения.

 

  1. Совершенствовать навыки каллиграфического письма.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание.

- Узнайте по описанию, о каком времени года я сейчас говорю.

Тает снег, бегут ручьи.

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)- Как догадались? – Какие слова помогли?

- Какие еще времена года знаете?

На 1 строке каллиграфически написано слово весна

- Прочитайте, как пишется правильно слово весна.

- Выделите первый звук в этом слове.

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный)

- Сейчас повторим правильное написание строчной буквы В.

-Пропишем в месте со мной в воздухе.

-Пропишите в тетради самостоятельно.

- Сравните с образцом.

- Подчеркните самую правильную букву, которая у вас получилась.

3. Определение темы урока.

Запись на доске:

Пришла теплая... (весна зима)

- Прочитайте.

- Я утверждаю, что это предложение.

- Кто согласен с моим утверждением, поднимите руку.

- Почему вы считаете, что это не предложение? (не хватает слова)

- Выберите слово и закончите предложение. (весна)

- Почему выбрали это слово? (оно подходит по смыслу, зима - нет)

Птицы вьют гнезда.

- Прочитайте.

- Что называется главными членами предложения? ( Это подлежащее и сказуемое)

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

- Задайте вопрос к слову птицы. ( Кто?)

- Задайте вопрос к слову гнезда (Что?)

- Какое из этих слов будет являться подлежащим? (птицы)

- Назовите сказуемое (вьют)

 

- Кто из вас догадался, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (составлять предложение, выделять главные члены)

- Тема нашего урока: «Предложение» - открываю

- Что такое предложение? – Что вы знаете о предложении?

( В предложении о ком либо или о чём либо говориться, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)

 

- Как отделяется одно предложение от другого? (1-е слово записываем с большой буквы, в конце предложения ставится точка или ? или ! знак)

Установка. Проверьте, все ли слова списали правильно.

-Если допущена ошибка, исправьте.

- Вспомним все, что знаем о подлежащем и сказуемом

(подлежащее указывает о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопрос Кто? или ЧТО? Подчеркивается 1 чертой. Сказуемое и обозначает то, что в предложении говорится о подлежащем и отвечает на вопрос Что делает? Обозначается 2 чертами)

Сделаем вывод:

Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.

- Назовите главные члены во 2 предложении, подчеркните.

 

4. Работа по карточкам в парах.

- Сейчас будем работать в парах. На парте карточки.

- Из слов составьте предложение и проговорите его друг другу.

цветут душистые ландыши зима

( Дети проговаривают друг другу)

1. Какое слово лишнее? (Зима)

- Почему? ( оно не подходит по смыслу) зимой не цветут ландыши.

2. Какое предложение составили? ( Цветут душистые ландыши)

- Докажите, что это предложение.

( В предложении о ком либо или о чем либо говориться, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)

- Прочитайте предложение. (открываю на доске)

- Слова с какими орфограммами вам встретились? (в слове цветут – безударный гласный е – проверочное слово? – цвет, в слове душистые, ландыши- жи-ши пишу с буквой и.)

- Назовите главные члены.

- Спишите это предложение, подчеркните главные члены.

- Поднимите руку, у кого так.

 

5. Давайте вспомним цель нашего урока. ( Составлять предложение, выделять главные члены предложения)

На доске запись:

- Можно ли эту запись назвать предложением? (нет )

- Почему? ( в нем нет смысла, не хватает слова)

- Журчат Что? ручьи ( вставляю слово)

- Каким членом предложения будет являться?

- Назовите сказуемое (журчат)

- Запишите предложение самостоятельно, выделите главные члены.

- Что можно сказать об этом предложении? ( Оно состоит только из главных членов)

- Как называются такие предложения? (нераспространенные)

- Можем или мы его распространить, сделать больше, длиннее, красивее?

(на деревьях, в голубом небе, перелётные птцы) – работа в парах

- Проговорите друг другу.

- Какое у вас получилось предложение? А у вас? и т. д.

6.Физкультминутка.

 

7. Первичное закрепление.

Над, летают, поляной, бабочки.

Прочитайте.

- Можно ли эту запись назвать предложением? (нет)

- Почему? (записаны отдельные слова)

- Составьте из слов предложение, не пропустив ни одного слова.

Какое предложение получилось?

Над поляной летают бабочки.

- Назовите подлежащее и сказуемое.

- Запишите предложение, подчеркните главные члены.

- Прочитайте предложения, которые записали в тетради.

- Что заметили, можно ли эти предложения назвать это текстом?

- Почему? ( Все предложения связаны между собой по смыслу)

- Озаглавьте. ( Весна, пришла весна )

- Кто запомнил и может повторить цель нашего урока?

- Кто из вас научился распознавать предложение?

( В предложении о ком либо или о чем либо говорится, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль.)

- Кто затрудняется?

8. Предлагаю вам выполнить тест.

- Перед вами карточки.

- Обведите кружком ту цифру, которой, по вашему мнению, обозначено предложение.

- Поднимите руку, кто справился?

- Сколько предложений вы нашли? ( 4)

- Проверьте. (На доске тест, где правильно обозначены предложения)

- Подумайте, какое предложение подходит к нашему рассказу?

- Почему? ( Оно о весне)

- Запишите это предложение, проговаривая его по слогам.

-Проверьте правильность написания.

Тест.

  1. Скоро зашумят.

  2. Школьники сажают сосны.

  3. Весна, лес, море.

  4. Ярко светит весеннее солнышко.

  5. Мальчик удивился.

  6. Быстрые реки.

9.Итог.

- Какую цель мы поставили в начале урока? ( составлять предложение, выделять главные члены)

- Как вы считаете, достигли ли мы цели?

- Что помогло достичь цели урока? ( ставили вопросы, сравнивали, составляли, изменяли, дополняли, распространяли)

 

Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я научился... - составлять предложение, узнавать его.

... – выделять главные члены предложения.

10. Самооценка знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_0.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

  Бочкарева Зоя Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №18» г. Новокузнецк.

Тема:   «Предложение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».

Цель: Научить распознавать предложение. Выделять главные члены предложения.

Задачи:

  1. Формировать умение распознавать предложения и оформлять их на письме, находить и обозначать главные члены предложения.

  1. Совершенствовать навыки каллиграфического письма.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

2.  Чистописание.

- Узнайте по описанию, о каком времени года я сейчас говорю.

Тает снег, бегут ручьи.

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)- Как догадались? – Какие слова помогли?

- Какие еще времена года знаете?

На 1 строке каллиграфически написано слово весна

-    Прочитайте, как пишется правильно слово весна.

- Выделите  первый  звук в этом слове.  

- Дайте характеристику этому звуку.  (Согласный, мягкий, звонкий, парный)

- Сейчас повторим правильное написание строчной буквы В.

-Пропишем в месте со мной в воздухе.

-Пропишите в тетради самостоятельно.

- Сравните с образцом.

- Подчеркните самую правильную букву, которая у вас получилась.

  3. Определение  темы урока.

     Запись на доске:

Пришла теплая...     (весна   зима)  

- Прочитайте.

- Я утверждаю, что это предложение.

- Кто согласен с моим утверждением, поднимите руку.

- Почему вы считаете, что это не предложение? (не хватает слова)

- Выберите слово и закончите предложение.  (весна)

- Почему выбрали это слово? (оно подходит по смыслу, зима - нет)

                          Птицы вьют гнезда.

- Прочитайте.

- Что называется главными членами предложения? ( Это подлежащее  и сказуемое)

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

- Задайте вопрос к слову птицы.  ( Кто?)

- Задайте вопрос к слову гнезда   (Что?)

- Какое из этих слов будет являться подлежащим?  (птицы)

- Назовите сказуемое  (вьют)

- Кто из вас догадался, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (составлять предложение, выделять главные члены)

- Тема нашего урока: «Предложение» - открываю

- Что такое предложение? – Что вы знаете о предложении?

( В предложении о ком либо или о чём либо говориться, все слова в предложении  связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)

- Как отделяется одно предложение от другого? (1-е слово записываем  с большой буквы, в конце предложения ставится  точка или ? или ! знак)

         Установка.        Проверьте, все ли слова списали правильно.

        -Если допущена ошибка, исправьте.

- Вспомним все, что знаем о подлежащем и сказуемом

(подлежащее указывает о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопрос Кто? или ЧТО? Подчеркивается 1 чертой. Сказуемое  и обозначает то, что в предложении говорится о подлежащем и отвечает на вопрос  Что делает? Обозначается 2 чертами)

Сделаем вывод:

Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.

- Назовите главные члены во 2 предложении,  подчеркните.

4. Работа по карточкам в парах.

- Сейчас будем работать в парах. На парте карточки.

 - Из слов составьте предложение и проговорите его друг  другу.

    цветут    душистые   ландыши   зима

( Дети проговаривают друг другу)

1.  Какое слово лишнее?      (Зима)

- Почему?    ( оно не подходит по смыслу)     зимой не цветут ландыши.

2. Какое предложение составили?  ( Цветут душистые ландыши)

- Докажите, что это предложение.

 ( В предложении о ком либо или о чем либо говориться, все слова в предложении  связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)

- Прочитайте предложение.  (открываю на доске)

- Слова с какими орфограммами вам встретились?                                                         (в слове цветут – безударный гласный е – проверочное слово? – цвет, в слове душистые, ландыши-   жи-ши пишу с буквой и.)  

- Назовите главные члены.

- Спишите это предложение, подчеркните главные члены.

- Поднимите руку, у кого так.

5. Давайте вспомним цель нашего урока.     ( Составлять предложение, выделять главные члены предложения)

На доске запись:

- Можно ли эту запись назвать предложением?     (нет )

- Почему?     ( в нем нет смысла, не хватает слова)

-  Журчат Что? ручьи  ( вставляю слово)

- Каким членом предложения будет являться?

- Назовите сказуемое  (журчат)

- Запишите предложение  самостоятельно, выделите главные члены.

- Что можно сказать об этом предложении?  ( Оно состоит только из главных членов)

- Как называются такие предложения? (нераспространенные)

- Можем или мы его распространить, сделать больше, длиннее, красивее?

(на деревьях, в  голубом небе, перелётные  птцы) – работа в парах

- Проговорите друг другу.

- Какое у вас получилось предложение?  А у вас? и т. д.

6.Физкультминутка.

7. Первичное закрепление.

           Над, летают, поляной, бабочки.

    Прочитайте.

- Можно ли эту запись назвать предложением?  (нет)

- Почему?   (записаны отдельные слова)

- Составьте из слов предложение, не пропустив ни одного слова.

– Какое предложение получилось?

          Над поляной летают бабочки.

- Назовите подлежащее и сказуемое.

- Запишите предложение, подчеркните главные члены.

- Прочитайте предложения, которые записали в тетради.

- Что заметили, можно ли  эти предложения назвать это текстом?

- Почему?          ( Все предложения связаны между собой по смыслу)

- Озаглавьте.    ( Весна, пришла весна )

- Кто запомнил и может повторить цель нашего урока?

- Кто из вас научился распознавать предложение?

 ( В предложении о ком либо или о чем либо говорится, все слова в предложении  связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль.)

- Кто затрудняется?

8.  Предлагаю вам выполнить тест.

- Перед вами карточки.

- Обведите кружком ту цифру, которой, по вашему мнению, обозначено предложение.

- Поднимите руку, кто справился?

- Сколько предложений вы нашли?  ( 4)

- Проверьте. (На доске тест, где правильно обозначены предложения)

- Подумайте, какое предложение подходит к нашему рассказу?

- Почему? ( Оно о весне)

- Запишите это предложение, проговаривая его по слогам.

-Проверьте правильность написания.

Тест.

  1. Скоро зашумят.
  2. Школьники сажают   сосны.
  3. Весна, лес, море.
  4. Ярко светит весеннее солнышко.
  5. Мальчик удивился.
  6. Быстрые реки.

9.Итог.

- Какую цель мы поставили в начале урока? ( составлять предложение, выделять главные члены)

- Как вы считаете, достигли ли мы цели?

- Что помогло достичь цели урока? ( ставили вопросы, сравнивали, составляли, изменяли, дополняли, распространяли)

Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я научился...       - составлять предложение, узнавать его.

                                                            ... – выделять главные члены предложения.

10. Самооценка знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми....

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

Конспект урока русского языка 3 класс "Подлежащее и сказуемое"

Урок разработан по программе "Школа 21 века" с учётом особенностей преподавания в системе развивающего обучения....

разработка урока русского языка Однородные подлежащие и сказуемые

Конспект урока составлен на основе системно-деятельностного подхода. Предназначен для учителей начальных классов, студентов факультета начального образования...

Конспект урока русского языка в 3 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта .Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода....

Урок русского языка в 4 классе Тема урока. Главные члены предложения. Сказуемое.

Цель урока: узнать способы выражения сказуемого, объяснить, чем определяется выбор способа выражения сказуемого; учиться находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительны...