Проект урока русского языка в 4 классе по теме "Сказуемое. Способ его определения. Две работы сказуемого.Подлежащее" (система Эльконина Давыдова)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе из раздела "Синтаксис". Система Эльконина-Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_russkogo_yazyka_no_1_4_kl.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА № 1 ПО ТЕМЕ:
«Сказуемое. Способ его определения. Две «работы» сказуемого. Подлежащее.»
Цели:
- выделить члены предложения и определить тип связи между ними;
- формировать навык анализа синтаксических единиц на основе грамматической связи между словами;
- формировать контрольно-оценочный механизм в совместно-распределенной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе
Ход урока:
1. Создание ситуации успеха
На доске записаны синтаксические единицы:
- Задание: 1 вариант выписывает словосочетания, 2 вариант - предложения. (2 работают у доски)
ВЫПОЛНИВ ЗАДАНИЕ, ДЕТИ СВЕРЯЮТ ЕГО С ДОСКОЙ, ОБСУЖДАЮТ, ДОКАЗЫВАЮТ ПРАВИЛЬНОСТЬ
Вывод: - что такое словосочетание?
- что такое предложение?
2. Определение совместной цели деятельности
- Какую работу в речи выполняет словосочетание?
- Из чего оно строится? (независимое + зависимое слово)
- Почему независимое и зависимое слова мы называем членами словосочетания? (выполняют разную работу)
- А у предложения могут быть слова, выполняющие разную работу, т.е. члены предложения?
- Вот это мы и попробуем выяснить сегодня на уроке.
3. Постановка практической задачи по нахождению членов предложения, конструирование понятия «грамматическая основа предложения»
На доске записаны предложения:
- Определите, что перед вами?
- Как вы узнали, что это разные грамматические формы, а не разные предложения? (Содержание одинаковое, оценка содержания говорящим – разная)
- Чем является оценка говорящим содержания для предложения? (Его грамматическим значением)
- Что помогло вам узнать о разной оценке говорящим содержания?
- Можем ли мы назвать глагол «пригревать» членом предложения? (Да, у него есть работа)
- Всегда ли грамматическое значение выражалось только с помощью глагола?
- Подчеркните этот член предложения (вместе со служебными словами) двумя чертами.
Вывод: член предложения, с помощью которого выражается его грамматическое значение, называется сказуемым (или предикатом от латинского «предикатум» - сказуемое)
- Докажите, что грамматические формы этого члена предложения зависят от другого члена предложения.
ОБСУЖДЕНИЕ В ПАРАХ В ТЕЧЕНИЕ 3′,
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО УТВЕРЖДЕНИЙ В ХОДЕ КОЛЛЕКТИВНОГО
УЧЕБНОГО ДИАЛОГА
- Подчеркните этот член предложения одной чертой.
- Какой связью они соединены?
Вывод: член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого, называется подлежащим.
- Итак, какие два члена предложения мы выделили? (Подлежащее и сказуемое)
- Чем различается их работа?
- Как выдумаете, почему грамматическое значение предложения еще называют «предикативностью»?
ФИЗМИНУТКА
4. Упражнение в нахождении главных членов предложения
- Раз мы разобрались, какие члены бывают в предложении, давайте потренируемся находить их в предложениях.
ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ.
КАЖДАЯ ГРУППА ПОЛУЧАЕТ КАРТОЧКУ С ЗАДАНИЕМ:
1 группа
Быстро шелушат шишки крепкоклювые клесты.
2 группа
Соловьи ищут свою добычу в березовой роще.
3 группа
Ловко хватают мошек в воздухе ласточки.
4 группа
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ВЫВЕШИВАЮТСЯ НА ДОСКЕ,
ПРОВЕРЯЮТСЯ, ПРИ НАЛИЧИИ РАЗНОГЛАСИЙ – ВЫЯСНЯЮТСЯ ИХ ПРИЧИНЫ,
ОЦЕНИВАЕТСЯ РАБОТА КАЖДОЙ ГРУППЫ
5. Итог урока и домашнее задание
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Может быть кто-нибудь сформулирует тему сегодняшнего урока (предмет открытия)?
- Как мы находили члены предложения?
- Всегда ли нам легко было это сделать?
- Значит, какую цель поставим для себя на следующий урок?
- А для тренировки выполните, пожалуйста, дома упражнение № 243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"
Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....
Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"
На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....
Урок русского языка 3 класс "Непроизносимые согласные: способы проверки"
Цели: закреплять изученный материал; воспитывать внимательное и чуткое отношение к окружающим. Оборудование: компьютер, тесты и тексты для каждого ученика....
Урок русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов
Урок по разделу «Звуки русского языка» применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностны...
Презентация к уроку русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов
На протяжении всего урока в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, уч...
Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...