Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"
методическая разработка (3 класс) по теме
Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.
Как корень слова учил окончания уму – разуму.
Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.
Планируемые результаты.
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.
Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.
Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_slova_kotoraya_izmenyaetsya_okonchaniem_nazyvaetsya.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательная грамматика
Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.
Как корень слова учил окончания уму – разуму.
Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.
Планируемые результаты.
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.
Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.
Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.
Оборудование: карточки.
Ход занятия.
1. Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.
- Отгадайте загадки о частях слова.
Я - общая часть родственных слов.
Во мне заключается смысл.
Я - самая главная часть,
Без меня все слова - бессмыслица. (Корень)
Я приставлена к слову,
Без него не могу, как без мамы.
И если меня ты отделишь, дружок,
То сразу предлогом я стану. (Приставка)
За Корнем Я
Обогрел местечко.
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
Лес - в лесника,
А печь - всего лишь в печку. (Суффикс)
В конце слова стоит,
Слова согласует и примирит.
Самая изменяемая,
Называется. (Окончание)
2. Сегодня на занятии мы обобщим знания по теме «Окончание слова».
3. Сценка:
Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.
Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.
Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.
Корень: Выходит и вам трудно живется.
Окончания: Еще как трудно.
- Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что окончание служит для связи слов в предложении.
4. Запишите предложение, изменив окончание.
Закружилась листва золотая
В розоватой вода на пруд. (С.Есенин)
5. Распределите слова вода, водичка, у воды, водный, под водой на 2 группы.
Выпишите в первую группу однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные.
Выпишите вторую группу слов.
- Что изменяется в словах? Выделите окончание.
- Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова)
- Как найти в слове окончание? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова).
- А можем мы сказать, для чего нужны окончания?
6. Работа в парах.
- У вас на партах задание на карточках. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.
лицо ручка
дверь плавник
зима волна
рыба глаз
море день
- Как соединили?
- Назовите слова с нулевым окончанием; с окончанием – а, с другими окончаниями.
- Встаньте те, кто не допустил ошибок.
7. Эстафета.
- А теперь проверим, как вы научились выделять окончания у имён существительных.
По рядам друг за другом выходим и выделяем в словах окончания. Какой ряд выполнит быстро и правильно.
русалка | старуха | девица |
на ветвях | у моря | окно |
дуб | рыбка | для батюшки |
сказка | старик | стороны |
в темнице | с тиной | остров |
следы | в землянке | под елью |
8. Составьте словосочетания, используя данные окончания. Какие словосочетания имеют прямое значение? Какие употреблены в переносном значении?
-ие | ||||
деньги | тарелка | |||
душа | -ая | мелк- | -ий | почерк |
буква | река | |||
озеро | -ое | поступок |
9. Итог.
- Расскажите, что вы знаете об окончании по плану:
1) Что такое окончание?
2) Для чего служит окончание?
3) Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект занятия " Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова".
конспект занятия...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Конспект урока Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. (безударное окончание существительных)
Тема: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.Цели:– развитие умений разных видов устной и письменной речи: строить устное рассуждение (рассказ...
Технологическая карта урока "Корень слова, приставка, окончание"
Способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова, развитию умений находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками; создать условия д...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»
Это первый урок в теме «Состав слова».Во 3 классе отводится на эту тему 16 часов.Начинается урок с эмоционального настроя, дети настраиваются на исследовательскую работу, уточняют по...
Конспект занятия «Корень слова.Однокоренные слова».
Учить определять корень слова, однокоренные слова.Задачи:Обучающие: 1. Уточнить имеющиеся представления детей о составе слова. 2. Учить определять корень слова. 3. Учить детей работать ...
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...