Адаптированная образовательная программа по русскому языку для обучающегося 3 класса с задержкой психического развития
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bogatova_8.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа
по русскому языку для обучающегося 3 класса
с задержкой психического развития
составитель:
учитель начальных классов
Богатовой И.С.
2016 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык», УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2012г., планируемых результатов начального общего образования.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание учебного материала соответствует рабочей программе по предмету.
Психолого - педагогическая характеристика на ученика 3 класса
Раздел | Критерии и конкретные примеры формулировок |
1.Оранизация обучения | |
Программа обучения | общеобразовательная |
Срок обучения в данном ОУ по данной программе | 2 года 3 класс |
Форма обучения | Посещение уроков по всем предметам с классом |
2. Учебная деятельность | |
Сформированность мотивации на учебную деятельность | Учебная мотивация сформирована частично, преобладание мотивов (личных, витальных потребностей, по типу здесь и сейчас, руководствуется сиюминутными желаниями). |
Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае успеваемости или неуспеваемости (из-за нару шений поведения, частых заболеваний, соматической ослабленности, ограниченно го/ фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; нарушений… и т.д.) | Программный материал усваивает с трудом вследствие нарушения поведения, ограниченного запаса представлений, знаний об окружающем мире. Специалистами была рекомендована форма образовательного маршрута: индивидуальные занятия организованные в школе. |
Особенности учебно-познавательной деятельности | Учебную задачу осознает, но не всегда принимает – в зависимости от настроения, соматического здоровья, понимает её не полностью, только с помощью наводящих вопросов; Частично удерживает учебную задачу, теряет цель, соскальзывает на отвлеченную тему, требуется постоянная помощь со стороны учителя; При построении плана нуждается: повторение изученного материала; В процессе практического решения учебных задач стремиться идти по пути наименьшего сопротивления, стремится переложить решение на другого, например, на учителя или родителей; При возникновении затруднений активно идет на контакт с педагогом, продуктивно пользуясь его помощью; Особенности контрольно-оценочных действий и критичность отношения к ситуации сформированы частично; |
Расшифровка особенностей овладения учебными знаниями, умениями, навыками | При визуальном восприятии учебного материала запоминает его большую часть; при письме «на слух» проговаривает слова по несколько раз;, при списывании большое внимание уделяет деталям; Для запоминания пользуется приемами "чтение со стороны вслух" Уровень понимания смысла прочитанного соотносит с собственным опытом, Счетные операции, вычислительные, измерительные умения пытается использовать шаблоны "выученного" Степень осмысленности материала осознает частично, знания поверхностны, неустойчивы, действует по аналогии, испытывает затруднения при принятии самостоятельного решения, нуждается в помощи учителя или родителей. |
Особенности психического развития | |
Тип темперамента | флегматик |
Репрезентативная система (доминирующая модальность при приеме и переработке информации | При приеме и переработке информации доминирует тактильный способ познания окружающего мира( кинестетик) |
Ведущее полушарие | правое |
Особенности познавательных процессов | Внимания не устойчивое, с трудом переключается на другой вид деятельности, наибольшие затруднения испытывает при извлечении информации из текста. Работоспособность низкая, утомляемость быстрая,2-4 задания, выполняемых за урок Восприятие не полное, особенности пространственной ориентировки выражены с затруднениями. Доминирует механический тип памяти, процесс запоминания непродуктивный, доминирует процесс забывания. Особенности мыслительной деятельности заключаются в преобладании наглядно-образного мышления Речевая деятельность развита слабо. |
Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности | Степень проявления эмоций мала, его трудно рассмешить или опечалить не бывает сильных эмоциональных вспышек; Уровень и особенности самооценки- средние; При наличии поведенческих реакций с трудом меняет свои привычки Особенности волевой регуляции психической деятельности способен к волевым усилиям, контролирует свои поступки; Черты характера: упорный, добивается своей цели, трудолюбивый; |
Особенности общения | Коммуникативные навыки: трудно сходится с детьми, но привязанность в отношениях остается надолго и общение становится доверительным; В отношениях со взрослыми соблюдает дистанцию, адекватно реагирует на замечания. Возможность и целесообразность нахождения в коллективе необходима. Социальный прогноз положительный. |
Рекомендации | Родителям учащегося порекомендовать изменение формы обучения предложить индивидуальные занятия организованные в школе. |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» адаптирована для обучения ученика с задержкой психического развития с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений его развития и социальную адаптацию. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей, на основе принципа вариативности.
Программа учитывает особенность обучающегося с задержкой психического развития:
1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания сопровождаются
повышенной двигательной и речевой активностью.
3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему
предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
5. Задержка психического развития сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
6. У ученика с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь
во время решения задач на словесно - логическое мышление.
При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения. Учитываются особенности познавательных процессов:
1.Снижены показатели внимания: затруднения переключения, снижены показатели сосредоточенности.
2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.
3. Низкий познавательный интерес и мотивация.
Работа на занятиях строится по следующим правилам:
- новый материал строится и преподается предельно развернуто;
- практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
- систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
- выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
- чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
- составление домашнего задания в сторону малого объёма;
- для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастики позо тоническая или для глаз;
- систематическая работа над развитием психических процессов;
- материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
- увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.
В обучении ученика с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире; развитие связной речи; формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.
Коррекционная работа:
Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
• писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
• писать изложение небольшого текста;
• списывать с печатного текста 5-6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;
• давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;
• писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выражать просьбу, извинение, благодарность;
• восстанавливать деформированные предложения;
• составлять предложения из заданных слов;
• различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные
ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
• соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
• находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;
• различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
• кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;
• разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;
• различать предложение и слово, виды предложений по интонации;
• выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении;
• устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;
• находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
• различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок; пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.
Специальные коррекционные задачи:
- развитие приемов умственной деятельности, необходимых для владения начальным курсом русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления;
- выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала, с целью предупреждения ошибок.
- активизировать устную речь детей, сделать предметом их внимания слово и предложение.
- Уточнять, пополнять словарный запас, постоянно соотнеся его с предметами, явлениями окружающего мира.
Требования для детей
При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, необходимо выполнять следующие требования:
- находить любой повод для похвалы, отметить даже самые маленькие успехи. Успех формирует веру в себя, желание учиться, рождает энергию для преодоления трудностей.
- преподносить новый материал предельно развернуто и доступно
- значительное место занимает практическая часть: работа со схемами, таблицами…
- систематически повторять пройденный материал для изучения нового
- учитывать индивидуальный подход
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
Содержание учебного предмета соответствует изучению класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Тип урока | Термины, понятия | Характеристика деятельности обучающихся основной группы | Характеристика деятельности обучающихся С ОВЗ |
1 четверть | ||||||
I | Язык и речь | 2 | ||||
1 | Виды речи | 1 | Комбинированный | Речь устная, речь письменная, внутренняя речь | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Объяснять, в каких случаях используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты своей деятельности
. | Научаться различать устную, письменную речь и речь про себя; работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение», |
2 | Для чего нужен язык? | 1 | Комбинированный | Чем отличаются язык и речь | ||
II | Текст. Предложение. Словосочетание. | 12 | ||||
3 | Что такое текст? | 1 | Комбинированный | Текст, тема, главная мысль, заголовок | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста Определять структурные компоненты текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Работать с информационной таблицей «Типы текстов». Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определять по заголовку тип текста и его содержание. Оценивать результаты своей деятельности | Научаться отличать текст и предложение, текст и набор предложений; выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Научаться различать типы текстов; восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста |
4 | Типы текстов | 1 | Вводный урок | Текст повествователь ный, описательный, текст-рассуждение | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений),подбирать к нему заголовок, определять тип текста Записывать составленный текст. Составлять повествовательный текст на основе жизненного опыта. Оценивать результаты своей деятельности | |
5 | Что такое предложение? | 1 | Комбинированный | Предложение, законченная мысль, диалог | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. | Научаться употреблять большую букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения, писать слова в предложении раздельно |
6 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Комбинированный | Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные | Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | Научаться различать предложения по цели высказывания, находить их в тексте, составлять и записывать предложения такого типа. |
7 | Виды предложений по интонации | 1 | Комбинированный | Предложения восклицательные, невосклицательные | Классифицировать предложения по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. | Научаться различать предложения по интонации, находить их в тексте, составлять и записывать предложения такого типа. |
8 | Что такое обращение? | 1 | Урок - изучения нового материала | Диалог, обращение | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения. | Научатся находить обращения в предложении, наблюдать за выделением обращения в письменной речи. |
9 | Главные и второстепенные члены предложений | 1 | Комбинированный | Главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. | Научатся при помощи вопросов устанавливать связь между членами предложения; находить грамматическую основу предложения и показывать её графически; выделять в предложении слова, которые поясняют или уточняют главные члены предложения; дополнять основу второстепенными членами. |
10 | Упражнение в разборе предложений по членам предложений | 1 | Комбинированный | Главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Оценивать результаты своей деятельности | Научатся при помощи вопросов устанавливать связь между членами предложения; находить грамматическую основу предложения и показывать её графически; выделять в предложении слова, которые поясняют или уточняют главные члены предложения; дополнять основу второстепенными членами. |
11 | Простое и сложное предложение | 1 | Урок - изучения нового материала | Основа предложения, главные и второстепенные члены предложения | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над составом простых и сложных предложений. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения. Объяснять постановку запятой в сложном предложении. Работать со схемой «Предложение: простое и сложное»: уметь формулировать ответ на вопрос «Как различить простое и сложное предложения?», составлять по ней текст-сообщение. Оценивать результаты своей деятельности | Научатся различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения |
12 | Что такое словосочетание? | 1 | Комбинированный | Словосочетание, главное и зависимое слово | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из данных пар слов. Оценивать результаты своей деятельности | Научатся определять и выделять в предложении словосочетания; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении |
13 | Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 | Развитие речи | Репродукция, пейзаж | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Научатся писать сочинение повествование по опорным словам и вопросам |
14 | Проверочная работа | 1 | ||||
III | Слово в языке и речи | 8 | ||||
15 | Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные | 1 | Комбинированный | Слово, лексическое значение, слова однозначные, слова многозначные | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка». | Научаться определять лексическое значение слова; распознавать многозначные слова в прямом и переносном значении |
16 | Синонимы и антонимы | 1 | Комбинированный | Синонимы, антонимы | Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. | Научаться подбирать к словам синонимы и антонимы Работать со словарями синонимов и антонимов, находить нужную информацию о слове в словарях |
17 | Омонимы | 1 | Урок - изучения нового материала | Лексическое значении, омонимы | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. | Научаться подбирать к словам омонимы. Работать со словарём омонимов находить нужную информацию о слове в словарях |
18 | Слово и словосочетание | 1 | Комбинированный | Слово, словосочетание, главное, зависимое слово | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Работать со схемой «Однозначные и многозначные слова» в учебнике, составлять текст-сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Распознавать однозначные и многозначные слова, объяснять их значение, составлять предложения, употребляя в них многозначные слова. Работать с «Толковым словарём» в учебнике, находить в нём необходимую информацию о слове. Знакомиться со значением и написанием слова альбом. Оценивать результаты своей деятельности | Научатся различать слово и словосочетание как сложное название предмета. |
19 | Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы) | 1 | Урок - изучения нового материала | Устойчивые словосочетания, фразеологизм, фразеологический словарь | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. | Научатся находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение |
20 | Подробное изложение после зрительного восприятия текста Ёлочка" | 1 | Развитие речи | Изложение, тема, главная мысль, заголовок | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца. | Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать уместность использования слов в тексте, запишут по вопросам учителя |
21 | Проверочный диктант | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Научатся находить в тексте орфограммы и правильно записывать слова с ними | ||
22 | Работа над ошибками. Части речи. Повторение. | 1 | Комбинированный | Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. | Научатся определять изученные части речи среди других слов и предложений . Научатся определять грамматические признаки изученных частей речи |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2012.
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 класы: пособие для учителей общеобр. Учрежден.- М.: Просвещение, 2012
Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.:Просвещение 2010.
Планируемые результаты начального общего образования/ под
редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.
Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. –
3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия.
Комплект таблиц для начальной школы по русскому языку.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов,
морфемный и словообразовательный словари.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в программе и методических пособий по русскому языку.
в) технические средства обучения.
Магнитофон
Ноутбук
Мультимедийный проектор
г) Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
Русский язык 3 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа по русскому языку 1-4 класс
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 1-4 класс с использованием УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса...
рабочая адаптированная программа по технологии для учащихся 4 класса с задержкой психического развития
рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по технологии для 4 класса УМК "Школа России"...
рабочая адаптированная программа по математике для учащихся 4 класса с задержкой психического развития
рабочая адаптированная программа разработана для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...
Адаптированная образовательная программа по Русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по русскому языку составлена на уровень основного общего образования (3 кл.) для классов, в которых, наряду с нормотипичными детьми, обучаются дети с ограниченными возможностям...
Адаптированная основная образовательная программа по русскому языку 1 - 4 класс
Рабочая программа....
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...