Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса
рабочая программа

Насибуллина Ирина Владиславовна

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptir_r.p.rus_.docx324.7 КБ

Предварительный просмотр:

G:\Рисунок (168).jpg

  1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной  школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником « Русский язык» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида (автор Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В). Под редакцией  В.В. Воронковой, 10-е издание, М: «Просвещение» 2017 год.

 Особенности курса

Программа для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяет содержание предмета, последовательность его прохождения.

 Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей., направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения  имеет практическую направленность.  

В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого,   и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.  

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

   В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Этот курс направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более  успешного осуществления их умственного и речевого развития.

   СЛОВО.  Основные темы- состав слова и части речи.

   Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор родственных слов) и др.

   Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащение и активизация словаря, формирование навыков грамотного письма.

   ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. В процессе упражнений формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктационные навыки.

   СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме ограничены. В начальных классах ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучению построения предложений. Эти упражнения позволяют учащимся старших классов овладеть такими видами работы, как изложение и сочинение.

  Прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражнения в  оформлении деловых бумаг; в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логического и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Цели общего образования:

1)Развитие речи, мышления, воображения школьника, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3) Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Коррекционно-развивающие задачи предмета: 

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника. 

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ: согласно заключению ПМПК от 27.02.2014 года, Пр. № 33 несовершеннолетней рекомендовано обучение по программе VIII вида.

Владение письменной речью. Пишет под диктовку, но допускает ошибки следующего плана: пропуск или замена букв, орфографические ошибки. Списывает с печатного текста,  понимая смысл слов, но допускает ошибки. Определяет границы не всех предложений. В деформированном тексте не может определить порядок предложений без помощи учителя. Самостоятельно определяет в предложении грамматическую основу, различает распространённые и нераспространенные предложения. Самостоятельно не определяет в предложениях однородные члены. Самостоятельно не определяет части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).Без помощи учителя не может определить части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Без помощи учителя не может составить текст по картине и плану и грамотно оформить предложения в тексте.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений.

2.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа по русскому языку для 7  класса (коррекционной) образовательной  школы VIII вида рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю, 34 учебных недели. Учебно-дидактический комплекс по данной программе используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить у обучающихся интерес к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

3.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык» В 7 КЛАССЕ

Предметные УУД:

- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);

- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)

- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;

- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;

- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей;

- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)

Метапредметные УУД:

Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД:

- речевая деятельность (применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)

- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)

Личностные УУД:

- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)

- (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)

- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
(достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)

- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)

В результате изучения русского языка в школе ученик должен:

знать:

  • смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • нормы речевого этикета.

уметь:

  •  объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
    - адекватно понимать информацию устного сообщения; 
    - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
    - правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
    - соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
    - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
    - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
    - владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Повторение. (5ч).

Простое предложение.

Простое предложение с однородными членами.

Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом «и», с союзами «а», «но».

Сложные предложения с союзами «и», «а», «но».

  1. Слово. Состав слова. (21ч).

Корень.

Приставка.

Суффикс.

Окончание.

Обобщающий урок по теме «Состав слова».

Безударные гласные в корне.

Звонкие и глухие согласные в корне.

Непроизносимые согласные в корне.

Закрепление по теме «Правила правописания корня слов».

Гласные и согласные в приставках.

Разделительный твердый знак после приставок.

 Приставка и предлог.

Закрепление по теме «Правописание приставок».

Сложные слова.

Закрепление по теме «Сложные слова».

Контрольная работа по теме «Слово. Состав слова».

  1. Части речи. Имя существительное. (13ч).

Имя существительное как часть речи.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Склонение имен существительных в единственном числе.

Правописание имен существительных 1 склонения.

Правописание имен существительных 2 склонения.

Правописание имен существительных 3 склонения.

Закрепление по теме «Склонение имен существительных в единственном числе».

Склонение имен существительных во множественном  числе

Закрепление по теме «Имя существительное».

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

  1. Имя прилагательное. (11ч).

Имя прилагательное как часть речи.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.

Склонение имен прилагательных женского рода.

Закрепление по теме «Склонение имен прилагательных единственного числа».

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Закрепление по теме «Склонение имен прилагательных множественного числа».

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

  1. Местоимение. (12ч).

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1,2,3-го лица.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Личные местоимения 1-го лица.

Личные местоимения 2-го лица.

Личные местоимения 3-го лица.

Закрепление по теме «Местоимение».

Контрольная работа по теме «Местоимение».

  1. Глагол. (16ч).

Глагол как часть речи.

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов по родам и числам.

«Не» с глаголами.

Изменение глаголов по лицам.

1-е лицо глаголов.

2-е лицо глаголов.

3-е лицо глаголов.

Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.

Правописание окончаний глаголов в 3-лице.

Контрольная работа по теме «Глагол».

  1. Предложение. (13ч).

Простое и сложное предложение.

Простое предложение с однородными членами.

Однородные члены предложения с повторяющимся союзом «и».

Закрепление по теме «Простое предложение».

Сложное предложение.

Обращение.

Закрепление по теме «Предложение».

Контрольная работа по теме «Предложение».

  1. Повторение изученного за год. (11ч).

Состав слова.

Правописание гласных и согласных в корне.

Части речи.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Склонение личных местоимений.

Правописание глаголов.

Простое предложение.

Сложное предложение.

5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

№ п/п

Тематика

Количество часов

I

Повторение.

5 Ч

II

Слово. Состав слова.

21 Ч

III

Части речи. Имя существительное.

13 Ч

IV

Имя прилагательное.

11 Ч

V

Местоимение.

12 Ч

VI

Глагол.

16 Ч

VII

Предложение.

13 Ч

VIII

Повторение изученного за год.

11 Ч

Итого: 102 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 2 класса

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 2 класса  (ОВЗ 7.1) (вариант 1)...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...