Что такое родственные слова?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodstvennye_slova_yakushkina_i.a.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе «А» МАОУ СОШ №4
г. Черняховска
Учитель: Якушкина Ирина Александровна
УМК «Школа России»
Тема: «Что такое родственные слова?»
Предмет: русский язык
Цель урока:
- Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, находить корень слова.
Задачи урока:
- Формировать умение выделять корень в слове;
- Развивать умение находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с синонимичными корнями;
- Развивать орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
- Формировать умения работать индивидуально и в группе/паре;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся
- положительно относиться к русскому языку;
- действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, рассуждать логически;
- вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать.
Оборудование:
Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», толковый словарь, карточки для дифференцированной работы, карточки для тестовой работы, электронное приложение к учебнику, листы самооценки, мультимедиа.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе.»
Запись на доске.(слайд 1)
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек умный и грамотный всегда найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).
- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.
- На уроке мы сегодня отправимся в путешествие. Отгадайте куда.
Город этот непростой, он дремучий и густой. (Лес).(слайд 2)
Лес- это наше богатство, его надо беречь.
II. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.(слайд 3)
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица зима не за горами. Совсем скоро оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, наметет сугробы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников, родственников.
- А теперь задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, являются родственными. (Обсуждение в парах).
- Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).
- Можно ли было выписать все слова?
III.Постановка учебной задачи.
- На уроке мы начнем изучение новой темы. Сформулируйте ее.
- Какая перед нами стоит задача? Чему вы должны научиться? (Учиться находить родственные слова, выделять в слове корень)
- Кому знакомо слово «родственники»? Кого вы считаете своими родственниками?( Мама, папа,…)
Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Часто они бывают похожи друг на друга.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными?
(близкие по смыслу)
- Вернемся к нашему «зимнему» лесному заданию. Докажите, что слова, которые вы выписали близки по смыслу.( Зимушка- ласковое название зимы. Зимовать- проводить зиму где-нибудь. Зимний- тот, который бывает зимой.)
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь- зимний месяц. Значит, все слова родственные, они связан по смыслу.(да-нет)
-Тогда должно быть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
IV.«Открытие» обучающимися новых знаний.
Отгадайте загадку.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (корень) (Слайд 4)
- По каким признакам вы догадались, что это корень?
- О каких значениях корня говорится в загадке?
Сколько значений у слова «корень»?( 1.подземная часть растения, 2. Часть зуба, волоса)
В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря детьми). Это слово многозначное.
Графически в русском языке корень слова обозначают так.(слайд5)
- Вернемся к нашим словам на зимнюю тему. Найдем и выделим общую часть родственных слов.
- Попробуйте сформулировать правило. (Родственными называются слова, близкие по смыслу и имеющие одинаковый корень.)
- Перечислите еще раз родственные слова, которые мы записали.(Зима, зимушка, зимовать, зимний)
Проверим наши предположения по учебнику.(стр.61)
- С какими новыми понятиями мы познакомились?
(родственные слова, корень слова, однокоренные слова)
Ученик читает стихотворение.
- Слово с деревом похожи,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный
Выполняет все исправно.
И назад, и вперед
Слово от него растет.
Часто так случается,
Корни повторяются.
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.
Как слова зовут такие? (хором- однокоренные)
V.Физминутка(проводят учащиеся)
VI. Первичное закрепление
- Электронное приложение.
Шли мы с вами по лесу, вышли на опушку. А там живет медвежонок.
(Однокоренные слова) Работа в парах на макбуках.
2. Игровая ситуация.
Ребята нам пришло письмо.(конверт)
«Я, заяц-хвастун, похвалился, что все умею. Мудрая сова дала мне задание, а я не могу справиться. Помогите, ребята.»
Докажи, что слова-синонимы, а не родственные слова.
Летчик-пилот, липкий- клейкий, быстро- скоро, правильно- верно. (упр.81) Работа в парах. Фронтальная проверка.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык».(в группах)
Упражнение 82. Каждая группа записывает в тетрадь одну группу родственных слов.
VII.Повторение и систематизация знаний.
Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу.
Мы ездили в … . На … полянке увидели домик … . Недалеко от домика растет молодой … .
(лес, лесник, лесной, лесок) Проверка на интерактивной доске.
- Мы выполнили задания Зайчика и можем отослать письмо с ответами мудрой сове.
VIII.Подведение итогов урока
- Какие новые понятия узнали на уроке?
- Как называется общая часть однокоренных слов?
Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок.
- Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? (трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы)
- Какую еще связь с нашим уроком вы заметили? ( в пословице есть родственные слова). Назовите эти слова. Выделите корень в родственных словах.
IX.Рефлексия
Игра «Верно ли, что…?»(слайд )
- Верно ли, что корень- это общая часть родственных слов?
- Верно ли высказывание «Чтобы выделить корень слова, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть»?
- Верно ли, что гусь и гусеница – родственники?
Оцените свое участие в уроке на листах самооценки.
ФИ | У меня получилось | Вызвало затруднения | Я оцениваю свою работу |
X.Домашнее задание
Составьте 3 группы родственных слов ( 3 слова в каждой), докажите, что эти слова – родственные.(выделите корень)(слайд )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока 2 класс "Что такое родственные слова?" УМК "Школа России"
учебник В.П. Канакина...
«Что такое родственные слова?»
Открытый урок по русскому языку во 2 классе....
"Что такое родственные слова"
Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...
Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС
Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...
разработка урока русского языка по теме "Что такое родственные слова?" 2 класс Школа России
урок по программе "Школа России" 2 класс....
Что такое родственные слова?
Методическая разработка урока по русскому языку для второго класса...
Что такое родственные слова?
Конспект урока по русскому языку "Что такое родственные слова?"...