Что такое родственные слова?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шустик Ирина Александровна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodstvennye_slova_yakushkina_i.a.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок русского языка во 2 классе «А» МАОУ СОШ №4

г. Черняховска

Учитель: Якушкина Ирина Александровна

УМК «Школа России»

Тема: «Что такое родственные слова?»

Предмет: русский язык

Цель урока:

  • Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, находить корень слова.

Задачи урока:

  • Формировать умение выделять корень в слове;
  • Развивать умение находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с синонимичными корнями;
  • Развивать орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
  • Формировать умения работать индивидуально и в группе/паре;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся

  • положительно относиться к русскому языку;
  • действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, рассуждать логически;
  • вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать.           

Оборудование:

Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», толковый словарь, карточки для дифференцированной работы, карточки для тестовой работы, электронное приложение к учебнику, листы самооценки, мультимедиа.

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе.»

Запись на доске.(слайд 1)

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек умный и грамотный всегда найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).

- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

- На уроке мы сегодня отправимся в путешествие. Отгадайте куда.

Город этот непростой, он дремучий и густой. (Лес).(слайд 2)

Лес- это наше богатство, его надо беречь.

II. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.(слайд 3)

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица зима не за горами. Совсем скоро оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, наметет сугробы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников, родственников.

- А теперь задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, являются родственными. (Обсуждение в парах).

- Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

- Можно ли было выписать все слова?

III.Постановка учебной задачи.

- На уроке мы начнем изучение новой темы. Сформулируйте ее.

- Какая перед нами стоит задача? Чему вы должны научиться? (Учиться находить родственные слова, выделять в слове корень)

- Кому знакомо слово «родственники»? Кого вы считаете своими родственниками?( Мама, папа,…)

Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Часто они бывают похожи друг на друга.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными?

(близкие по смыслу)

- Вернемся к нашему «зимнему» лесному заданию. Докажите, что слова, которые вы выписали близки по смыслу.( Зимушка- ласковое название зимы. Зимовать- проводить зиму где-нибудь. Зимний- тот, который бывает зимой.)

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь- зимний месяц. Значит, все слова родственные, они связан по смыслу.(да-нет)

-Тогда должно быть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

IV.«Открытие» обучающимися новых знаний.

Отгадайте загадку.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.   (корень) (Слайд 4)

- По каким признакам вы догадались, что это корень?

- О каких значениях корня говорится в загадке?

Сколько значений у слова «корень»?( 1.подземная часть растения, 2. Часть зуба, волоса)

В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря детьми). Это слово многозначное.

Графически в русском языке корень слова обозначают так.(слайд5)

- Вернемся к нашим словам на зимнюю тему. Найдем и выделим общую часть родственных слов.

- Попробуйте сформулировать правило. (Родственными называются слова, близкие по смыслу и имеющие одинаковый корень.)

- Перечислите еще раз родственные слова, которые мы записали.(Зима, зимушка, зимовать, зимний)

Проверим наши предположения по учебнику.(стр.61)

- С какими новыми понятиями мы познакомились?

(родственные слова, корень слова, однокоренные слова)

Ученик читает стихотворение.

- Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет все исправно.

И назад, и вперед

Слово от него растет.

Часто так случается,

Корни повторяются.

В разные слова встают,

Общий смысл им придают.

Как слова зовут такие? (хором- однокоренные)

V.Физминутка(проводят учащиеся)

VI. Первичное закрепление

  1. Электронное приложение. 

Шли мы с вами по лесу, вышли на опушку. А там живет медвежонок.

 (Однокоренные слова) Работа в парах на макбуках.

2. Игровая ситуация.

Ребята нам пришло письмо.(конверт)

«Я, заяц-хвастун, похвалился, что все умею. Мудрая сова дала мне задание, а я не могу справиться. Помогите, ребята.»

Докажи, что слова-синонимы, а не родственные слова.

Летчик-пилот, липкий- клейкий, быстро- скоро, правильно- верно. (упр.81) Работа в парах. Фронтальная проверка.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

 Работа с электронным приложением к учебнику «Русский язык».(в группах)

Упражнение 82. Каждая группа записывает в тетрадь одну группу родственных слов.

VII.Повторение и систематизация знаний.

Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу.

Мы ездили в … . На … полянке увидели домик … . Недалеко от домика растет молодой … .

(лес, лесник, лесной, лесок) Проверка на интерактивной доске.

- Мы выполнили задания Зайчика и можем отослать письмо с ответами мудрой сове.

VIII.Подведение итогов урока

- Какие новые понятия узнали на уроке?

- Как называется общая часть однокоренных слов?

Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок.

-  Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? (трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы)

- Какую еще связь с нашим уроком вы заметили? ( в пословице есть родственные слова). Назовите эти слова. Выделите корень в родственных словах.

IX.Рефлексия

Игра «Верно ли, что…?»(слайд  )

  1. Верно ли, что корень- это общая часть родственных слов?
  2. Верно ли высказывание «Чтобы выделить корень слова, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть»?
  3. Верно ли, что гусь и гусеница – родственники?

Оцените свое участие в уроке на листах самооценки.

ФИ

У меня получилось

Вызвало затруднения

Я оцениваю свою работу

X.Домашнее задание

 Составьте 3 группы родственных слов ( 3 слова в каждой), докажите, что эти слова – родственные.(выделите корень)(слайд )

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое родственные слова?»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе....

"Что такое родственные слова"

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...

Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...

Что такое родственные слова?

Методическая разработка урока по русскому языку для второго класса...

Что такое родственные слова?

Конспект  урока по русскому языку "Что такое родственные слова?"...