Этапы урока | Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся |
I.Организационный момент | Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. |
|
II.Актуализация знаний. Орфографическая минутка. | Слайд № 2-3 - Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.
|
|
|
| Л | Е | С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Г | О | Р | Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| М | О | Р | О | З |
|
|
|
|
|
|
|
| Х | О | Т | Е | Т | Ь |
|
|
|
|
|
|
| Т | Е | М | Н | О | Т | А |
|
|
|
|
|
|
|
- Итак, какие слова мы называем синонимами? | Учащиеся записывают следующие слова: Бор, беда, стужа, желать, потемки.
Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.
|
III.Самоопределение к деятельности. | - Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» (Слайд № 4) Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница – О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша родственница – гусеница. Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”. - Ребята, кого мы называем родственниками?
Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. – Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? - Кого же можно здесь назвать родственниками? - Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.
|
Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.
Ребята доказывают. Гуся, гусыню, гусят. |
VI.Работа по теме урока. | - Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? - Прочитайте текст упражнения 77.
-Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет? - Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? - Назовите два признака родственных слов.
- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.
- Какая общая часть в этих словах? – Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? (слайд № 5)
Вывод: какие слова записали? Почему?
- В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова) - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так:
| Что такое родственные слова?
Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся
Общая часть и близкое значение. Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята -гус Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина
Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение.
Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб.
|
V.Физкультминутка | Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
|
VI.Закрепление изученного материала | - Прослушав сказку, назовите родственные слова. (слайд № 6) В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. - Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? - Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов? |
Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.
Ел- |
VII.Рефлексия. | - Вам даны карточки: (слайд №7) 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. - В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.
- Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -. |
Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница. |
VIII.Подведение итогов урока | - Что нового узнали на уроке?
- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? - Что общее у синонимов и родственных слов? | Что такое родственные слова. Есть общая часть и близкое значение.
Общее значение. |
IX.Домашнее задание | Выполнить упражнение 79 страница 59 Программный уровень: записать 4-5 родственных слов (слайд №8) |
|