Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бабушкина Галина Альбертовна

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку64.91 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема урока: Что такое родственные слова?

Цели урока: Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

     Основные виды учебной деятельности:

    Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

    Различать родственные слова и синонимы.

    Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них

    корень.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Учить ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

 Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

 Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение

Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

1 Организационный момент

Мотивационный

- Здравствуйте, ребята!

Ну - ка, проверим, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

 - Помогать нам будет ученик года из Лесной школы.

       -  Откройте тетради и запишите число, классная работа. 

Мотивация на урок.  

Мотивация на урок.  Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.  

РУУД  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

2 Актуализация знаний.

Минутка   чистописания.

       Если ручкой я пишу,
        Не верчусь и не спешу,
        Букву к букве по линейке
        Аккуратно вывожу.

Вм     он    ля    ле  (анализ ошибок)

Выполняют задание. Самооценка.

Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания.

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

3 Целеполагание. Постановка учебной задачи

-Всезнайка пригласил нас в гости   на поляну знаний. На поляне стоит два домика.  Что вас ждет в каждом из домиков?

В какой домик вы хотели бы заглянуть? Почему?

Большинство из вас выбрали домик, в котором будет что-то новое, незнакомое.

- Каждый ученик заходя в этот домик должен:

         1  Понять, что неизвестно.

                    2 Самим построить способ действия.

- Прочитайте тему урока:

Что  нам  известно?

Что  нам  неизвестно?

Способ действия        1  

                      2

В одном, то, что нам знакомо, в другом, то,  что нам неизвестно.

2-ой домик. Интереснее, там,  где еще незнакомо.

«Что такое родственные слова?»

Слово

Повторить  о слове.

«Родственные слова»

1  Познакомиться с родственными словами.

2 Каковы их признаки?

3Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

 4  Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень.

Предлагает задания.

Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

РУУД  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

Актуализация знаний.

Повторение пройденного.

- Что такое слово?

- Что в слове главное?

- Там был сад, в саду росла яблоня.

Яблоко   (Г.Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну,  кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок - тем

Что очень  

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое -  зачем оно?

-Что вы?-

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

 Назовите  из стихотворения слова антонимы:

Единица речи

Лексическое значение

     

     

   

 Высоко – низко

Близко – далеко

 Велико – мало

Сладкое – кислое

Предлагает задания

Словарная работа

- С какими  словами из словаря встретились?

Вдруг ветер – озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой.

- Запишите, поставьте знак ударения и вставить пропущенные безударные гласные.

Ябл…к.., в…р…бей.

Предлагает задания

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Физминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре тихо села.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Самоопределение к деятельности

Изучение нового материала

(Учитель читает текст)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

А я ваша родственница – гусеница.

-Ребята, кого называют родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

-Ребята, а как вы думаете права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему?

Среди слов тоже есть родственники.

Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного?

– Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет

Близки по смыслу.

Одинаковая часть.

Тех, кто живет вместе, одна семья.

Нет. Гусь- …., гусеница –…..

Близки по смыслу. Одинаковая часть.

Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов

ПУУД:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Вывод: Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют  одинаковая часть.

Пр с 58

Обобщают полученные знания

Физминутка

Игра «Лишнее слово»

       Если родственные слова – хлопните,  если нет – топните.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырость, сырок.

Лес , лесник, лестница, лесной.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Р Использование знаний в новых условиях

Самостоятельная работа

Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

Почему?

Ёж, ёжик, ежиха, ежата

Ёж, ёжик, ежиха, ежата – животные

Ежевика – ягода.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Работа в паре

Воспитательный момент

К слову гриб подберите родственные слова

Виды грибов, их польза, правила сбора

- Какие бывают грибы?

- Какие грибы съедобные?  Несъедобные?

- Какую пользу приносят грибы?

- Как правильно собирать грибы?

Гриб, грибница, грибник, грибок, грибной

Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Идивидуальная работа

. – Ребята, Белочка для вас тоже приготовила задание. Сейчас вы будете собирать грибы и «грызть» орешки. Орешки будут «грызть»  ребята, у которых сильные зубы в учёбе, они легко могут разгрызть трудную задачу

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водитель.

Грусть, печальный, грустит – синонимы

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Самостоятельная работа  

Выборочное письмо

Упр 83

Выполняют задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Тест

1 Проведи стрелку к признакам родственных слов.

2 Подчеркни родственные слова

3 Верно ли утверждение,  что это родственные слова:

Летчик – пилот родственные

Выполняют задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия

Р Использование знаний в новых условиях

Итог урока

Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

– Кому было интересно?

– За что ты можешь себя похвалить?
(Помогал товарищу!)

Подводят итог

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия

Д / З

Учитель ненавязчиво ошибается назвав родственные слова однокоренными, детям предлагается подумать ошибся учитель или нет, свои предположения приготовить к следующему уроку.

       

Дает дом задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей.

КУУД:

Контролировать действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Урок русского языка и презентация 2 класс ФГОС"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением"

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением". Задания построены по возрастающей сложности. Материал подобран занимательный и интересный. Проводить урок м...

Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»

На уроке русского языка  на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

урок русского языка 4.8. 4 класс УМК Перспективная начальная школа. Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы.

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексииЦель урока– Повторить союзы «и», «а», «но» и вспомнить  разницу их значений. . Добиться понимания того, чем п...

Урок русского языка во 2-ом классе по теме: «Что такое главные члены предложения?» УМК: «Школа России»

Тема урока: «Что такое главные члены предложения?»Тип урока: введение нового материала...