Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 64.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что такое родственные слова?
Цели урока: Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся
Основные виды учебной деятельности:
Находить родственные слова в тексте и среди других слов.
Различать родственные слова и синонимы.
Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них
корень.
Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД (метапредметные результаты) |
1 Организационный момент Мотивационный | - Здравствуйте, ребята! Ну - ка, проверим, дружок, - Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне? Пожелаю вам удачи- За работу, в добрый час. - Помогать нам будет ученик года из Лесной школы. - Откройте тетради и запишите число, классная работа. | Мотивация на урок. | Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой. | РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению |
2 Актуализация знаний. Минутка чистописания. | Если ручкой я пишу, Вм он ля ле (анализ ошибок) | Выполняют задание. Самооценка. | Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания. | Л контроль в форме сличения способа действия и его результата |
3 Целеполагание. Постановка учебной задачи | -Всезнайка пригласил нас в гости на поляну знаний. На поляне стоит два домика. Что вас ждет в каждом из домиков? В какой домик вы хотели бы заглянуть? Почему? Большинство из вас выбрали домик, в котором будет что-то новое, незнакомое. - Каждый ученик заходя в этот домик должен: 1 Понять, что неизвестно. 2 Самим построить способ действия. - Прочитайте тему урока: Что нам известно? Что нам неизвестно? Способ действия 1 2 | В одном, то, что нам знакомо, в другом, то, что нам неизвестно. 2-ой домик. Интереснее, там, где еще незнакомо. «Что такое родственные слова?» Слово Повторить о слове. «Родственные слова» 1 Познакомиться с родственными словами. 2 Каковы их признаки? 3Находить родственные слова в тексте и среди других слов. 4 Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень. | Предлагает задания. Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. | РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. РУУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Осуществлять пошаговый контроль. |
Актуализация знаний. Повторение пройденного. | - Что такое слово? - Что в слове главное? - Там был сад, в саду росла яблоня. Яблоко (Г.Сапгир) У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, Что низко, А мышонок - Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Теленок озабочен, Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок - тем Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: -Кислое - зачем оно? -Что вы?- Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Назовите из стихотворения слова антонимы: | Единица речи Лексическое значение
Высоко – низко Близко – далеко Велико – мало Сладкое – кислое | Предлагает задания | |
Словарная работа | - С какими словами из словаря встретились? Вдруг ветер – озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой. - Запишите, поставьте знак ударения и вставить пропущенные безударные гласные. | Ябл…к.., в…р…бей. | Предлагает задания | Л контроль в форме сличения способа действия и его результата |
Физминутка | Утром бабочка проснулась, | Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. | Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. | |
Самоопределение к деятельности Изучение нового материала | (Учитель читает текст) Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница. - О! Здравствуйте! Вы кто? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? А я ваша родственница – гусеница. -Ребята, кого называют родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. -Ребята, а как вы думаете права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему? Среди слов тоже есть родственники. Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного? – Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет Близки по смыслу. Одинаковая часть. | Тех, кто живет вместе, одна семья. Нет. Гусь- …., гусеница –….. Близки по смыслу. Одинаковая часть. | Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов | ПУУД: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог Осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Вывод: Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют одинаковая часть. | Пр с 58 | Обобщают полученные знания | ||
Физминутка Игра «Лишнее слово» | Если родственные слова – хлопните, если нет – топните. Лиса, лисица, лист. Сыр, сырость, сырок. Лес , лесник, лестница, лесной. | Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. | Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. | Р Использование знаний в новых условиях |
Самостоятельная работа | Найти родственные слова. Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика. Почему? | Ёж, ёжик, ежиха, ежата Ёж, ёжик, ежиха, ежата – животные Ежевика – ягода. | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | Л контроль в форме сличения способа действия и его результата Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Работа в паре Воспитательный момент | К слову гриб подберите родственные слова Виды грибов, их польза, правила сбора - Какие бывают грибы? - Какие грибы съедобные? Несъедобные? - Какую пользу приносят грибы? - Как правильно собирать грибы? | Гриб, грибница, грибник, грибок, грибной | Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | КУУД: Контролировать действия партнера. |
Идивидуальная работа | . – Ребята, Белочка для вас тоже приготовила задание. Сейчас вы будете собирать грибы и «грызть» орешки. Орешки будут «грызть» ребята, у которых сильные зубы в учёбе, они легко могут разгрызть трудную задачу | Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водитель. Грусть, печальный, грустит – синонимы | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | КУУД: Контролировать действия партнера. |
Самостоятельная работа Выборочное письмо | Упр 83 | Выполняют задание | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия партнера. |
Тест | 1 Проведи стрелку к признакам родственных слов. 2 Подчеркни родственные слова 3 Верно ли утверждение, что это родственные слова: Летчик – пилот родственные | Выполняют задание | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | КУУД: Контролировать действия Р Использование знаний в новых условиях |
Итог урока | Итог урока - Что нового узнали на уроке? – Кому было интересно? | Подводят итог | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия |
Д / З | Учитель ненавязчиво ошибается назвав родственные слова однокоренными, детям предлагается подумать ошибся учитель или нет, свои предположения приготовить к следующему уроку.
| Дает дом задание | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей. | КУУД: Контролировать действия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".
Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Урок русского языка и презентация 2 класс ФГОС"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением"
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением". Задания построены по возрастающей сложности. Материал подобран занимательный и интересный. Проводить урок м...
Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»
На уроке русского языка на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....
Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)
Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить, различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...
урок русского языка 4.8. 4 класс УМК Перспективная начальная школа. Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы.
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексииЦель урока– Повторить союзы «и», «а», «но» и вспомнить разницу их значений. . Добиться понимания того, чем п...
Урок русского языка во 2-ом классе по теме: «Что такое главные члены предложения?» УМК: «Школа России»
Тема урока: «Что такое главные члены предложения?»Тип урока: введение нового материала...