Что такое родственные слова?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кириловская Галина Ивановна

Конспект  урока по русскому языку "Что такое родственные слова?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_rodstvennye_slova.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ города Москвы

центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Южного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

Учитель начальных классов: Кириловская Галина Ивановна

Дата проведения:22 октября 2014 г.

Класс:2

Тема: «Что такое родственные слова?».

Цель: Познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов.

Задачи:

Образовательная

  • развивать умения находить в тексте родственные слова;
  • совершенствовать умения определять  признаки однокоренных слов.

Коррекционно-развивающая

  • развивать устную и письменную речь, корригировать активный и пассивный словарь учащихся;
  • формировать орфографическую зоркость, логическое мышление, память;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы.

Воспитательная

  • воспитывать интерес к изучению русского языка, самостоятельность при выполнении заданий;
  • воспитывать любовь к природе и животным.

Здоровьесберегающая

  • планировать объём учебного материала с учётом повышенной утомляемости детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • следить за осанкой учащихся, соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статистические и динамические задания.

Оборудование

  • учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс
  • картинки диких зверей, макет «Лесная поляна»
  • ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Этапы и виды работы на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий.

1.Организационный момент.

        

-  Прозвенел звонок и смолк,

Начинаем наш  урок.
Он пойдет сегодня впрок.
Постараемся всё понять,
Что-то новое узнать

Успехов  и удачи!

-На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте?        

  - Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)

- Правильно, мы с вами отправимся в лес.

Что такое лес?

Сосны до небес.

Берёзы да дубы

Ягоды, грибы...

Лес-это территория, заросшая множеством  пород деревьев.

Настрой учащихся на работу.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Способствовать созданию благоприятного климата.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, развитие логического мышления.

2. Актуализация знаний

-Давайте сегодня  заглянем в лесную школу. А там шум, гам. Что же случилось?

На лесной полянке летом
Собрался лесной народ.
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрёнок и тигрица.
Вот так умница сова!
Не ошиблась голова.

-  Какие семьи собрались на лесной полянке?

- Перечислите членов каждой семьи.

- Назовите одним словом, кто они между собой?

-У каждого человека тоже  есть родственники.

-Назовите членов вашей семьи.

Семья – это группа живущих вместе людей.

Как можно назвать по-другому членов одной семьи?

-Семьи ежей, слонов и тигров.

-Семья ежей :ёж, ежонок, ежиха

-Семья слонов:слон, слоненок, слониха

-Семья тигров: тигр, тигрёнок, тигрица

-Родственники.

Беседа по фотографии семьи учащихся

-Родственники

Учить внимательно слушать речь учителя.

Формировать  логическое мышление, память.

3. Работа по теме урока.

1) Постановка учебной задачи.

2) Изучение нового материала.

- Вот и в  русском языке тоже есть слова - “родственники”. Сегодня мы

- познакомимся с родственными словами,

-узнаем их признаки,

- будем учиться находить родственные слова в тексте и среди других слов.

- Прочитаем об этом правило в учебнике на стр. 58.

- Итак, что же мы узнали из правила?

- Какие слова в русском языке будут являться родственными?

img1.jpg (5332 bytes)

-Вернемся к нашим героям. Можем ли мы их назвать родственниками?

- Слова каждой группы, близки по смыслу?

-  Найдите общую часть у  родственных слов и  выделите  её  значком .............

- Давайте проверим.

Чтение текста учащимися.

-Да, можем.

-Да.

Дети выделяют общую часть родственных слов.

- Еж, ежонок, ежиха

- Слон, слоненок, слониха

- Тигр, тигрята, тигрица

Совершенствовать умения определять  признаки однокоренных слов.

3) Работа по учебнику.

     ( Работа по карточке.)

-Выполнение упр. 78 (работа на карточках).

брат                      рыба

братик                  рыбёшка

братишка             рыбак

- Можно ли назвать родственными слова в каждой группе? Объясните ответ.

-Вывод:

http://festival.1september.ru/articles/614842/img1.jpg

- Слова близкие по смыслу и имеют общую часть.

Закрепить знания  о родственных словах

4.Физкультминутка

Мы берёзку посадили.

Мы водой её полили.

И берёзка подросла

К солнцу ветки подняла.

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

Выполняют движения, настраиваются на предстоящую работу.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

5. Упражнение в определении родственных слов.

1) Выделение общей части в родственных словах.

Игровая ситуация «Лесная почта»  

- Ребята, к нам сорока принесла  «лесную почту»

Хотели бы вы узнать, что в конверте (вскрываем конверт)

«Я заяц, хвастун, похвалился, что все умею, лесные жители дали мне задание, а я не могу справиться. Помогите найти в родственных словах общую часть.»

                    грибок

Гриб           грибник

                    грибной

Закрепить умение определять родственные слова

Развитие  орфографической зоркость.

2) Овладение навыками смыслового чтения текста и подбором  родственных  слов.  

Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу

Мы ездили в …….  . На ………  полянке  видели домик…….    . Там растёт молодой ………  .

(Лес, лесника,  лесок, лесной)

- Мы выполнили все задания Зайчонка и можем обратно отослать письмо в лесную школу.

Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнения.

6. Подведение итогов урока

-Что нового узнали на уроке?

- Какие слова в русском языке можно назвать  родственными?

- Чему учились на уроке?

- В русском языке есть слова-родственники.

- Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть.

- Учились определять родственные слова и употреблять их в речи.

7. Домашнее задание.

Записать в тетрадь  несколько родственных слов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое родственные слова?»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе....

"Что такое родственные слова"

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...

Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...

Что такое родственные слова?

Методическая разработка урока по русскому языку для второго класса...

Презентация по русскому языку "Что такое родственные слова"

Презентация по русскому языку "Что такое родственные слова"...