Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 вида с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Кеваева Анна Юрьевна

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 вида с ОВЗ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_predmetu_russkiy_yazyk_4_klass_zpr.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по курсу «Русский язык»

Предметный курс «Русский язык» относится к предметной области «Филология».

   Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 вида с ОВЗ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык» («Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 г.)

     Изучение учебного предмета «Русский язык» входит в инвариантную часть учебного плана. На основании приказа   министерства образования и науки Самарской области «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и  муниципальной образовательной организации и родителей(законных представителей) обучающихся,  нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области» от 04.09.2014г №276-од,   инструктивно-методического письма министерства образования и науки Самарской области «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов»  от 23.08.2016 №МО-16-09-01\815-ту, согласно пожеланиям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отведено 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.

Количество часов уменьшено за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы.

Предметный курс «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура  курса   представлена как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Структура курса представлена в программе разделами: «Слово в языке и речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Личные местоимения», «Глагол»

Ценностные ориентиры содержания курса

В процессе изучения русского языка у учащихся  начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека.

Изучение русского языка в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

– готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

– готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно- нравственной установки «становиться лучше»;

– формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

 – принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

Результаты освоения предмета

Личностные результаты

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  •  находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • под руководством учителя осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала,
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ

Содержание курса 4 КЛАСС (102ч)

Повторение (6 ч) 

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

Предложение.(6 ч)

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи (14 ч)

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное (32 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Имя прилагательное (20 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (4 ч)

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (16ч)

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.  I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение (4 ч)

Тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УДД)

Формы контроля

ЭОР

1.

Повторение

6 ч

Участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); Определять тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста; Распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

определять тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок Различать предложение, словосочетание и слово; Знать признаки  текстов разных типов: описание, повествование, рассуждение

Иметь представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

Знать признаки текста.

Знать признаки  текстов разных типов: описание, повествование, рассуждениеЗнать изученные правила орфографии Знать классификацию предложений.. Знать, что такое главные и второстепенные члены предложения.

Знать, что такое словосочетание.

Проверочная работа

Электронное приложение «Русский язык»

2.

Предложение

6 ч

Распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Знать правило использования запятой между однородными членами, соединёнными союзами.

Знать изученные правила орфографии и пунктуации.

Проверочная работа

Электронное приложение «Русский язык»

3.

Слово в языке и речи

14ч

Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту Распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы. подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы,  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

 Распознавать среди предложенных слов фразеологизмы, Пользоваться в речи словами-понятиями: корень, приставка, суффикс, окончание и использовать их при опознавании значимых частей слова. Выделять в слове значимые части. Различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов)

Знать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи Знать существенные признаки понятий: корень, приставка, суффикс, окончание. Знать алгоритм разбора слова по составу.

 Знать признаки однокоренных слов Знать правило правописания слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости- звонкости согласным. Знать правило правописания слов с непроизносимым согласным, с удвоенными согласными.

Проверочная работа

Электронное приложение «Русский язык»

4.

Имя существительное

32 ч

Изменять по падежам имена существительные. Определять  падеж, в котором употреблено имя существительное Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в творительном падеже. Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания.

Знать правило о  трёх склонениях имён существительных.

Знать  названия и вопросы падежей.

Проверочная работа 

Электронное приложение «Русский язык»

5.

Имя прилагательное

20ч

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять  род и число имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам и родам (в единственном числе). Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных

Знать грамматические признаки имён прилагательных. Знать  названия и вопросы падежей. Знать изученные правила орфографии и пунктуации.

Проверочная работа

Электронное приложение «Русский язык»

6.

Личные местоимения

4 ч

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять лицо, число личных местоимений, Работать с таблицей склонения личных местоимений единственного и множественного числа; изменять личные местоимения по падежам

Знать грамматические признаки личного местоимения.

Проверочная работа

Электронное приложение «Русский язык»

7.

Глагол

16 ч

Различать глаголы среди слов других частей речи. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Писать личные окончания глаголов, используя алгоритм определения спряжения глаголов, и обосновывать правильность написанных окончаний.

Знать грамматические признаки глагола.

Проверочная работа

Электронное приложение «Русский язык»

8.

Повторение

4 ч

Воспроизводить знания о языке и речи, о формах речи (устная, письменная, внутренняя), о диалогической и монологической речи. Распознавать изученные части речи. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Подбирать слова на изучаемое правило, писать слова с изученными орфограммами и обосновывать правильность написания. Иметь представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества; Знать признаки текста и типы текстов. Знать признаки главных членов предложения.

Проверочная работа

Электронное приложение «Русский язык»

Календарно-тематическое планирование по русскому языку  4 класс для обучающихся с ОВЗ

№ п/п

Наименование тем, уроков

Количество часов

Дата проведения

Дом. задание

Примечание

по плану

фактическая

Повторение (6ч)

1.

 Наша речь и наш язык. Текст и его план. Типы текстов.

р.т. с. 6, упр. 6,10

2.

Подробное изложение повествовательного текста.

р.т. с.8 упр.11,16

3

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и  по интонации.

р.т. с.13 упр.21,22

4

Обращение.

р.т. с.14

5

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Словосочетание

р.т. с.16 упр. 29, 36

6

Контрольный диктант по теме «Повторение»

не предусмотрено

Предложение (6 ч)

7.

Однородные члены предложения

(общее понятие)

 Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов(и, а,

р.т. с.21 упр.41,43

8

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

 

р.т. с. 23 упр.46,47

9.

Составление рассказа по репродукции картины

И. И. Левитана «Золотая осень».

р.т. с.24 упр.48,49

10.

Простые и сложные предложения с однородными членами .

уч. с.37 упр.52, р.т. с.25 упр.51

11.

Различение сложного предложения и  простого предложения с однородными членами .

р.т. с.27  упр.54,55

12.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

не предусмотрено

Слово в языке и речи (14ч)

13.

Слово и его лексическое значение. Многозначные,  заимствованные,  устаревшие слова.

р.т. с.30

 уч. с.46 упр.67

14.

 Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

р.т. с.34 упр.71,72

15.

Состав слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

уч. с.54  упр.83 р.т. с.37 упр.78,  

16.

Состав слова. Моделирование слова с определённым составом.

уч. с.55 упр.87 р.т. с.39

17.

Правописание гласных и согласных в  значимых частях слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости- звонкости согласным.

р.т. с.40

18.

Правописание гласных и согласных в корне слова.  Правописание слов с непроизносимым согласным, с удвоенными согласными.

р.т. с.41 упр. 91,93,94

19.

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов – ик и -ек

уч. с.63 упр.105

20.

Правописание ъ и ь разделительных знаков.

р.т с.43 упр.96,97

21.

Контрольный диктант.

р.т. с.44

22.

Письменное изложение повествовательного деформированного текста.

р.т. с.45

23.

 Части речи. Повторение и углубление представлений  о частях речи.

уч. с.71 упр.120 р.т. с.48

24.

Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические признаки частей речи.

р.т. с.48,49

25.

Наречие (общее представление).

уч. с. 76 упр.131

26.

Контрольный диктант  по теме «Части речи»

не предусмотрено

Имя существительное (32 ч)

27.

 Изменение по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное

р.т. с.52

28

Различение  падежных и смысловых (синтаксических) вопросов имён существительных, употреблённых в именительном, винительном падежах.

уч. с.83 упр.140

29

Различение  падежных вопросов имён существительных употреблённых в  дательном, родительном падежах.

р.т. с.53

30

Различение  падежных вопросов имён существительных употреблённых в творительном и предложном падежах.

уч. с.87 упр.150

31

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных.

р.т. с.55 упр.126,127

32.

Сочинение - описание  по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» .

уч. с.92 упр.160

33

 2-е склонение имён существительных

р.т с.56 упр.128,129

34

3-е склонение имён существительных.

р.т. с.56 упр.130,131

35

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Способы проверки.

р.т. с.58

36

Именительный и винительный падежи имён существительных.

р.т. с.59

37

Родительный падеж.

уч. с.110 упр.199

38

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

уч. с.112 упр.205

39

Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах

уч. с.113 упр.207

40.

Дательный падеж.

уч. с.116 упр.215

41.

Падежные окончания имён существительных в дательном падеже.

уч. с.117 упр.218

42

Творительный падеж.

уч. с.118 упр.221

43

Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц

уч. с.120 упр.224

44

Предложный падеж.

уч. с. 123 упр.231

45

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

уч. с. 125 упр.236

46

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

уч. с.126 упр. 238

47

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен сущ.

уч. с.128 упр.242

48

Контрольный диктант за первое полугодие

не предусмотрено

49

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен сущ.

р.т. стр.70

50

Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».

р.т. с. 71

51

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

р.т. с.72

52

Именительный падеж.

уч. с.134 упр.255

53

Родительный падеж.

уч. с. 136 упр.261

54

Винительный падеж одушевлённых имён существительных.

р.т. с.76

55

Дательный, творительный, предложный падежи.

уч. с.140 упр.272

56

Падежные окончания имён существительных в дательном, творительном, предложном падежах.

р.т. с.78

57

Обобщение знаний об имени существительном.

уч. с. 142 упр.274

58

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

уч. с.143

Имя прилагательное (20 ч)

59

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных

р.т. с. 4

60

Род  и число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам и родам (в единственном числе)

р.т. с.6

61.

Правописание падежных окончаний

имён прилагательных. Склонение

имён прилагательных мужского и среднего рода  в единственном числе.

р.т. с.9

62

Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»

уч. с.12 упр.20

63.

 Именительный падеж. Родительный падеж

уч. с.18 упр.32

64

Дательный падеж.

уч. с.21 упр.41

65

Правописание падежных окончаний

имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

р.т. с.15

66

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

уч. с.26 упр.56

67

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

р.т. с.16

68

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

р.т. с.17

69

Правописание падежных окончаний

имён прилагательных женского рода в единственном числе в И.п. и В.п.

р.т. с.18

70

 Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

уч. с.36 упр.76

71

Правописание падежных окончаний имён прилагательных  женского рода в единственном числе.

р.т. 21

72

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

уч. с.39 упр.83

73

 Подробное изложение текста по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

р.т. с.22 упр.51

74

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

уч. с.42 упр.89

75

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

р.т.с.24

76

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

р.т.с.26

77

Обобщение знаний об имя прилагательном. Морфологический разбор имён прилагательных.

р.т. с.28

78

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

не предусмотрено

Личные местоимения (4 ч)

79

Местоимение..Личные  местоимения 1,2,3  лица единственного и множественного числа. Изменение по падежам  личных местоимений.

уч. с.55 упр.117 р.т.с.34

80

Склонение личных  местоимений единственного и множественного числа. Морфологический разбор личных местоимений.

р.т. с.36,с.37 упр.82

81

Подробное изложение повествовательного текста.

уч.с.65 упр.137

82

Контрольный диктант по теме «Личные местоимения»

не предусмотрено

Глагол ( 16ч)

83

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Значение глаголов в языке и речи.

уч.с. 70  упр.145

84

Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

1 ч

р.т. с.40

85

Неопределённая форма

уч. с.73 упр.150 р.т.с.43

86

Спряжение глаголов. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

уч. с.84 упр.170

87

Лицо и число глаголов.

р.т.с.47

88

2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2 лице  настоящего и будущего времени в ед. числе.

уч. с.87 упр.177

89

I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени, в будущем времени.

р.т.с.50  упр.114

90

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

уч.с.97 упр.198

91

Закрепление по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями».

уч. с.101 упр.208

92

Обобщение по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями».

р.т.с.58

93

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

р.т.с.59, уч.с.105 упр.219

94

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

уч. с.106 упр222

95

Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение  глаголов прошедшего времени по родам и числам.

уч.с.111 упр.234 р.т.с.63

96

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

уч.с.112 упр.236

97

Обобщение по теме «Глагол» Морфологический разбор глаголов.

уч.с.116 упр.247

98

Контрольный диктант по теме «Глагол»

не предусмотрено

Повторение (4 ч)

99

Язык. Речь. Текст. Предложение  и словосочетание.

уч.с.121 упр.256

100

Части речи. Грамматические признаки частей речи. Морфологический разбор.

р.т.с.76

101

Итоговый контрольный диктант.

не предусмотрено

102

Обобщение изученного за год

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык». 4 класс

Личностные результаты

Обучающие научатся:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
  • Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Обучающие научатся:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Обучающие научатся:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Обучающие научатся:

  • -слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • -ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • -проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • -признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • -излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • -стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • -выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • -строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • -активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • -применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
  • Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература

Горецкий В.Г. Канакина В.П. Школа России. Сборник рабочих программ.1–4 классы

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. В 2 частях (+CD)

Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях

Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса  составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся в 3 классе. УМК "Школа 2100"

Данная программа разработана с учётом формирования УУД по  ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

         Рабочая программа по  русскому языку  для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждени...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся вида РАС (8.2) 1 класс

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и из...