Рабочая программа по русскому языку для обучающихся в 3 классе. УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Данная программа разработана с учётом формирования УУД по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_russkiy_yazyk.doc | 460.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации муниципального образования
города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 3»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании СП Зам. директора по УВР Приказ №___ от _____201 г
учителей начальных классов ______________ Директор МБОУ «Лицей №3»
Протокол №__ от _____ 201 г Л.Ю. Скрынник ___________________ _______________ «____» ___________ 201 г М.А. Аскарова
Е.А. Денисова
Рабочая программа
« Русский язык »
для обучающихся 3 А класса
(УМК «Школа 2100»)
Образовательная область: филология
Разработала: Филипович Татьяна Валерьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
2013 г.
I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 3 класса, авторов Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности, чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5)сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1)овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8)развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. «Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности. В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор- ной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №3» предмет «Русский язык» изучается в 3 классе 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени за год составляет 170 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло- вия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять
их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»
170 ч (5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (10ч.)
Слово. (116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стык
приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: под- бор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова»,
«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,-еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,-чик-, -тель-, -ник-
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25 ч.)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Планируемые результаты | Виды деятельности | |
Предметные | Метапредметные и личностные | |||||
I четверть (45 часов) Повторение (11 часов) | ||||||
1. | Вводный урок. Знакомство | 3.09 | Знать: -отличительные признаки единицы речи слово предложение Уметь: -находить изученные орфограммы - оформлять предложения на письме; -определять текст от набора предложений; -классифицировать изученные орфограммы; -писать слова с изученными орфограммами; -обозначать графически -писать заглавную букву в словах; -записывать текст под диктовку | Познавательные: – делает выводы на основе обобщения знаний; – понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; – извлекает информацию, представленную в разных формах; – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы; – создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов. Регулятивные: – выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – обращается к способу действия, оценивая свои возможности; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; – проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, пред-ложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | |
2, 3 | Что мы знаем о тексте? | 4.09 5.09 | ||||
4. | Что мы знаем о слове, предложении, тексте? | 6.09 | ||||
5. | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | 9.09 | ||||
6, 7 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | 10.09 11.09 | ||||
8. | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать | 12.09 | ||||
9. | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание | 13.09 | ||||
10. | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | 16.09 | ||||
11. | Контрольный диктант № 1 | 17.09 | ||||
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 часа) | ||||||
12. | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне | 18.09 | Знать: -части слова, однокоренные слова, чередование согласных звуков в корне однокоренных слов, правописание удвоенных согласных, непроизносимых согласных и безударных гласных в корне слова Уметь: - находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, - графически объяснять выбор написаний, -находить и исправлять орфографические ошибки, - составлять связный текст из деформированных предложений, -писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами, - писать свободный диктант и текст под диктовку. | Познавательные: – умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить резуль- таты с реальностью – понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы. Регулятивные: – выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – обращается к способу действия, оценивая свои возможности; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных | |
13. | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | 19.09 | ||||
14. | Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | 20.09 | ||||
Правописание проверяемых букв в корне слова (16 часов) | ||||||
15. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова) | 23.09 | Знать: -части слова, однокоренные слова, чередование согласных звуков в корне однокоренных слов, правописание удвоенных согласных, непроизносимых согласных и безударных гласных в корне слова Уметь: - находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, - графически объяснять выбор написаний, -находить и исправлять орфографические ошибки, - составлять связный текст из деформированных предложений, -писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами, - писать свободный диктант и текст под диктовку. | Познавательные: – использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; – делает выводы на основе обобщения знаний; – понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы. Регулятивные: – вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – осознает уровень и качество выполнения; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; – умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; – старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произно-шения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфогра-фические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изучен-ными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки | |
16. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 24.09 | ||||
17. | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | 25.09 | ||||
18. | Проверочная работа № 1 | 26.09 | ||||
19. | Понятие об удвоенных буквах согласных | 27.09 | ||||
20, 21, 22 | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа | 30.09 1.10 2.10 | ||||
23 | Повторение. Проверочная работа № 2 | 3.10 | ||||
24. | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне | 4.10 | ||||
25. | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова | 7.10 | ||||
26. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам) | 8.10 | ||||
27. | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | 9.10 | ||||
28. | Формулирование обобщённого правила правописания проверя- емых букв согласных в корне слова | 10.10 | ||||
29. | Повторение. Проверочная работа № 3 | 11.10 | ||||
30. | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 14.10 | ||||
31. | Контрольный диктант № 2 | 15.10 | ||||
32. | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 16.10 | ||||
33. | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | 17.10 | ||||
34. | Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. | 18.10 | ||||
35, 36. | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант | 21.10 22.10 | ||||
37. | Повторение. Проверочная работа № 4 | 23.10 | ||||
38. | Р/р Сочинение по опорным словам | 24.10 | ||||
39. | Контрольный диктант № 3 | 25.10 | ||||
Сложные слова и их правописание (6 часов) | ||||||
40. | Знакомство с понятием «сложные слова» | 28.10 | Знать: понятие лексического значения сложного слова которое складывается из значения двух корней, правописание сложных слов с соединительной гласной Уметь: выделять два корня, находить в предложении сложные слова, правильно писать сложные слова с соединительными гласными; распознавать существительные и прилагательные; читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; находить и исправлять ошибки | Познавательные: – использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов высказывает суждения по результатам сравнения; – находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делает выводы на основе обобщения знаний; – понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; – извлекает информацию, представленную в разных формах. Регулятивные: – выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно; – обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия. Коммуникативные: – умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать – проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд | Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). | |
41. | Соединительные буквы о и е в сложных словах | 29.10 | ||||
42. | Образование сложных слов | 30.10 | ||||
43. | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей | 31.10 | ||||
44. | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант | 1.11 | ||||
45. | Повторение. Проверочная работа № 5 | 5.11 | ||||
II четверть (35 часов) Части слова (21 час) | ||||||
46. | Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах при- ставки | 11.11 | Знать: Правописание букв безударных гласных в приставках, приставки про - и пра-, по-, и па-, их правописание, различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня, правило правописания разделительного Ъ и ь, понятие об окончании и основе слова, суффиксы и его роль в слове. Уметь: – находить в словах корень, суффиксы, приставки – правило написания приставок с безударной гласной, различать омонимичные приставки и предлоги. – правильно переносить слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня; в слове находить окончание и основу, действуя по алгоритму ; – разбирать по составу доступные слова, применять на практике изученные правила, писать под диктовку текст, самостоятельно образовывать слова с помощью суффикса разбирать по составу контролировать и анализировать выполнение своей проверочной работы, читать художественные тексты | Познавательные: – умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала; – делает выводы на основе обобщения знаний; – понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; – извлекает информацию, представленную в разных формах; – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы. Регулятивные: – вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; – проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд | Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. | |
47, 48 | Правописание букв безударных гласных в приставках | 12.11 13.11 | ||||
49. | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание | 14.11 | ||||
50. | Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня | 15.11 | ||||
51. | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня | 18.11 | ||||
52. | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь | 19.11 | ||||
53 | Правописание слов с разделительными ъ и ь | 20.11 | ||||
54. | Повторение. Проверочная работа № 6 | 21.11 | ||||
55. | Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ. Р/р Свободный диктант | 22.11 | ||||
56. | Контрольный диктант № 4 | 25.11 | ||||
57. | Понятие об окончании и основе слова | 26.11 | ||||
58. | Развитие умения находить в слове окончание | 27.11 | ||||
59. | Как найти в слове основу | 28.11 | ||||
60. | Развитие умения находить в слове окончание и основу | 29.11 | ||||
61. | Суффикс и его роль в слове | 2.12 | ||||
62. | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | 3.12 | ||||
64. | Контрольное списывание | 5.12 | ||||
65. | Упражнения в разборе слов по составу | 6.12 | ||||
66. | Повторение. Проверочная работа № 7 | 9.12 | ||||
Имя существительное (21 час) | ||||||
67. | Части речи в русском языке | 10.12 | Знать: -часть речи имя существительное и его грамматические признаки: -род имени существительного, -число имен существительных, - окончание имен существительных ж.р., м. р., с.р. -разбор по составу, - уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк, -еньк. Словообразование Уметь: -выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи, -определять грамматические признаки имен существительных, -образовывать имена существительные при помощи суффиксов -оньк. –еньк, - изменять по числам, родам, -образовывать имена существительные от глаголов, - записывать текст под диктовку. | Познавательные: – использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; – находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делает выводы на основе обобщения знаний; – создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов. Регулятивные: – выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; – проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при-знаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существи-тельного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным упо-треблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. (П) Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологи-ческий разбор). Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. Продуцировать связное высказывание на грам-матическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. | |
68. | Определение имени существительного | 11.12 | ||||
69 | Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста | 12.12 | ||||
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных | 13.12 | ||||
71. | Имена существительные в речи | 16.12 | ||||
72. | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | 17.12 | ||||
73. | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | 18.12 | ||||
74. | Род – постоянный признак имён существительных | 19.12 | ||||
75. | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода | 20.12 | ||||
76. | Изменение имён существительных по числам | 23.12 | ||||
77. | Образование множественного числа имён существительных | 24.12 | ||||
78. | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе | 25.12 | ||||
79. | Разбор имени существительного как части речи | 26.12 | ||||
80. | Образование имён существительных с уменьшительно-ласка- тельным значением | 27.12 | ||||
III четверть (50 часов) Имя существительное (продолжение) | ||||||
81. | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке | 13.01 | ||||
82. | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов | 14.01 | ||||
83. | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами | 15.01 | ||||
84. | Разбор имён существительных по составу | 16.01 | ||||
85. | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» | 17.01 | ||||
86. | Употребление имён существительных в речи | 20.01 | ||||
87. | Повторение. Проверочная работа № 8 | 21.01 | ||||
Местоимение как часть речи (6 часов) | ||||||
88. | Понятие о местоимении. Личные местоимения | 22.01 | Уметь распознавать личные местоимения, применять местоимения в устной и письменной речи – находить местоимения в текстах; – исправлять деформированные тексты с неправильным употреблением местоимений, разбирать местоимение как часть речи Знать определение местоимения Личные местоимения, знать порядок разбора местоимения как части речи | Познавательные: – использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; – делает выводы на основе обобщения знаний; – извлекает информацию, представленную в разных формах; – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы. Регулятивные: – вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека; – обращается к способу действия, оценивая свои возможности; – осознает уровень и качество выполнения; – обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия. Коммуникативные: – Умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать – проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами суще-ствительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием место- имений (сочинение «О себе»). | |
89. | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с место- имениями | 23.01 | ||||
90. | Разбор местоимения как части речи | 24.01 | ||||
91. | Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» | 27.01 | ||||
92. | Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок» | 28.01 | ||||
93. | Повторение. Проверочная работа № 9 | 29.01 | ||||
Имя прилагательное как часть речи (12 часов) | ||||||
94. | Определение имени прилагательного | 30.01 | Знать: – определение имени прилагательного; – правило написания безударных окончаний прилагательных. сферу употребления прилагательных. - Связь имен прилагательных с именами существительными Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе, знать понятие «антонимы» Уметь проверять безударные окончания прилагательных согласовывать имя прилагательное и имя существительное; – доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи; выполнять морфологический разбор прилагательных осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями, определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-, -еват, выделять значимые части слова Работа над связным текстом, применять ЗУН при выполнении проверочной работы, писать текст под диктовку | Познавательные: – использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; – находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы. Регулятивные: – выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – обращается к способу действия, оценивая свои возможности; – осознает уровень и качество выполнения; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд; – старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным упо-треблением имён прилагательных. (П) Различать текст-повествование и текст-описа- ние. (П) Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П) Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные. | |
95. | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными | 31.01 | ||||
96. | Роль имён прилагательных в речи | 3.02 | ||||
97. | Разбор имени прилагательного как части речи | 4.02 | ||||
98. | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | 5.02 | ||||
99. | Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 6.02 | ||||
100. | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами | 7.02 | ||||
101. | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | 10.02 | ||||
102. | Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов | 11.02 | ||||
103. | Проверочная работа № 10 | 12.02 | ||||
104. | Разбор имён прилагательных по составу | 13.02 | ||||
105. | Контрольный диктант № 5 | 14.02 | ||||
Глагол как часть речи (15 часов) | ||||||
106. | Определение глагола как части речи | 17.02 | Знать определение глагола, правило написания не с глаголами, определение неопределенной формы глагола. Уметь: распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор; – изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время) писать не с глаголами раздельно – писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих; – образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта. | Познавательные: – использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; – находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делает выводы на основе обобщения знаний; – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы. Регулятивные: – выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – обращается к способу действия, оценивая свои возможности; – осознает уровень и качество выполнения; – обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; – умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным упо-треблением глаголов. (П) Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различ- ных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. | |
107. | Изменение глаголов по временам | 18.02 | ||||
108. | Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 19.02 | ||||
109. | Изменение глаголов по числам | 20.02 | ||||
110. | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами | 21.02 | ||||
111. | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант | 24.02 | ||||
112. | Понятие о неопределённой форме глагола | 25.02 | ||||
113. | Р/р Контрольное изложение | 26.02 | ||||
114. | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах не-определённой формы | 27.02 | ||||
115. | Контрольный диктант № 6 | 28.02 | ||||
116. | Образование форм времени от неопределённой формы глагола | 3.03 | ||||
117. | Разбор глагола как части речи | 4.03 | ||||
118. | Повторение. Проверочная работа № 11 | 5.03 | ||||
119, 120. | Понятие о наречии как части речи | 6.03, 7.03 | ||||
Предложение (25 часов) | ||||||
121. | Виды предложений по цели высказывания | 10.03 | Знать: названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Предложение по цели высказывания, по интонации, Грамматическую основу предложения. Распространенные, нераспространенные. Уметь определять вид предложения по цели высказывания; – определять вид предложения по интонации, - разбирать предложения по членам; – выделять подлежащее и сказуемое; – выделять сочетания слов, ставить знаки препинания между однородными членами; излагать текст | Познавательные: – использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; – находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – делает выводы на основе обобщения знаний; – понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; – создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов. Регулятивные: – выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; – умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать – проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения | Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического уда- рения. Различать слово, словосочетание и предложе- ние. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при син- таксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). (П) Накапливать опыт постановки запятой и упо- требления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П) Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. | |
122. | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | 11.03 | ||||
123. | Восклицательные и невосклицательные предложения | 12.03 | ||||
124. | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | 13.03 | ||||
125. | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | 14.03 | ||||
126. | Понятие о второстепенных членах предложения | 17.03 | ||||
127. | Составление схем предложений и предложений по схемам | 18.03 | ||||
128. | Предложения распространённые и нераспространённые | 19.03 | ||||
129. | Разбор предложений | 20.03 | ||||
130. | Однородные подлежащие и сказуемые | 21.03 | ||||
IV четверть (40 часов) | ||||||
131. | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | 1.04 | ||||
132. | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | 2.04 | ||||
133. | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 3.04 | ||||
134. | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | 4.04 | ||||
135. | Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум) | 7.04 | ||||
136. | Повторение изученного. Р/р Свободный диктант | 8.04 | ||||
137. | Понятие о простом и сложном предложении | 9.04 | ||||
138. | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | 10.04 | ||||
139. | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые | 11.04 | ||||
140. | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант | 14.04 | ||||
141. | Разбор простого и сложного предложений | 15.04 | ||||
142. | Повторение. Проверочная работа № 12 | 16.04 | ||||
Повторение (5 часов) | ||||||
143. | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание | 17.04 | Знать: Алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Уметь: Составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя, систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации, представлять его в виде схем, таблиц. | Познавательные: – умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала; – находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; – понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы; – создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов. Регулятивные: – выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека; – осознает уровень и качество выполнения; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно; – обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд; – старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматиче-скую тему по изученному материалу. | |
144. | Повторение изученных орфограмм и состава слова | 18.04 | ||||
145, 146, 147. | Итоговый контроль | 21.04, 22.04, 23.04 | ||||
148 -170 | Резервные уроки | 24.04 – 28.05 | ||||
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
1. Учебники и пособия:
1. Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс: Школьный дом, 2013.
2. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной: пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс: Школьный дом, 2013.
3. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2013.
4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2013.
5. Бунеева, Е. В. Русский язык. 3 класс: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2013.
6. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 3-го класса М.: Баласс, 2013;
7. М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 3-го класса М.: Баласс, 2013.
2. Интернет-ресурсы
1. Сайт «Образовательная система Школа 2100» www.school2100.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru
3. Газета «1 сентября». www.festival.1september.ru
4. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. www.uroki.ru
6. Презентации уроков «Начальная школа». http://nachalka.info/about/193
7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». http:// www.gramota.ru
8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». www. km.ru/ed
9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). http://nsc.1 september.ru/urok
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Образовательная система "Школа 2100": новые результаты и их проверка. (1-4 кл.) Электронное приложение;
2. Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск, упакованный в DVD-box.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов (УМК "Школа 2100")
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта....
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....
Рабочая программа по русскому языку (3 и 4 класс) Школа 2100
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 и 4 класс) Школа 2100...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса...
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса (Школа России)
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса (Школа России)...