РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_po_russ_4_kl_2013_.doc | 420.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яйская основная общеобразовательная школа № 1»
Утверждена приказом № _______ от «___»_____________ 2014г. Директор _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Количество часов в год – 170 часов
Количество часов в неделю- 5 часов
«Перспективная начальная школа» Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1,2,3 — М.: Академкнига/Учебник.2013 г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Составитель: Лоуткина И.А. учитель начальных классов |
Согласовано на заседании МО протокол № _________ от «___» __________2014 г. Руководитель МО ___________ | Принята педагогическим советом протокол № __________ от «___» ___________2014 г. |
Яя
2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка стр. 2 – 13
- Содержание учебного предмета стр. 13 – 17
- Материально – техническое обеспечение стр. 18
- Календарно – тематическое планирование стр.19 – 35
- Литература стр. 36
- Приложение стр. 37
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской программы по предмету «Русский язык» Н.Г.Агарковой, М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В.Малаховской, Т.А.Бойковой, Н.М.Лавровой (проект «Перспективная начальная школа»), Примерной программы четырёхлетней начальной школы: Сборник рабочих программ – М.: Академкнига/Учебник, 2011, в соответствии с содержанием Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
На изучение отводится 5 часов в неделю, всего - 170 часов.
Используемый УМК:
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык.4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1,2,3 — М.: Академкнига/Учебник.
Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Особенностью программы является усиление обучения культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.) Это обеспечивается включением раздела «Развитие речи с элементами культуры речи», начиная с 1 класса. Поэтому распределение часов по разделам отличается от распределения часов в Примерной программе.
Для построения целостной картины мира, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещённых в учебник «Литературное чтение».
Особенностью программы является также целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями, которые включены в учебник русского языка:
- Толковый Словарь
- Орфографический словарь
- Орфоэпический словарь
- Обратный словарь
- Словарь происхождения слов
- Словарь устойчивых выражений.
Результатом такой целенаправленной работы является воспитание привычки обращаться к словарям.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УДД), на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).
Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять
работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие методические принципы:
- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
- обеспечение преемственности с начальной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
- обогащение опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
- развитие интереса к изучаемому предмету;
- органическое сочетание обучения и воспитания;
- усвоение полученных знаний;
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- формирование основ логического мышления и речи детей;
- практическая направленность обучения и выработка необходимых для этого умений;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- дифференцированный подход к обучению;
Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С.Жедек, Л.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С.Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И.Жинкина «Развитие речи младших школьников».
Место учебного предмета в учебном плане
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
В 1-ом классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 50 часов, во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах — по 170 часов в год (5 часов в неделю).
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу каждого года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка;
- зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научится:
- проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научится:
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
- правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
- правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям).
Раздел «Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
- проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Выпускник получит возможность научится:
- подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
- определять три типа склонения существительных;
- определять название падежей и способы их определения;
- определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научится:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- определять члены предложения: главные и второстепенные;
- определять однородные члены предложения;
- составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научится:
- различать второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
- применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
- использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);
- определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
- определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научится:
- Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- Подбирать примеры с определённой орфограммой;
- При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- Различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
- Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
- Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
- Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
- Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
- Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
- Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
- Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научится:
- Создавать тексты по предложенному заголовку;
- Подробно или выборочно пересказывать текст;
- Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
- Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, , задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Выпускник научится:
- ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
- работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
В области коммуникативных УУД
Выпускник научится:
В рамках инициативного сотрудничества:
- освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
- использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
В области регулятивных УУД
Выпускник научится:
- осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
- достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
- умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
- умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
- сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
- Фонетика и орфография (32 час[1]*)
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствиис проверкой. Различные способы проверки подобных написаний. Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-,про-, на-).Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив-и -ов-).Написание двойных согласных в словах иноязычного происхож-дения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»).Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Упражнения в различении звуков и букв. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, со-
гласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).
Лексика 1 (4часа)
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом
и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений. Основные виды учебной деятельности обучающихся Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника.
Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении. Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи). Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
- Морфемика и словообразование (7 час*)
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.Разбор слов разных частей речи по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ.
Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
- Морфология (70 ч[2]*)
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение). Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном
числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-
исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа «выпишете-выпишите». Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных.
Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора.
Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоименияи наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частица не при глаголах.
- Синтаксис и пунктуация (22 ч[3]*)
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение). Определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения — дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение разбора простого предложения в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. Различение простых и сложных предложений.
Лексикография 1 (4 ч)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
- Развитие речи с элементами культуры речи (35 ч*)
Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальных научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии), без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющих: описания, повествования, рассуждения. Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и
наблюдений текста с элементами описания, повествования и рассуждения. Различение художественного и научно-популярного текстов. Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста. Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков. Корректировка текстов, в которых допущены нарушения куль-
туры речи. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом. Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Словарь
Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 45 слов).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
- Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). - М.:Академкнига/Учебник.
- Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
- Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс:Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
- Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Русский язык.4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
- Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык.4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.
- Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
- Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
- Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы | № урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Формы контроля | Дата | |
п/р | п/п | ||||||
1.Фонетика и орфография (4ч) 5.Развитие речи (1 ч) 1.Фонетика и орфография(4 ч) 5.Развитие речи (1 ч) 4.Синтаксис и пунктуация (2 ч) 1.Фонетика и орфография (1 ч) 4.Синтаксис и пунктуация (1 ч)
5.Развитие речи (1 ч) 4.Синтаксис и пунктуация (4ч)
5.Развитие речи (1 ч) 3.Морфология (4 ч) 5.Развитие речи (1 ч) 3.Морфология (1 ч) 5.Развитие речи(1 ч) 3.Морфология (6 ч) 5.Развитие речи (1 ч) 5.Развитие речи (1ч) 3.Морфология (2ч) 1.Фонетика и орфография (1 ч) 3.Морфология (5 ч) 5.Развитие речи (1ч) 5.Развитие речи (1ч) 3.Морфология (4 ч) 5.Развитие речи (1ч) 3.Морфология(4 ч) 5.Развитие речи(1ч) 1.Фонетика и орфография (1 ч) 2.Морфемика и словообразование(3ч) 5.Развитие речи (1ч) 3.Морфология(1ч 1.Фонетика и орфография (3 ч) 5.Развитие речи (1ч) 1.Фонетика и орфография (4 ч) 5.Развитие речи (1ч) 1.Фонетика и орфография (1 ч) 3.Морфология(2 ч) 1.Фонетика и орфография (1ч) 3.Морфология (4 ч) 5.Развитие речи (3 ч) 3.Морфология (2 ч) 4.Синтаксис и пунктуация (2 ч) 4.Синтаксис и пунктуация (1 ч) 3.Морфология (3 ч) 5.Развитие речи (1 ч) 3.Морфология (4 ч) Лексика (1 ч) 5.Развитие речи (2 ч) Лексика (2 ч) 3.Морфология (7 ч) 2.Морфемика и словообразование (2 ч) 5.Развитие речи (1ч) 1.Фонетика и орфография (8 ч) 5.Развитие речи(1ч) 1.Фонетика и орфография (4 ч)
5.Развитие речи (1 ч) 3.Морфология (4 ч) 5.Развитие речи (1ч) 3. Морфология (4 ч) 5.Развитие речи (1ч) 3.Морфология (4 ч) 5.Развитие речи (1ч) 3.Морфология (7 ч) 5.Развитие речи (1 ч) Лексика (1 ч) 5.Развитие речи (1ч) 2. Морфемика и словообразование (1ч) 3.Морфология (2 ч)
2.Морфемика и словообразование (1 ч) 5.Развитие речи (1ч) 4.Синтаксис и пунктуация(3ч) 5.Развитие речи (2ч) 4.Синтаксис и пунктуация (5 ч) 5.Развитие речи (1 ч) 4.Синтаксис и пунктуация (4 ч) 5.Развитие речи (2ч) | 1-3 | 1-3 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | Упражнения в различении звуков и букв. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значение слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника. Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении. Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоименияи наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частица не при глаголах. Различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющих: описания, повествования, рассуждения. Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текста с элементами описания, повествования и рассуждения. Различение художественного и научно-популярного текстов. Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста. Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков. Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение). Определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения — дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение разбора простого предложения в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. Различение простых и сложных предложений. Определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение). Определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения — дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение разбора простого предложения в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. Различение простых и сложных предложений. Упражнения в различении звуков и букв. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, со- гласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). Упражнения в различении звуков и букв. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, со- гласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста. Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков. Корректировка текстов, в которых допущены нарушения куль- туры речи. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений). Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом. Применять изученные правила письма. Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоименияи наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частица не при глаголах. Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоименияи наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частица не при глаголах. Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоименияи наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частица не при глаголах. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). Выявление слов, значение которых требует уточнения. | Познавательные общеучебные УД инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту) Познавательные логические УД выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД умение договариваться; умение находить общее решение при работе в паре и группе способность выражать свои мысли полно и чётко Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в познавательную проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками. Познавательные общеучебные УД Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач. Коммуникативные УУД Использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные общеучебные УД Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Познавательные логические УД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные УУД Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные УУД Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные логические УД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам выполнения новой задачи. Познавательные общеучебные УД Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД Задавать вопросы, формулируя их чётко и лаконично Познавательные логические УД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные общеучебные УД Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД Задавать вопросы, формулируя их чётко и лаконично. Познавательные общеучебные УД Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Познавательные логические УД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные УУД Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные УУД Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные общеучебные УД инструментально владеть алфавитом для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту) Познавательные логические УД выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД умение договариваться; умение находить общее решение при работе в паре и группе способность выражать свои мысли полно и чётко Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в познавательную проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками. Познавательные логические УД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные общеучебные УД Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД умение договариваться; умение находить общее решение при работе в паре и группе способность выражать свои мысли полно и чётко Задавать вопросы, формулируя их чётко и лаконично. Регулятивные УУД Познавательные общеучебные УД Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные общеучебные УД инструментально владеть алфавитом для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту) Познавательные логические УД выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД умение договариваться; умение находить общее решение при работе в паре и группе способность выражать свои мысли полно и чётко Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в познавательную проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками Познавательные логические УД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные общеучебные УД Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Регулятивные УУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД умение договариваться; умение находить общее решение при работе в паре и группе способность выражать свои мысли полно и чётко Задавать вопросы, формулируя их чётко и лаконично. Познавательные общеучебные УД инструментально владеть алфавитом для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту) Познавательные логические УД выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД умение договариваться; умение находить общее решение при работе в паре и группе способность выражать свои мысли полно и чётко Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в познавательную проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками Познавательные логические УД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные общеучебные УД инструментально владеть алфавитом для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту) Познавательные логические УД выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД умение договариваться; умение находить общее решение при работе в паре и группе способность выражать свои мысли полно и чётко | Фронт. опрос | |
4 | 4 | Контрольное списывание «Напутствие» Безударный гласный, проверяемый ударением | Контр. списывание | ||||
1 | 5 | Р/р Знакомимся с текстом-рассуждением | |||||
5-6 | 6-7 | Различение суффиксов. Значения суффиксов | Инд. опрос | ||||
7-8 | 8-9 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из др. языков | |||||
2 | 10 | Р/р Знакомимся с текстом-рассуждением | |||||
1-2 | 11-12 | Однородные члены предложения | |||||
9 | 13 | Диктант №1 «Дары природы и труда» (входной) | Диктант | ||||
3 | 14 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения | |||||
3 | 15 | Р/р Учимся рассуждать | |||||
4 | 16 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую? | |||||
5-7 | 17-19 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? | Фронт. опрос | ||||
4 | 20 | Р/р Учимся рассуждать | |||||
1 | 21 | Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания | |||||
2 | 22 | Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | |||||
3 | 23 | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | |||||
4 | 24 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | Инд. опрос | ||||
5 | 25 | Р/р Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец» | |||||
5 | 26 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | Карточки-задания | ||||
6 | 27 | Правило употребления предлогов о и об | |||||
6-7 | 28-29 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | Фронт. опрос | ||||
7 | 30 | Р/р Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям | |||||
8-11 | 31-34 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | |||||
8 | 35 | Р/р Учимся делать научное сообщение | Инд. опрос | ||||
12 | 36 | Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | |||||
13 | 37 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | |||||
10 | 38 | Диктант с грамматическим заданием «Утренний ветерок» итог за 1 четверть. | Диктант | ||||
14 | 39 | Работа над ошибками. Глагол. | Инд. опрос | ||||
15 | 40 | Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить» | |||||
9 | 41 | Р/р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | С/работа | ||||
16-18 | 42-44 | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | |||||
10 | 45 | Р/р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | |||||
19-22 | 46-49 | Суффиксы повелительной формы глагола. | |||||
11 | 50 | Р/р Письменное изложение | Изложение | ||||
23-24 | 51-52 | Трудности написания глаголов на – ять. | |||||
25-26 | 53-54 | Как изменяются глаголы, имеющие в нач. форме суффикс - чь | |||||
12 | 55 | Р/р Учимся делать научное сообщение | Инд. опрос | ||||
11 | 56 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | |||||
1-3 | 57-59 | Усекаемая и не усекаемая основа глаголов | |||||
13 | 60 | Р/р Описание, повествование и рассуждение | С/работа | ||||
27 | 61 | Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» | |||||
12-14 | 62-64 | Написание о и ё после шипящих | |||||
14 | 65 | Р/р Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель» | |||||
15-18 | 66-69 | Написание о и ё после шипящих (окончания и суффиксы существительных и прилагательных) | Инд. карточки | ||||
15 | 70 | Р/р Что такое монолог и диалог | |||||
19 | 71 | Написание о и ё после шипящих (окончания и суффиксы существительных и прилагательных) | Инд. карточки | ||||
28-29 | 72-73 | Повторение по теме «Глагол» | |||||
20 | 74 | Диктант №2 «Осень» с грамматическим заданием (итог за 2 четверть) | Диктант | ||||
30 | 75 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Глагол» | |||||
31 | 76 | Повторение по теме «Глагол» | |||||
16 | 77 | Р/р Письменное изложение | Изложение | ||||
32-33 | 78-79 | Повторение по теме «Глагол» | |||||
17 | 80 | Р/р Учимся делать научное сообщение | Инд. опрос | ||||
34-35 | 81-82 | Повторение по теме «Глагол» | |||||
8-9 | 83-84 | Где используются однородные члены | |||||
18 | 85 | Р/р Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре | |||||
10 | 86 | Где используются однородные члены | |||||
36 | 87 | Существительное. Олимпиадное задание | Фронт. опрос | ||||
37 | 88 | Существительное | |||||
38 | 89 | Прилагательное | |||||
19 | 90 | Р/р Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне». Сочинение-рассуждение | |||||
39 | 91 | Краткая форма прилагательных | |||||
1 | 92 | Повторение по теме «Синонимы». | |||||
40-41 | 93-94 | Глагол | |||||
20 | 95 | Р/р Учимся писать сочинение | Фронт. опрос | ||||
42 | 96 | Глагол | |||||
2-3 | 97-98 | Устойчивые выражения | |||||
43 | 99 | Простая и сложная формы будущего времени глагола | |||||
21 | 100 | Р/р Как устроена книга | |||||
44-46 | 101-103 | Простая и сложная формы будущего времени глагола | |||||
47 | 104 | Личные местоимения | |||||
22 | 105 | Р/р Рассуждаем о нашем прошлом | Инд. опрос | ||||
48-49 | 106-107 | Личные местоимения | |||||
4 | 108 | Разбор слова по составу | Инд. карточки | ||||
5 | 109 | Разбор по составу глаголов | |||||
23 | 110 | Р/р Что такое аннотация и как ее составить | Фронт. опрос | ||||
21-24 | 111-114 | Орфограммы в корнях слов | |||||
25 | 115 | Орфограммы в суффиксах слов | |||||
26-27 | 116-117 | Существительные. Беглый гласный | |||||
28 | 118 | Существительные. Буквы о и е после шипящих | |||||
24 | 119 | Р/р Письменное изложение | Изложение | ||||
29 | 120 | Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением | |||||
30 | 121 | Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц | |||||
31 | 122 | Диктант №3 с грамматическим заданием « Как хомяк к зиме готовится» | Диктант | ||||
32 | 123 | Работа над ошибками. Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц | |||||
25 | 124 | Р/р Что такое монолог и диалог | |||||
50 | 125 | Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить | Инд. опрос | ||||
51-52 | 126-127 | Глагольные суффиксы | |||||
53 | 128 | Орфограммы в окончаниях существительных | |||||
26 | 129 | Р/р Учимся составлять аннотации | |||||
54 | 130 | Орфограммы в окончаниях существительных | Инд. Карточки-задания | ||||
55 | 131 | Орфограммы в окончаниях прилагательных | |||||
56-57 | 132-133 | Орфограммы в окончаниях глаголов | |||||
27 | 134 | Р/р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | Фронт. опрос | ||||
58-59 | 135-136 | Орфограммы в окончаниях глаголов | |||||
60-61 | 137-138 | Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола | |||||
28 | 139 | Р/р Работа с картиной Н. Богданова-Бельского «Дети» | Фронт. опрос | ||||
62-64 | 140-142 | Орфограммы в приставках | |||||
65 | 143 | Работа разделительного Ь знака | |||||
29 | 144 | Р/р Письменное изложение | Изложение | ||||
66-68 | 145-147 | Работа разделительного Ь знака в прилагательных, отвечающих на вопрос ч е й? | |||||
4 | 148 | Слова, которые легко перепутать | |||||
30 | 149 | Р/р Учимся составлять аннотации | |||||
6 | 150 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные | Фронт. опрос | ||||
69 | 151 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Прилагательные. Краткая форма | |||||
70 | 152 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы | |||||
7 | 153 | Написание – тся- и –ться в глаголах | |||||
31 | 154 | Р/р Рассматриваем старые фотографии | Инд. опрос | ||||
11 | 155 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены | Карточки-задания индив. | ||||
12 | 156 | Учимся давать характеристику предложению | |||||
13 | 157 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | |||||
32 | 158 | Р/р Сочинение-описание и рассуждение на тему «О чем мне рассказала старая фотография» | Фронт. опрос | ||||
14 | 159 | Итоговый диктант №4 «Тень» (с грамматическим заданием) | Диктант | ||||
15 | 160 | Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых с однородными членами | |||||
16-18 | 161-163 | Отличие сложных предложений от простых с однородными членами | |||||
33 | 164 | Р/р Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта | Инд. опрос | ||||
19-22 | 165-168 | Отличие сложных предложений от простых с однородными членами | |||||
34 | 169 | Р/р Учимся писать сочинение | Инд. карточки | ||||
35 | 170 | Р/р Олимпиадное задание. Заседание клуба «Ключ и заря» | Инд. опрос | ||||
ВСЕГО: | 170 час |
Список литературы:
Для учителя:
- Чуракова Р.Г., Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Чекин А.Л. и др. Примерные программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»: Сборник рабочих программ – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 195 с.
- Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 -304 с.
- Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ.: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник,2011 -96 с.
- Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 3 частях – М.: Академкнига / Учебник, 2013. - Ч.1 - 176 с., Ч. 2- 160 с., Ч.3 – 160 с.
Для обучающихся:
- Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 3 частях – М.: Академкнига / Учебник, 2013. - Ч.1 - 176 с., Ч. 2- 160 с., Ч.3 – 160 с.
- Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.-80 с.: ил.
- Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 96 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УРОКОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела программы | № урока в КТП |
1 | Фонетика и орфография (32 часа) | 1 - 4, 6 - 9, 13, 38, 56, 62 - 64, 66 - 69, 71, 74, 111 – 118, 120 – 123. |
2 | Морфемика и словообразование (7 ч) | 57 – 59, 108, 109, 150, 153. |
3 | Морфология (70 часа) | 21 – 24, 26, 28, 29, 31 – 34, 36, 37, 39, 40, 42 – 44, 46 – 49, 51 – 54, 61, 72, 73, 75, 76, 78, 79, 81, 82, 87 – 89, 91, 93, 94, 96, 99, 101 – 104, 106, 107, 125 – 128, 130 – 133, 135 – 138, 140 – 143, 145 – 147, 151, 152. |
4 | Синтаксис и пунктуация ( 22 ч) | 11, 12, 14, 16, 17 – 19, 83, 84, 86, 155 – 157, 159 – 163, 165 – 168. |
5 | Развитие речи (35 ч ) | 5, 10, 15, 20, 25, 27, 30, 35, 41, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 77, 80, 85, 90, 95, 100, 105, 110, 119, 124, 129, 134, 139, 144, 149, 154, 158, 164, 169, 170. |
Лексикография 1 (4 часа ) | 92, 97, 98, 148 | |
ВСЕГО: 170 часов |
1 Содержательная линия реализуется в рамках других разделов.
[1]* Количество часов считается примерным.
[2]1 Содержательная линия реализуется в рамках других разделов.
* Количество часов считается примерным.
[3]* Количество часов считается примерным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана
Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...
Урок русского языка в 4 классе. Обучающее изложение.
Обучающее изложение "Прощальная песенка".4 класс.Система Занкова....
Конспект урока русского языка в 3 классе "Обучающее изложение"
Тема: Обучающее изложениеЦели и задачи:1. Формирование умения применять знания о предложении при построении (свободном изложении по составленному плану) текста.2. Развивать умение применять прав...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч. В.П. Канакина, 2016 г.)...
Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 4 классов по теме «Слово в языке и речи»
Назначение работы - оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи», установить соответствие подготовки обучающихся 4-х классов по русскому...
Правила по русскому языку, для обучающихся 1 - 2 класса ( класс выравнивания).
Правила составлялись в ходе изучения учебного материала по русскому языку в помощь обучающимся. У каждого ребёнка заведена папка для сбора и хранения правил. Можно использовать на уроках и при в...