Открытый урок по русскому языку по теме "Сложные слова " 3 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Сложные слова.
Ход урока
1.Организационный момент.
Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
«Видеть вас мы очень рады!»
Прямо встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Учитель: Сегодняшний урок мне хочется начать со слов великого русского поэтаА.С.Пушкина (под музыку)
Унылая пора! Очей очарованье...
-О какой поре пишет поэт?
Ученики: Об осени.
-Как из чудесной сказки пришла к нам загадочная, чарующая царица Осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, укрыла разноцветным ковром землю. Осень щедра. Она богата подарками. И сегодня она нам принесла много различных заданий, при выполнении которых мы будем работать над словом, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
2.Проверка д/з
Давайте покажем осени, как мы выполнили д/з. и для неё (2 ученицы)выполнят фонетический разбор слова «осень».
-Назовите слово по его лексическому значению.(далекий, долина, мирный).
Находящийся, на большом расстоянии или имеющий большое протяжение(далёкий)
Удлиненная впадина между горами или холмами. (долина)
Не склонный к вражде ссоре, миролюбивый, любящий мир и согласие.(мирный)
Ученик записал 2 предложения с этими словами. Давайте проверим его работу. ( В далине пар белеет тонкий. Вдолеке видны яркие кисти рябины.)
-Всё ли правильно записано?
-Что такое корень слова?
- Как найти в слове корень?
3.Разминка для рук.
-Осень –чудесная, красивая пора. И мы с вами должны писать красиво и грамотно. Но для этого надо подготовить наши пальчики к работе.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку
Вспомнимправила посадки:
Руки- на месте!
Ножки –на месте!
Спинка – прямая!
Локти_- у края!
4.Работа в тетради.
-Откройте тетради и запишите дату, классная работа.
5. Чистописание.
-Совершенствовать каллиграфию нам помогают минутки чистописания.
Внимательно посмотрите на данную запись (на доске):
– Если правильно выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
(К словам левого столбика надо подобрать антонимы: сухой – сырой, тревожный – спокойный, новый – старый,сильный-слабый)
сухой
новый
тревожный
сильный
-Как думаете, какую букву будем писать?(букву с.) Докажите.(Все слова во втором столбике начинаются на одну букву с)
Дайте характеристику звукам ,которые обозначает бука эс.
(Согласные, твёрдые и мягкие,глухие,парные)
-Какая закономерность здесь?(СсСссСссс)
-На что нужно обратить внимание при написании? (Высота, наклон , интервал, соединение.)
Запишите целую строчку, соблюдая закономерность.
СсСссСссс
Вторую строчку запишите в соединении с гласными буквами
сасясосюсусысёсесэси
1 в.- выпишите слоги , где буква эс обозначает твердый сог.зв.
2в.- выпишите слоги , где буква эс мягкий согл.зв
-Проверка.
-Почему?
1 в-гласные, обозн.тв. сл.
2 в-гласные, обозн.мяг.сл.
Проверка фонетического разбора слова «осень».(фонарики)
- Осень просит составить предложение, используя слова, записанные на доске.
Пришла волшебная золотая осень. Лес, ветер, листья, кленовые, летят.(карточки 2 и 2)
- Найдите грамматическую основу предложения.
6. Актуализация знаний.
-Осень пришла не одна, с ней её братья.
Учитель: Догадайтесь, как их зовут?
1. Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
Ученики: Сентябрь (Это младший брат осени)
Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд 3)
2.Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ученики: Октябрь(Слайд 3)(Октябрь называют вершиной осени)Почему? (это середина осени).
3.Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ученики:Ноябрь (Слайд 3)(Ноябрь – последний месяц осени.)
Учитель: Что вы можете сказать про эти слова?
Ученики:Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный.
Учитель: Названия месяцев пришли к нам из римского календаря .Но у наших предков славян были свои названия. Сейчас об этом нам расскажут ребята, а наша гостья Осень посмотрит, на сколько внимательными слушателями вы были.
1 ученик:Сентябрь называли «хмурень». (Слайд 5)Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень. Запишите.
2 ученик: Октябрь называли «листопадом».(Слайд 6)У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.Запишите.
3 ученик:Ноябрь получил название «грудень».(Слайд 7),от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь.Замёрзшая дорога называлась грудным путём. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.
Запишите.
7.Постановка учебной задачи.
хмурень листопад грудень (Слайд 15)
Сейчас работаем в группах. В словах хмурень, листопад, грудень, надо выделить корень. Работаем вместе, прислушиваемся к мнению друг друга.
-Проверяем.Какие еще будут предположения?( Какое слово необычное по составу)
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики:Листопад
- Возникает вопрос, сколько корней в слове листопад?
8.Решение проблемы.
-Что такое листопад? А теперь прочитаем, как написано в толковом словаре.(Опадание листьев у деревьев и кустарников)
-Так от каких слов образовалось слово листопад?(Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».)
Запись на доске: Листья падают.
- Какой корень в слове ЛИСТЬЯ? Подберите однокоренные слова.
- Какой корень в слове ПАДАЕТ? Подберите однокоренные слова.
- Есть ли корни -ЛИСТ- и -ПАД- в слове ЛИСТОПАД?
- Так сколько корней в слове ЛИСТОПАД? (В этом слове 2 корня)
- Что соединяет корни? (Гласная О). Она называется соединительная гласная.- Как можно назвать эти слова? (Предположения детей)
-Такие слова называются сложными.
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Мы сегодня будем учиться находить сложные слова, составлять сложные слова изпростых, употреблять в речи и правильно их писать.
Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)
Физкультминутка.
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем листья собирать. (Вращение руками.)
Низко – низко приседаем,
И листочки собираем.
Соберем большой букет
Славной осени привет. (Приседание.)
9. Самостоятельная работа с самопроверкой.(Работа в паре)
Учитель:Налетел шаловливый ветер, сорвал с деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Нам надо собрать листья.
-Посмотрите на них. Что заметили? ( На них части слова)
-Как думаете, что нужно сделать? (составить слова). Только при правильном сочетании должны образоваться новые слова.
-А я вам помогу. Я говорю лексическое значение, а вы собираете слово.
Металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой угольями. |
Тот, кто любит читать и коллекционировать книги. |
Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак. |
Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством. |
Рабочий на земляных работах |
Учитель: Какие листочки мы собрали?
Ученики: Клёна. (Слайд 21).
Царица - осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные и лиловые листья.
Ученики: А теперь прочитаем слова.
самовар
книголюб
поводок
водитель
землекоп
-Есть ли среди этих слов сложные слова?Прочитаем их. Что вы еще использовали для составления сложных слов.(Гласные буквыо и е)
Учитель: Запишем в тетрадь сложные слова, выделяя корень , подчеркивая соединительную гласную. (Слайд 22) (1 ученику доски).
-Проверка:
самовар
книголюб
землекоп
- Как образовались эти слова? (Сложили два корня)
- Какие это слова? (Сложные).
- С помощью чего мы их соединили? (Гласная О и Е).
Вывод:Какие слова мы называем сложными?
(Сложные слова это слова, имеющие в своём составе два корня.)
10.Закрепление.
1. Работа с учебником.
Учитель: Царица осень предлагает закрепить знания . для этого надо выполнить задание из учебника.Откроем учебники на странице 77, найдите упр. № 138.
-Прочитайте сложные слова, объясняя их лексическое значение. (самостоятельно читают)
-Значение какого слова вы желаете объяснить.(по цепочке устно)
-Объясните значение слова , которое стоит во втором столбике по счету пятым., в третьем столбике по счету четвертым.
Запишите слово упражнение 138.Выпишите по 3 слова:
1 в. слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 в..слова, которые отвечают на вопрос что?
Выделите корень.
-Проверка.
-Прочитайте.
12.Закрепление.
Творческая работа.Работа по карточкам (дифференцированное задание).
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в природе. А давайте узнаем, о том как природа меняется в горах. (Слайд 23,24) Для этого выполним задания на карточках.
Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Выделить корень в данных словах. В горах. Осенью на склонах гор очень красиво. Усыпал землю пёстрым ковром _____________. На открытых участках возникла опасность ________________. Всех поразила красота горной речки. Тысячи брызг поднимал ________________. Ночью на небе мы наблюдали - _____________ . |
|
|
-Прочитайте текст. (1 ученик)
-Какие слова подчеркнула….
Учитель: Проверьте выполнение задания. (Слайд 25)
13. Итог урока.
Учитель: - О каких словах мы сегодня узнали?
- Почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня)
-А зачем они нужны в нашей речи?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
14.Д/задание.
Учитель: Ребята, подумайте, всегда ли из любых двух слов можно составить сложное слово. На этот вопрос вы мне ответите завтра, выполнив д/з.упр 139.
15. Рефлексия.
Учитель: Молодцы! Осень довольна вашей работой и на память дарит вам букет из осенних листьев..А теперь используя их, оцените себя, каким был для вас урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)
На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настр...
Открытый урок по русскому языку во 2 «А» классе. Тема: «Заочная экскурсия по местам боевой славы. Правописание безударной гласной в корне слова.»
На основе разработанного урока дети закрепляют правила на тему: "Правописание безударной гласной в корне слова",...
Открытый урок по русскому языку, УМК "Гармония", 2 класс "Поговорим о значении слов"
Материал содержит конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (УМК "Гармония) "Поговорим о значении слов"....
Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)
Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Написание слов типа орел и Орел»
Урок русского языка по системе "Школа 2100", направленный на введение написания слов типа "орел" и "Орел" на основе развития критического мышления...
Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе. Тема: Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.
Цель: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями.Планируемые резуль...