3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме
На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают. Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy_otkrytyy_urok.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)
На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают. Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться.
Тема: Антонимы (Слова-спорщики )
Цели: Расширить представления об употреблении в речи антонимов.
Задачи: Работать над связной речью учащихся.
Прививать любовь к родному языку.
Оборудование:
- Раздаточный материал для учащихся(карточки с заданиями и текстами)
- Набор карточек для учителя с антонимами
- Динамическая картина на доске
Орг. момент
Работа над новым материалом
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в страну слов и нам предстоит побродить по её лабиринтам. Работать будем в парах.
- Но для начала давайте проведём небольшую разминку.
- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.
Вьётся синяя река,
Убегает к морю.
Говорит отец:
Мелка!
Глубока! – я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне – по шею.
- Кто же прав? (Ответы учащихся)
- Оказывается оба правы, каждый по своему.
- В русском языке есть слова с противоположным значением, их ещё называют слова спорщики.
- Как вы думаете почему их так называют? (Ответы)
Тема нашего урока – Слова с противоположным значением – антонимы (Вывешивается на доске).
У каждого из вас на столе есть задания, которые мы вы выполним на уроке. Для этого понадобиться предельное внимание.
Задание № 1
Прочитайте стихотворение про себя, и постарайтесь найти слова с противоположным значением.
№ 1 Прочитай. Найди и подчеркни антонимы.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко.
А мышонок - высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок - озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело
А котёнку всё равно:
Кислое – зачем оно
- Что вы!
Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.
- Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и Цыплёнок и Червячок?
-Почему каждый из них сказал о яблоке по- своему?
- Можно ли к слово яблоко подобрать антоним ?
- Назовите другие слова к которым нельзя подобрать антоним ?
(Физминутка)
-Употребление антонимов делает нашу речь более выразительной.
- Для выполнения следующего задания нам предстоит пройти по лабиринтам.
-Я буду называть слова, а вы должны подобрать к ним подходящие антонимы.
- Из первых букв каждого антонима можно будет прочитать слова. ( на доске открываются два лабиринта, с закрытыми буквами, по мере выполнения задания буквы открываются)
грязный- чистый
искусственный- естественный
трусливый- смелый
мягкий- твёрдый
грубый- нежный
замкнутый- открытый
слабый- сильный
светлый- тёмный
ь
широкий- узкий
твёрдый- мягкий
старый- новый
скучный- интересный
бесполезный- ценный
неряшливый- аккуратный
обратили внимание на то, что к некоторым словам можно было подобрать несколько антонимов?
- Надо сказать, что когда слово имеет несколько значений, то к нему можно подобрать несколько антонимов.
- Внимательно прочитайте и выполните задание.
Задание № 2
№ 2 Вставьте пропущенное слово.
Мелкий пруд … пруд
Мелкий дождь … дождь.
Свежий хлеб … хлеб.
Свежий огурец … огурец.
Свободный стул … стул.
Свободная обувь … обувь.
Сладкое яблоко … яблоко.
Сладкое лекарство… лекарство.
Весёлая переменка
- Ответьте , пожалуйста, на вопросы.
- Какое молоко даёт чёрная корова? (белое)
- Если взять сухой берёзовый листик и бросить в чистую дождевую воду, какой он будет? (мокрый)
Попробуйте подобрать рифму.
Ручейку говорила река:
- Ты узок, а я….(глубока).
Ты мелок, а я…!
Об одном позабыла река –
Что она началась с … (ручейка)
А теперь отгадайте загадку
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Выполним задание № 3
№ 3 Вставьте пропущенные слова в пословицы
Больше думай, … говори.
Большому уму и в … голове не тесно.
Будет день – будет и … .
Будет зима – будет и … .
В мороз заснуть легко, проснуться …
Век долог, да час … .
Где сорняк цветёт, там хлеб … .
Горькая правда лучше … лжи.
Добро помни, а зло … .
Дождик вымочит, а красное солнышко … .
Новых друзей наживай, а … не теряй.
Ученье – свет, а не ученье - … .
Знай больше, говори … .
Лучшая вещь новая, лучший друг - … .
(Физминутка)
Давайте сделаем вывод что же такое антонимы (Ответы учащихся)
Прочитайте памятку
Узелки на память
Антонимы – это слова с противоположным значением, например: весёлый – грустный, чёрный – белый.
Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза и многих других.
Антонимы разнообразят нашу речь, делают наш язык ярким и выразительным. Антонимы используются для того, чтобы подчеркнуть противоположность.
Рефлексия
Прочитайте притчу. Притча – это короткий поучительный рассказ.
Задание № 4. Подчеркните антонимы.
Равнодушный
(притча)
Ни много ни мало лет тому назад, ни далеко ни близко отсюда жил в одном царстве – государстве странный мальчик. Никогда в жизни он не смеялся и не плакал, не огорчался и не радовался, ни с кем не враждовал и ни с кем не дружил. Был он ко всему безразличным и равнодушным. И вот однажды взяла мама его за руку и отвела на высокую гору, где жили Добрый и Злой Волшебники. И упросила мать, чтобы её сыну характер изменили: от равнодушия избавили.
Будь по-твоему, - говорят Чародеи, - только пусть он сам выберет, каким хочет стать: смелым или трусом, настойчивым или безвольным.
Думал- думал равнодушный мальчик, а потом и говорит равнодушно:
А всё равно мне!
Так и остался равнодушный – равнодушным.
Кто из вас понял в чём заключается главная мысль? (ответы учащихся)
ИТОГ УРОКА
-Подводя итог нашего урока, ещё раз хочется сказать, что русский язык один из самых красивых языков. И такие слова как антонимы делают нашу речь разнообразной и обогащают её. (Ученица читает стихотворение)
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат , не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом- мелом,
И называть безделье делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания....
Конспект урока по русскому языку на тему "Контрольная работа по теме «Слово и его значение»" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение»Планируемые результаты:·...
Технологическая карта урока по русскому языку в 4б классе с использованием ИКТ, игровой и технологии обучения на тему: «Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом»
Технологическая карта урока по русскому языку в 4б классе с использованием ИКТ, игровой и технологии обучения на тему: «Упражнения в составлении словосочета...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс: Контрольная работа по теме"Состав слова"
Контрольная работа (Тест по теме «Состав слова»)Вариант 1Выполнил (а)___________________________________________________ 1.Найди и подчеркни в каждой строке лишнее словоа) вода, водны...
Русский язык. 2 класс. Карточка. Работа в паре.
Карточка по русскому языку для 2 класса. Работа в паре. Исправь ошибки и проверь....