Открытый урок по русскому языку, УМК "Гармония", 2 класс "Поговорим о значении слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Фистикова Елена Васильевна

Материал содержит конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (УМК "Гармония) "Поговорим о значении слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku.pogovorim_o_znachenii_slov.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Конспект урока по русскому  языку

по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» 2 класс

        (УМК «Гармония).

                                                                Автор: Фистикова Елена Васильевна,

            учитель начальных классов

                                                                               2 квалификационной категории.

Тема: Разговор о значении слов.

Цели:  показать, что в слове ведущую роль играет его  лексическое значение;   умение употреблять слова в правильном значении;

 развивать орфографическую зоркость, мышление, речь, внимание;

 воспитывать интерес к слову, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: мультимедийное оборудование ( презентация), карточки со словами.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, покажите умные глазки, ровные спинки, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, тихонько садитесь.

      2. Актуализация.

      - Сегодня мы с вами мысленно перенесёмся в необычный город – город Слов./Слайд 1/. Приезжая в любой город, мы хотя бы немного должны знать его историю. А что мы уже знаем о городе Слов? (Слово состоит из букв, произносим  с помощью звуков; из слов составляем предложения и т. д.)

- Но, чтобы ворота города открылись,  нам нужно прочитать предложение.                                                                                                                         ( БАДРО ЛАЖВАПТОЬОА)  / Слайд 2 /.                                                                                                              - Не могли? Почему?                                                                                                                - Как быть?

- Давайте переставим буквы местами  и всё – таки попробуем прочитать это предложение.                                                                                                                                ( ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!) /Слайд 3/.

- Сейчас понятно предложение? Почему? (Знаем значение всех слов).

- Определите тему урока. (Будем говорить о значении слов).

      3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы узнаем от чего зависит значение слова и на что оно влияет.

      4. Работа по теме урока.

1.ОМОНИМЫ.                                                                                                                                            / Слайд 4/. - Итак, ворота открылись, и мы попали на улицу ОМОНИМОВ. Кто вспомнит, что такое омонимы? ( Слова, одинаковые по произношению, но разные по значению).

- Те, кто не смог ответить на этот вопрос, не страшно! После выполнения заданий, вы сможете это сделать. / Слайд 5/.Прочитайте предложения.

  (Роме подарили  гелевую  ручку. Малыш протянул маме свою ручку.)

- Что вы заметили? ( Два одинаковых по написанию слова, но разные по значению).

- Объясните значение слова ручка в 1 и 2 предложениях.

- Сколько значений оно имеет?                                                                                                   - Вывод: в русском языке есть слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

/ Слайд 6 /. - Прочитайте слова. Выпишите слова, имеющие несколько значений. Сначала слово читаете по слогам, как оно пишется, потом записываете. Не забудьте обозначить орфограммы!

- Проверим, какие слова вы выписали? Объясните их значение.                        - Вывод: Что такое омонимы? Важно ли знать значение слова? Почему?   - Где мы можем найти такие слова, если они нам понадобятся?  (Показ словаря).                  

        Физминутка.

2. УДАРЕНИЕ.                                                                                                                                        / Слайд 7/. - Идём дальше по городу Слов  и попадаем на Проспект Ударения.

- Как вы думаете, зависит ли значение слова от ударения?

/ Слайд 8/. -Прочитайте слово. Объясните  значение. (Замок- замок).

- Почему вышло разногласие?  ( Нужно поставить в слове ударение, а потом объяснить значение).

- Объясните.

- Зависит ли значение слова от ударения? Почему? ( Неправильно поставил ударение изменится значение слов).

- Сейчас я читаю стихотворение, а ваша задача внимательно послушать и найти слова с одинаковым написанием, но разными ударными слогами и записать их парами.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосёт Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.

- Какие слова запишите? / Слайд 9 /. (На доске карточки со словами)./Запись/.

- Поставьте ударение,  отметьте орфограммы.

/ Проверка/.

        Скорей сестра на рыб  взгляни,

    В ведёрко руку окуни,

    Не бойся, это окуни!

- Какие слова запишите? / Слайд 10 /. (На доске карточки со словами)./Запись/.

- Поставьте ударение, отметьте орфограммы.

        / Проверка/.

- Вывод: Зависит ли значение слова от ударения? Почему?

3.ЗАВИСИМОСТЬ НАПИСАНИЯ СЛОВА ОТ  ЕГО ЗНАЧЕНИЯ.                                                - Проспект Ударения мы прошли. А сейчас мы выясним, зависит ли написание слова от его значения?                                                                                                  А) Упражнение 276/ по заданию/.

- Сделайте вывод,  почему важно внимательно относиться к значению слова?  ( Не будем знать значение слова, сделаем в слове ошибку).

- Мы целый урок говорим о значении слов, а как вы думаете, если мы не знаем значение какого – нибудь слова, где можно его посмотреть?  ( В толковом словаре).                                                                                                                                    Б) Самостоятельная работа: упражнение 277.                                                              В) Упражнение 279/ по заданию/.

5. Итог.

- Что главное в слове?

- Что случится, если мы не знаем значение слова?

6. Домашнее задание: упражнение280.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме"Повторяем состав слова"

Этот урок разработан по программе "Начальная школа XXI века" для 2 класса после изучения темы: "Состав слова"...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО  Л.В. Занкова...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"

Открытый урок по русскому языку на тему: "Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"Цели:Показать роль слов – признаков в нашей речи, научить находить слова – признаки в...

Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"

У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"...

Анализ урока по русскому языку на тему:" Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".

Краткий анализ урока русского языка на тему: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова."....