Технологическая карта и презентация к уроку русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Начальная школа XXI века», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта к уроку русского языка 1 класс | 239.5 КБ |
Презентация к уроку 1 класс | 309 КБ |
карточки к уроку | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проект
«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствие с требованиями ФГОС НОО»
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по русскому языку в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»
Участники рабочей группы:
Ахмадуллина Зульфия Мазитовна учитель начальных классов МБОУ
«СОШ №6» г.Альметьевск РТ
Сергеева Эльмира Рашидовна учитель начальных классов МБОУ
«СОШ №6» г.Альметьевск РТ
Казань – 2016
Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Начальная школа XXI века», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.
Актуальность.
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.
Тема «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов » связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.
Основная часть.
а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.
Задачи проекта:
- Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
- Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Начальная школа XXI века». Разработать дидактический материал для проведения урока.
Цель урока: формирование представления о правильном написании строчной буквы р в слогах
Задачи урока: организовать работу по осуществлению совместной деятельности;
способствовать овладению умением написания буквы р в слогах;
развивать внимание, наблюдательность, память.
б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.
в) Ресурсы:
- книгопечатная продукция- - рабочая тетрадь № 2 «Прописи»;
- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- дидактический материал – магнитная азбука, разноцветные фишки.
Планируемые результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
- научатся: анализировать образ буквы и воспроизводить моторную программу изображения строчной буквы р;
- получат возможность научиться: наглядно-образному мышлению посредством использования моделей (звук, слог, слово), использовать фонематический слух;.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Место и роль темы в курсе.
На изучение русского языка отводится 99 часов в год. (33 уч.нед.)
Данной теме -1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Знакомство с буквой н» и последующим материалом «Письмо заглавной и строчной буквы Л,л».
Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.
Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1: Стихотворение на постановку учебной задачи.
Формируются УУД - Познавательные:
общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о постановке ударения в словах;
логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Задание 2. Работа по ленте букв.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 3. Работа с правилом по учебнику.
Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение, ориентироваться в тексте, находить нужное.
Задание 4: Работа в прописи.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Задание 5: Упражнение в правильном выборе звука по мягкости, твердости и обозначении его на письме.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 6. Составление алгоритма по выбору написания заглавной или строчной буквы Р,р.
.
Формируются УУД – Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 7. Беседа по вопросам.
Формируются УУД – Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: уважать мнение собеседника
Задание 8. Дифференцированная работа по выбору букв .
Формируются УУД – Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Задание 9. Проверка и оценка знаний.
Формируются УУД – Личностные- высказывать свою точку зрения; Регулятивные – самооценка.
Тип урока – решение частных задач.
Условные обозначения УУД:
познавательные - ПУУД;
коммуникативные - КУУД;
регулятивные – РУУД;
личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов»
N п/п | Этап урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Содержание материала | Формируемые УУД |
1. | Орг.момент Мотивационный этап Мотивация познавательной деятельности Актуализация знаний, постановка проблемной задачи | Стихотворение Лента букв | Слушание стихотворения, анализ, формулировка вывода. Анализ, классификация изученных звуков и букв, соотнесение печатных и письменных букв. | Коллективная Фронтальная | Задание 1. Слушание стихотворения, с целью организованного начала урока, создания эмоционального настроя. - Определите, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Выберите нужный смайлик. Вывод- сегодня на уроке мы будем хорошо работать. Задание 2. Работа по ленте букв. -Чем отличаются гласные звуки от согласных? -Чем отличаются звуки от букв? -Какие согласные звуки и буквы мы изучили? - Замените печатные буквы письменными, запишите. Вывод - Появилось затруднение в написании строчной буквы р. | РУУД ПУУД РУУД КУУД |
2. | Операционно-исполнительский этап
Планирование Первичное закрепление Самостоятельная работа | Пропись №2, с 13 Пропись № 2. с.14 Пропись №2, с.14 | Высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют учебную задачу Взаимопроверка.
. Обсуждение, анализ, выбор из предложенного нужного, синтез. Выполнение задания на отработку написания букв Р, р, взаимопроверка | Коллективная Фронтальная Индивидуальная Коллективная Индивидуальная, Парами | Задание 3. Работа с прописью. - С какой буквой мы с вами будем знакомиться? - Из каких элементов состоит строчная буква р? Вывод – Буква р состоит из 2-х элементов: наклонная палочка и наклонная палочка с закруглениями с двух сторон. Задание 4. Работа в прописи. - Обведите в прописи букву р на 1 и 2 строках.– - Вывод – Чтобы правильно писать букву р, надо уметь верно писать элементы букв. Задание 5. Упражнение в правильном выборе звука по мягкости, твердости и обозначении его на письме. - Какими гласными буквами обозначается твердость согласных? - Как не сделать ошибку при письме букв? Вывод – чтобы верно написать слоги, нужно проверить по ленте букв, какими гласными обозначаются мягкость и твердость согласных. Задание 6. Составление алгоритма по выбору написания заглавной или строчной буквы Р,р. - Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? - Запишите слова, выделите цветным карандашом мягкость или твердость согласных букв, проверьте у себя, затем друг у друга. Вывод – С заглавной буквы пишутся имена и фамилии людей, клички животных, названия рек, городов и т.п. | РУУД ПУУД РУУД КУУД
ПУУД ЛУУД ПУУД РУУД КУУД ПУУД РУУД КУУД ЛУУД |
3. | Рефлексивно-оценочный этап Рефлексия Оценивание | Раздаточный материал Смайлики на каждого уч. | Анализ по содержанию урока, определение заданий на следующий урок. Самопроверка
| Коллективная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | Задание 7. Беседа по вопросам. - С какой буквой познакомились на уроке? -Какой звук обозначает буква р? -Из каких элементов состоит буква р? -Как обозначим мягкость, твердость буквы р на письме? -В каких случаях пишется заглавная буква Р? Вывод – Запомнить написание заглавной и строчной буквы Р,р. Задание 8. Дифференцированная работа по выбору букв . 1 вариант -Догадайтесь, какая буква пропущена, вставьте её. 2 вариант -Прочитай предложения, подчеркни в словах букву р. 3 вариант -Найдите и прочитайте в предложениях имена детей. 4 вариант Возьми любой цветной карандаш и закрасьте части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р» Вывод- нужно быть внимательными. Задание 9. Проверка и оценка знаний. - Обведите тот смайлик, который соответствует вашему пониманию пройденного материала. Вывод- оценивание смайликами работы на уроке, понимания темы. | ПУУД РУУД КУУД РУУД ЛУУД РУУД ЛУУД |
Заключение.
Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.
Для решения поставленных задач и реализации цели урока проводились следующие виды работ: звуко-буквенный анализ , тренировочные упражнения в написании элементов букв, использование дидактического материала для развития внимания, взаимопроверка, работа в паре как способ осуществления совместной деятельности.
Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков русского языка в 1 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта : разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Письмо заглавной и строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся. Задачи проекта: Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока; Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Начальная школа XXI века». Разработать дидактический материал для проведения урока.
Цель урока : формирование представления о правильном написании строчной буквы р в слогах Задачи урока: организовать работу по осуществлению совместной деятельности; способствовать овладению умением написания буквы р в слогах; развивать внимание, наблюдательность, память.
Планируемые результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: анализировать образ буквы и воспроизводить моторную программу изображения строчной буквы р ; получат возможность научиться: наглядно-образному мышлению посредством использования моделей (звук, слог, слово), использовать фонематический слух;. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Ресурсы - книгопечатная продукция- - рабочая тетрадь № 2 «Прописи»; - ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку; - дидактический материал – магнитная азбука, разноцветные фишки, смайлики.
Структура урока 1 . Мотивационный этап Мотивация познавательной деятельности Актуализация знаний, постановка проблемной задачи 2. Операционно-исполнительский этап Планирование Первичное закрепление Самостоятельная работа 3. Рефлексивно-оценочный этап Рефлексия Оценивание
Задание1 Работа по ленте букв. Ресурс – лента букв Вид УД – Анализ, классификация изученных звуков и букв, соотнесение печатных и письменных букв. Форма УД – фронтальная, Задача 1. - Замените печатные буквы письменными, запишите. Вывод: Появилось затруднение в написании строчной буквы р. УУД – ПУУД, РУУД, КУУД
Задание 2 . Работа с прописью. Ресурс – Пропись №2, с 13 Вид УД – Совместно с учителем формулируют учебную задачу . Форма УД – фронтальная, индивидуальная. Задача 2 . - Из каких элементов состоит строчная буква р Вывод: – Буква р состоит из 2-х элементов: наклонная палочка и наклонная палочка с закруглениями с двух сторон. УУД – ПУУД, РУУД, КУУД, ЛУУД.
Задание 3. Упражнение в правильном выборе звука по мягкости, твердости и обозначении его на письме. Ресурс – Пропись № 2.с.14 Вид УД – первичное закрепление Форма УД – фронтальная. Задача 1 . - Какими гласными буквами обозначается твердость согласных? - Как не сделать ошибку при письме букв? Вывод – чтобы верно написать слоги, нужно проверить по ленте букв, какими гласными обозначаются мягкость и твердость согласных . УУД – ПУУД, РУУД, КУУД
Задание 4 Составление алгоритма по выбору написания заглавной или строчной буквы Р,р. Ресурс Пропись №2, с.14 Вид УД – самостоятельная Форма УД - индивидуальная ,парами Задача -Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Вывод С заглавной буквы пишутся имена и фамилии людей, клички животных, названия рек, городов и т.п. УУД – ПУУД, РУУД, КУУД ЛУУД
Контроль (текущий) и оценивание - Догадайтесь, какая буква пропущена, вставьте её. - Прочитай предложения, подчеркни в словах букву р . Возьми любой цветной карандаш и закрасьте части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р» Обведите тот смайлик, который соответствует вашему пониманию пройденного материала. Жёлтый – всё понятно Зелёный – есть над чем подумать Фиолетовый – ничего не понятно
Выводы, рекомендации Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике. Для решения поставленных задач и реализации цели урока проводились следующие виды работ: звуко-буквенный анализ , тренировочные упражнения в написании элементов букв, использование дидактического материала для развития внимания, взаимопроверка, работа в паре как способ осуществления совместной деятельности. Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков русского языка в 1 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.
Предварительный просмотр:
Дифференцированная работа по карточкам.
1 вариант
Догадайтесь, какая буква пропущена, вставьте её:
Ю.а, мо.е, го.а, ко.ка, иг.а, Ва.я, но.а, .ома,
Прочитайте получившиеся слова.
2 вариант
Задание хорошо читающим детям: «Прочитай предложения, подчеркни в словах букву р».
3 вариант
Задание для средне читающих: «Найдите и прочитайте в предложениях имена детей».
У Раи и Рины краски.
Рома открыл кран.
У Риммы котик.
4 вариант
Задания для слабо читающих: «Возьми любой цветной карандаш и закрасьте части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р».
Проверка выполненной работы: сначала обучающиеся называют предмет, который получился в результате раскрашивания затем, читают имена детей, предложения, потом слова которые получились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ "ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ жЖ" 1 класс
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ "ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ ж Ж" 1 класс...
Технологическая карта + план конспект к уроку русского языка на тему «Строчная и заглавная буква Яя»
Тип урока: открытие новых знанийв соответствии с фгос...
Технологическая карта+ конспект +презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме « Правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова в двухсложных словах».
в соответствии с фгос...
Технологическая карта + конспект+ презентация к уроку русского языка "Письмо строчной буквы е"
в соответствии с фгос...
Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе. Тема: Письмо заглавной и строчной букв Ц (ц).
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц», раздел «Букварный период». Урок разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по...
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Письмо заглавной и строчной буквы Щ,щ"
Урок разработан по УМК "Начальная школа ХХI века"...
Презентация к уроку Русского языка 1 класс "Письмо строчной и прописной букв Х, х, слогов и слов с буквой х."
Презентация к уроку Русского языка 1 класс "Письмо строчной и прописной букв Х, х, слогов и слов с буквой х."...