I Организационный момент.
II Чистописание.
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»
III. Актуализация знаний.
IV. Введение в тему.
V. Сообщение темы и целей урока.
VI. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Работа в группах.
Физкультминутка . Постановка целей через проблемную ситуацию.
VII. Закрепление новых знаний. Игра «Рассели жильцов» (по вариантам)
VIII. Итог урока.
IX.Домашнее задание.
X. Рефлексия. | - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? - Сегодня на уроке нам придется делать открытия, много удивляться. А какой звук обычно произносят, когда удивляются? - Вот поэтому мы сегодня вспомним, как пишется строчная буква О. - А что мы знаем о букве О?
- Пишем две буквы с верхним соединением и две с нижним, соблюдая наклон и высоту. - Ребята, зачем у буквы о нам нужны верхнее и нижнее соединение?
- С какими буквами о соединяется верхним соединением? Нижним?
- Запишите эти буквосочетания. - Ребята, ответьте мне, над какой большой темой мы работаем? - Вспомните, что мы уже узнали о слове?
- Сегодня, ребята, мы узнаем ещё много нового о слове.
- А сейчас, послушайте сказку. Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь. - А хотите знать как звали этого царя, попробуёте отгадать. Вот как его имя объясняется в толковом словаре Ожегова:
- Как же зовут царя? - Откройте учебник на с.74. Какую новую тему в разделе «Слово» мы с вами будем изучать? Чему же так удивляется Петя Зайцев? Что он держит в руках?
- Ребята, а зачем нам говорить о корне на уроке русского языка. - Правильно, ребята.
- Кто сформулирует тему нашего урока.
- Какие задачи каждый поставит перед собой на урок?
-На уроках русского языка мы будем говорить о корне, как о части слова. Я вам расскажу одну историю. Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо веток росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. -Прочитайте эти слова.
- Как их можно назвать?
- Почему?
- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая? - Что мы называем корнем?
- А хотите сами стать такими садовниками? Задача: записать как можно больше слов с данным корнем.
-лес- | -стол- | -дом- | -ход- | -лед- | -гриб- |
- Проверяем.
- Прочитайте только корни.
- Вы поняли, что обозначают эти слова?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. - Ясен ли смысл слова? - Какой вывод от сюда следует?
- Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнёздами.
- Прочитайте правило на стр. 75 в желтой рамке. - Какие вопросы можно задать к правилу? - Сравните свое определение с тем, которое дали авторы. Правильно ли мы сделали вывод?
- Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»
- Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»? - Какой корень в этих словах? - А почему слово гусеница не является родственником? - Какие слова можно называть однокоренными?
- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
- Прочитайте вывод в учебнике в серой рамке и сравните с вашим. Правильно ли мы сделали вывод?
- К двум корням приехали гости. Но вдруг на небо налетела большая снежная туча и нужно быстро помочь гостям. Расселите гостей по домам. (Два домика, два корня –зим- и –снег-) Слова: зима, снег, зимовать, зимний, снежок, снежный, зимующие, снеговой, зимовье.
- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и успели расселить гостей по домикам до снегопада. И вот на поляну обрушился снег. - Что такое зимовье? (воспит. момент.)
- Как вы думаете, для чего нужно зимовье для зверей? - Кто помогает животным перезимовать в морозную зиму? - Чем можем помочь мы с вами животным и птицам?
- Посмотрите, ребята, у меня есть сказка «Зимовье зверей». Мы с вами обязательно на кружке поставим эту сказку и потом покажем её на нашем празднике. - Наступила зима, что происходит в это года с водоёмами?
Запишем об этом предложение с комментированием.
Найдите грамматическую основу.
Найдите, но не обозначайте корень в слове мороз.
Давайте подберем однокоренные слова, тем самым проверим правильность нашего решения.
Что вы заметили?
Какой вывод мы сделаем?
. Из предложенных высказываний найдите правильное определение корня.
Корень – это общая часть всех слов. | Корень – это главная часть предложения. | Корень –это общая часть всех родственных слов. |
Какие же маленькие открытия в области русского языка вы сделали сегодня на уроке? - Чему удивлялись на уроке? - чему удивлялся Петя зайцев?
Дома выполнить Упр.100 («Дидактический материал») или придумать сказку про корень.
Оцените свою работу на уроке: 1. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. 2. Вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь. 3. Вы считаете, что было трудно на уроке - Урок закончен. Я довольна вашей работой. Всем спасибо. |
- Веселым, интересным, чтобы узнать что-то новое…
- О-о-о
- Буква О обозначает звук [о], он гласный, может быть ударный и безударный.
Работают в тетрадях.(Сначала дети прописывают в воздухе.)
- Верхнее и нижнее соединение нужны потому что с некоторыми буква о соединяется сверху, с другими снизу.
- Верхнее соединение с буквами р, т, с, н, к, в. - Нижнее соединение с буквами : л, м, я.
- Дети записывают ор, от, ос, он, ок, ов, ол, ом, оя. - Тема «Слово».
- Слова, отвечают на вопросы кто? И что? Бывают одушевлённые и неодушевлённые и т.д.
(Лексическое значение слова дети читают в словаре) - Подземная часть растения.
- Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.
- Корень.
- Части слова.
- Петя держит корень растения и наверно, думает зачем же нам корень растения в этой теме..
- Потому что в русском языке есть корень слова.
- Корень слова.
- Учиться определять корень слова, красиво писать, быть внимательными, учиться дружно работать в группе.
посадка | садик | садовый | садовник | -сад- |
- Однокоренные.
- У них общий корень –сад-.
- Корень.
- Корень- это общая часть родственных слов.
Дети в группах записывают однокоренные слова и выделяют корень.
Один человек от группы зачитывает записанные слова.
Каждая группа зачитывает только корни.
Да, например, лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами)
Нет.
Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.
- Да.
Дети разыгрывают сценку. - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетка – гусеница. - Да. Это слова гусь, гусыня и гусята. - Гус-
- Слово «гусеница имеет другое смысловое значение. - Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей
Да.
1 вариант: Зима, зимовать, зимний, зимующие, зимовье. 2 вариант: снег, снежок, снежный, снеговой.
Значение 1. Место, помещение, где зимуют люди 2. Место, где проводят зиму животные, в том числе рыбы.
- Чтобы спрятаться от непогоды. - Животным помогают люди. - Сделать кормушки и подкармливать животных и птиц. (Учитель показывает детям книгу «Зимовье зверей».)
- Водоёмы покрываются льдом. Дети записывают и комментируют: Мороз сковал льдом реки. Мороз сковал. -мороз-
Морозный, морозец, заморозил.
Слова имеют общую часть – корень, они близки по смыслу.
Мы правильно нашли корень, теперь можем выделить его в слове.
Корень – это общая часть всех родственных слов.
Корень - главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От корня «растут» родственные слова. Чтобы правильно выделить корень надо подобрать родственные слова.
Дети показывают смайлики определённого цвета: - Зелёный.
- Жёлтый
- Красный.
|