Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_nablyudenie_nad_odnokorennymi_slovami_opredelyaem_koren_slova.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Наблюдение над однокоренными словами.
Определяем корень слова
Цели:
- познакомить обучающихся с понятием корень слова;
- развивать умение находить однокоренные слова;
- способствовать формированию у обучающихся умения определять лексическое значение корня.
Ход урока.
- Откройте тетрадь. Какую запись должны сделать? (Дату)
- Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа)
Чистописание
- Запишите слоги под диктовку со строчной буквы: ли, ле, ла, ол, ел, ил.
Письмо по памяти.
В лесу открылся детский сад.
Лиса ведёт туда лисят,
Волчица маленьких волчат,
А барсучиха барсучат.
Формулировка темы и цели урока.
(Учитель читает сказку про корень ЛЕТ)
Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»
А корень и говорит:
- Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.
Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.
Вот какое дерево выросло.
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова. (По ходу прочтения сказки заполняется дерево, на нём появляются слова: лётчик, летать, полететь, перелететь, лётный, летучий и т. д.)
- Какова будет тема урока?
Упражнения в нахождении корня слова
- Прочитайте слова.
Лес, лесник, лесной, лесистый.
- Что общего у этих слов? (У этих слов есть общая часть — корень -лес-. Значение всех этих слов связано с лесом)
- Что же такое корень?
- Почему же корень главная часть слова?
- Попробуйте «исключить» из слов корень? Понятен ли смысл слова?
- Подберите однокоренные слова к словам: а) снег; б) хлеб; в) мороз.
Игра «Найди лишнее слово»
Вода, водяной, водитель.
Гусь, гусеница, гусята, гусёнок.
Лес, лесник, лисёнок.
Пять, пятно, пятнышко, пятнистый.
Горный, горе, гористый, горка.
Лето, лётать, взлететь.
Итог урока. Рефлексия.
- Что у вас получилась лучше всего?
- Удалось ли выполнить все задания?
- В чём испытывали затруднения?
Домашнее задание.
Придумать сказку про корень слова.
Деятельность учеников:
- Наблюдать над однокоренными словами.
- Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
- Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
- Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем
Список используемых источников:
- Дидактическая тетрадь по русскому языку для учащихся 1 — 2 класса. Составитель Полникова М.Ю. - СПб: СМИО Пресс, 2008. - 72 с.
- Дидактическая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса. Составитель Полникова М.Ю. - СПб: СМИО Пресс, 2008. - 72 с.
- Занимательная грамматика. Составитель Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО», 1997. - 512 с.
- www.school2100.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....
Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.
На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...
План-конспект урока "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Урок "Русского языка" с использованием ЭОР (2 класс)...
Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".
Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень....