Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Еремеева анастасия Александровна

 

Цели:

 

Образовательные:

 

- познакомить с однокоренными словами;

 

 -научить определять корень слова;

 

-повторить ранее изученные орфограммы.

 

Развивающие:

 

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

 

-развивать логическое мышление.

 

Воспитательные:

 

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку

во 2 классе  

по программе «Школа 2100»

учитель начальных классов  МОУ «СОШ № 6» Г.Красный Сулин

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с однокоренными словами;

 -научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование

 Демонстрационный материал:  ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске, толковый словарь.    

 Для индивидуальной работы: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник

 Ход урока.

1. Организационный момент.

-Проверьте свое  рабочее место: все ли в порядке?

-Настроились на работу. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка. Они нам будут помогать и давать задания.

2.Актуализация знаний.

-Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы уже знаем.

-Для чего это нужно?

-Мы говорили о предметах, о признаках, о действиях.

3.Минутка чистописания.     СЛАЙД 2

Для чего каждый урок работаем над чистописанием?(Чтобы правильно и красиво писать)

-Открыли тетради по чистописанию урок 58 стр.25. Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук   [х ]   и

 [ х ] –твердый и мягкий, глухой.

-Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А наблюдать за вами будут герои Н.Носова – ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА                  СЛАЙД 3

4. Работа со словарем.                СЛАЙД 4

-Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарные слова). Зачем мы изучаем словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и ставите ударение.

1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина)

2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. (человек)

3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога)  

4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь)

5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так называют безбилетного пассажира.(заяц)            

5.Повторение пройденного материала.

Задание

Незнайка вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика.                                                                    СЛАЙД 5

1 столбик - слова, обозначающие предмет;

2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;

3 столбик – слова, обозначающие действие.

СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

-Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибка, исправьте их простым карандашом.

(Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске)              СЛАЙД 6

Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)

Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные). Выделите корень.

6.Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)

Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.

Я вам расскажу одну историю.

Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?»

А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»

Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

Вот какое дерево выросло.   СЛАЙД 8

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово, слово-корень

Разрастаться  стало  вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у  них есть одна общая часть. Какая?

-Что мы называем корнем?  СЛАЙД 9

Корень- это общая часть родственных слов.

    Задание 1.           СЛАЙД 10

«Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.)

7. Постановка целей через  проблемную ситуацию.

Проблема.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»                        СЛАЙД 11

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)

 - Какие слова можно называть однокоренными?                

 Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.  СЛАЙД 12

Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая       часть   в них является общей

Задание. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными:                СЛАЙД 13

        Пододеяльник                    одеяло

        Подорожник                       дорога

        Подосиновик                      осина

        Подберёзовик                     берёза

Варианты ответа:

- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»

- Нет! Эти слова разные по смыслу.

Вопрос: объясните смысл этих слов.

Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

Подберезовик – гриб, растущий под березой.  После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.- Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные) Запишите их, выделите корень.

                   Физ.минутка.       СЛАЙД 14 – 19

Задание

Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень  СЛАЙД 20

Лист                хвостик                

       хвостатый                листок      

 листочек                  хвост    

                  листопад  

8.Выполнить фонетический разбор:       СЛАЙД 21

У доски  - слово   лист

Остальные  самостоятельно  слово    хвост    

9.   Письмо по памяти        СЛАЙД 22

Землю вьюга белая

Замела снежком.

Мы из снега сделали

Двухэтажный дом.

        Проверка в парах.

Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.

-В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.

10.Самостоятельная работа        СЛАЙД 23

(По учебнику Р.Н. Бунеева, с.74, упражнение 120.)

11.Итог урока.                СЛАЙД 24

Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка?

Прочитайте их утверждения.

Итак. Корень – это общая часть родственных слов.

Какие слова мы называем однокоренными?    

1.Какое задание понравилось?             СЛАЙД 25

2.Какое задание было самым трудным? Лёгким?

3.О чём не знали, а на уроке узнали?

12.Домашнее задание.       СЛАЙД 26

Для всех - упр.100, 101 ( из дидактического материала), ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё упр.103.

13.Рефлексия.    СЛАЙД 27

Вы считаете, что урок прошёл для вас              

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

                       

   Вы считаете, что научились выделять корень

   в словах, можете подобрать однокоренные слова,

   но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение....

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...

Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".

Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень....