Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме
На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными ( одинаковый корень и близость слов по смыслу ).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ум да разум надоумят сразу.
Введение в новый раздел
1) Подземная часть растения; 2) Часть волоса, зуба, ногтя; 3) Часть слова. Корень
Части слова. Корень. 1) Что такое корень? 2) Значение корня. 3) Научиться находить его. 4) Однокоренные слова.
Вспоминаем то, что знаем Холод, мороз, стужа, морозный, снег, морозить, декабрь, морозильник, заморозки.
Мороз , мороз ный, мороз ить, мороз ильник, за мороз ки … ный , … ить , … ильник , за… ки . Мороз, мороз, мороз, мороз, мороз.
Мальвина : «Корень – это общая часть всех слов». Буратино : «Корень – это главная часть предложения». Золушка : «Корень – это общая часть однокоренных слов».
Ум да разум надоумят сразу.
Предварительный просмотр:
Зеленцова Светлана Николаевна
МБОУ «СОШ № 56»
Учитель начальных классов
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Ι. Актуализация знаний.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
- Чистописание. Запись на доске
(Слайд №1) Ум да разум надоумят сразу
Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой
пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .
(Слайд №2) Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116.
– Чему удивился Петя Зайцев?
– Что такое корень? (Подземная часть растения.)
- Отгадайте загадку:
Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)
– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)
– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Слайд №3) (Корень слова.)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план:
Задачи:
1. Узнать что такое корень слова?
2. Зачем нужен корень слова (Значение корня)
3. Научиться находить его.
4. Узнать что такое однокоренные слова.
(Слайд №4)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
(Слайд №5) Холод, мороз, стужа, морозный, снег, морозить, декабрь, морозильник, заморозки.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами.
- А теперь внимание, задание:
-Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются однокоренными.
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут однокоренными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой буквы через запятую.( Дети делают запись, один ученик работает у доски).
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Мороз, морозный, морозить, морозильник, заморозки.
– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
– Выделите корень значком.
(Слайд №6)
– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?
– Покажите, как значение корня мороз «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) мороз. (мороз – холод, морозный – очень холодный, морозить – подвергать действию холода, морозильник – морозильная камера, заморозки - легкий утренний мороз осенью или весной).
– Проведём маленький эксперимент (опыт).
(Слайд №7)
– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)
– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)
– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)
– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)
– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.
– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
– От него образуются («растут») другие слова.
(Слайд №7)
– Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок. «Исключить» части, которыми они отличаются друг от друга.
Учебник на стр. 86
– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)
– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника на стр. 86
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
2. Работа по учебнику.
Упр. 116 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.
– Какая общая часть есть у этих слов?
– Что общего у них в значении?
– С каким словом они все связаны? Докажите это.
– Какой корень «посадили» здесь? Спишите и выделите корень слова.
Физкультминутка для глаз
- Что было для вас новым и непонятным?
3. Работа в группах Задания в конвертах.
1 группе – слова: лес, лесной, лесник, перелесок, лесок.
2 группе – слова: дом, домик, домашний, домовой
3 группе – сад, садик, садовый, посадить.
4 группе: стол, столик, столовый, настольный.
– Докажите, что корень – главная часть слова. Что для этого надо сделать?
Закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.
4. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. Что надо сделать? «Исключить» части, которыми они отличаются друг от друга.
Запишите слова в тетрадь, выделите корень.
Игра - А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы однокоренных слов.
1 группа - рыб -
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
2 группа - ум –
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
3 группа - ворон –
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил , вороний.
4 группа - вод –
Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! В гости к нам пришли сказочные герои. Помогите им!
ΙV. Итог урока
- Найдите правильное определение корня.
(Слайд №8) Мальвина: «Корень – это общая часть всех слов».
Буратино: «Корень – это главная часть предложения».
Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».
- Кто прав из сказочных героев?
- А теперь обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? ( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.) (Слайд №9)
- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?
( В пословице есть однокоренные слова).
- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
V. Домашнее задание.
1. Упр. 100 («Дидактический материал»).
2. Придумайте сказку про корень. (По желанию.)
VΙ . Рефлексия.
(Слайд №10) - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой.
- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
Resource id #6296
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс
Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....
Урок русского языка по теме "Орфограммы в корне слова" 2 класс
В уроке используются разные приемы для развития орфографической зоркости....
Технологическая карта к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"3 класс
технологическая карта к уроку русского языка...
Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Урок русского языка с элементами интеграции ( окр. мир)....
Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова" 2 класс
Урок русского языка поможет в подготовке....
Урок русского языка «Правописание безударных гласных в корне слова», посвящённый 75-летию Великой Победы 9 мая 1945 года (в рамках школьной Декады наук) 4 класс «А»
Цели урока: Систематизировать знания обучающихся, их умений находить в словах безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова и однокоренные слова. Развивать речь обучающихся, наблюдател...