«Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма».
методическая разработка по русскому языку на тему
Методическая разработка на тему «Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма».
Умение пользоваться письменной речью для каждого человека очень значительно. Различные области деятельности тесно соприкасаются с процессом письма. Успешное овладение младшими школьниками техникой письма и формирование графических навыков являются важнейшими условиями развития письменной речи, а также способствуют благополучной школьной адаптации и приобщению к языковой культуре.
А.Н Корнев отмечает, что стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем не проявлять себя в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении письмом.
Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста.
С началом обучения в школе всё большее значение в поведении ребёнка приобретают произвольные действия, к ним относится и письмо.
Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук, что будет способствовать успешному формированию графомоторного навыка.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Формирование графического навыка письма в начальной школе - длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.
Графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное. Поэтому в процессе обучения первоначальному письму и формирования графического навыка необходимо создать такие методики целесообразные условия, в которых будут учтены эти закономерности.
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Среди причин, затрудняющих формирование графомоторного навыка у первоклассников можно назвать несовершенство зрительного и двигательного анализаторов, слабое развитие мелких мышц руки, несовершенство регуляции движений.
Становление графомоторных навыков у младших школьников зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развитие памяти и зрительных представлений.
Для успешного формирования графомоторных навыков у первоклассников необходимо использовать на уроках различные методы и приёмы работы, а также соблюдать ряд педагогических условий.
Для определения уровня сформированности и степени развития графомоторных навыков у первоклассников применяется несколько диагностирующих методик.
Методика «Дорожки» (по Венгеру)
Цель: выявление способности ребенка использовать схемы для ориентировки в пространстве.
Оценку 3 балла получают дети, которые могут использовать схему при ориентировке в пространстве, высокий уровень.
Оценку 2 балла получают дети, которые при ориентировке в пространстве не в полной мере владеют действием моделирования. Дети в состоянии выбрать правильное направление при одном повороте, но они не способны пользоваться схемой долго, поэтому не могут решить задачу до конца, средний уровень.
Оценку 1 балл получают дети, которые не могут ориентироваться в пространстве с помощью плана, схемы, низкий уровень.
Методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Цель: выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета условных баллов за «ошибки».
Уровень развития мелкой моторики
В - высокий уровень- 0-1 балл; ВС- выше среднего - 2-3 балла; С - средний уровень - 4-5 баллов; НС - ниже среднего – 6-7 баллов; Н - низкий - 8-9 баллов.
Методика «Змейка».
Цель: Изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки. При оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных ребенком, а затем из полученного числа вычитается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будет являться показателем успешности выполнения задания.
Интерпретация
Высокий уровень развития – 34 балла и выше;
Уровень выше среднего – 27-33 балла;
Средний уровень – 18-26 баллов;
Уровень ниже среднего – 12-17 баллов;
Низкий уровень развития до 11 баллов.
Для развития графомоторных навыков у учащихся разработана следующая система работы:
- Проведение минуток чистописания на каждом уроке в индивидуальных мини-тетрадях, включая не только уроки письма, но и уроки обучения грамоте, математику, ознакомление с окружающим, чтение;
- Проведение ежедневной пальчиковой гимнастики и самомассажа кистей рук с использованием массажных мячиков «суджок»;
- Работа в индивидуальных альбомах по конструированию, направленная на развитие пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений, на развитие умения воспроизводить пространственную последовательность;
- Использование индивидуального раздаточного материала для работы по формированию графомоторных навыков в соответствии с темой урока по ознакомлению с окружающим и математикой;
- Использование разнообразных педагогических методов и приёмов, способствующих формированию графомоторного навыка;
- Соблюдение педагогических условий, способствующих воспитанию мотивов к учебной деятельности и формированию графомоторных навыков;
- Использование на всех уроках комплекса заданий и упражнений, способствующих реализации приёмов и методов, направленных на развитие графомоторных навыков и профилактику нарушений письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь первокласснику овладеть навыком письма
Первая буква, первое слово… Как много усилий порой затрачивается первоклассником, а в тетради появляются лишь каракули. «В чём же дело?- беспокоятся родители - Ведь ребёнок стараетс...
«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...
Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»
Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....
Лингвометодический анализ современных учебников по обучению первоначальному навыку чтения На примере «Азбука», программа «Перспектива»
Лингвометодический анализ представляет собой:Количественное описание учебникаОбъем и характеристика языкового материала:Фонетика. Графика. Орфография и пунктуация.Методический анализ учебник...
Как помочь первокласснику овладеть навыком письма
В статье даны рекомендации родителям младших школьников поовладению навыками письма...
Презентация: «Особенности обучения письму первоклассников ( на основе анализа прописей)»
hellip; Ребенок очень многое вкладываетв свой почеркЭто нечто, что он отдает с любовьюродителям или учителямКакой-либо изъян в буквах или в почеркев целом следует рассматриватькак сигнал тревоги...
Выступление «Особенности обучения первоклассников»
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые созд...