Как помочь первокласснику овладеть навыком письма
консультация (1 класс) на тему

Свищева Инна Алексеевна

    Первая буква, первое слово… Как много усилий порой затрачивается первоклассником, а в тетради появляются лишь каракули. «В чём же дело?- беспокоятся родители - Ведь ребёнок старается».  Нервничает ребенок, волнуются родители, не доволен учитель. А причина в недостаточно развитой ручной ловкости. Это значительно затрудняет овладение навыком письма, а в последующем и совершенствование его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь первокласснику овладеть навыком письма

(Практикум для родителей)

    Первая буква, первое слово… Как много усилий порой затрачивается первоклассником, а в тетради появляются лишь каракули. «В чём же дело?- беспокоятся родители - Ведь ребёнок старается».  Нервничает ребенок, волнуются родители, не доволен учитель. А причина в недостаточно развитой ручной ловкости. Это значительно затрудняет овладение навыком письма, а в последующем и совершенствование его.

    Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на уроках физкультуры  и технологии. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, ещё до поступления в школу, и продолжать его совершенствовать в течение всего периода обучения в двух первых классах.

    Степень развития ручной ловкости у детей 5-7 летнего возраста можно определить  по количеству бросков мяча диаметром 10 сантиметров о стену с расстояния 1 метр. Если за 30 секунд ребёнок бросил и поймал мяч больше 24 раз – координация движений его рук хорошая, от 24 до 19 раз – удовлетворительная, меньше 19 раз – плохая.

    Совершенствовать координацию рук помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. При этом нельзя забывать и о других физкультурных занятиях, поскольку у детей с низким уровнем ручной ловкости, как правило, плохо развита и общая координация и быстрота движений. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом. Родители должны всячески поощрять их к таким играм, а при первой возможности играть с детьми в мяч.

    Научите ребёнка перекладывать, а затем и перебрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой; ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360 градусов, приседания). Время от времени проверяйте насколько эффективны эти занятия. Сделать это можно с помощью очень простых контрольных упражнений:

  1. Ударять мяч о пол и ловить его после отскока сначала хватом снизу, затем сверху.
  2. Ударять мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить поочерёдно каждой рукой отдельно, потом обеими руками.
  3. Бросать мяч о стенку с расстояния полтора- два метра и ловить его двумя, а затем одной рукой. Темп бросков постепенно ускорять.
  4. Метать в цель, расположенную на высоте 1 метр, 1,5 метра, 2 метра, мячи разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой.

   По мере совершенствования ручной ловкости ребёнок будет легче справляться с этими контрольными упражнениями. Возрастёт темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.

Упражнения для развития ручной ловкости

1.И.п. – стоя или сидя,

руки вытянуты перед грудью,

пальцы разведены.

Сильно сжать пальцы в кулаки,

задержаться в этом положении на 2-3 секунды,

затем разжать и расслабить кисти и

встряхнуть ими.

Повторить 4-6 раз.

2.И.п.- стоя или сидя,

руки вытянуты перед грудью,

пальцы правой руки сжаты в кулак.

Разжать пальцы правой руки и

одновременно сжать в кулак пальцы левой руки,

вернуться в И.п.

Повторить 20 и более раз,

постепенно убыстряя темп.

3.И.п.- стоя или сидя,

ладони вместе,

пальцы переплетены.

Попеременно сгибать и разгибать пальцы.

Повторить 20 – 30 раз.

4.И.п. – сидя, руки с разведёнными пальцами

лежат на ровной горизонтальной  поверхности.

В течение 30 – 60 секунд поочерёдно постукивать

по опоре пальцами то одной, то другой, то обеих рук.

5.И.п. – сидя или стоя,

руки согнуты перед собой.

Касаться большим пальцем

поочерёдно указательного,

среднего, безымянного,

мизинца.

Темп выполнения и сила

надавливания постепенно возрастает.

Повторить 15 - 20 раз.

6.И.п. – сидя или стоя,

ладони вместе,

пальцы переплетены.

Сгибать их и разгибать кисти

в лучезапястных суставах.

Повторить 10 – 20 раз.

7.И.п. – стоя или  сидя,

руки вытянуты перед грудью,

пальцы разведены.

Развернуть ладони наружу,

вернуться в И.п.

Повторить 15 – 20 раз.

8.И.п. – стоя или сидя,

руки согнуты в локтях

перед грудью ладонями кверху.

Потряхивая руками,

сгибать и разгибать расслабленные кисти.

П овторить 15 – 20 раз.

Литература

Лопухина И. С.  «Логопедия, речь, ритм, движение»  С – П., 1999

Аллан Фромм «Популярная педагогика» Екатеринбург, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий "Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом

сДанный материал поможет сформировать  у родителей представления  о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе....

Как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом

«"Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом»               Цель: формирование у родителей представлений...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ГРАМОТНЫМ ПИСЬМОМ. ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Все родители хотят видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными людьми в жизни. Для достижения этих...

«Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма».

Методическая разработка на тему «Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма»....

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....

Как помочь первокласснику овладеть навыком письма

В статье даны рекомендации родителям младших школьников поовладению навыками письма...

Как помочь первокласснику овладеть чтением и письмом?

Не все первоклассники готовы овладеть чтением. Как быть учителю?Статья содержит материал, который поможет учителю начальных классов обучить детей чтению и письму.Данные приёмы позволяют проследить пол...