Конспект урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Представляю вам конспект урока по русскому языку для 4го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_4_klass.docx | 45.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Родительный падеж имен существительных».
Место урока в теме – третий урок в разделе «Падеж имен существительных».
Единица содержания: применение способа определения падежей имен существительных на примере родительного и винительного падежей в словосочетаниях и предложениях.
Цели урока:
обучающий аспект: конкретизация способа определения падежей (на примере родительного и винительного падежей имен существительных в словосочетаниях и предложениях), и применять его в практических упражнениях.
развивающий аспект: развитие речевой, слуховой, моторной памяти при проведении словарной работы, учить формулировать цель урока, умение делать вывод, формулировать действия, планировать, развитие монологической речи учащихся, требуя от них полных ответов, формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
Формирование ключевых компетенций:
- учебно-познавательной (целеполагание, решение учебной задачи, анализ работы);
- коммуникативной (работа в паре).
Граница знания и незнания
Учащиеся знают | Учащиеся испытывают затруднения |
Падежи и падежные вопросы Вопросы, предлоги, слово-помощник родительного падежа имен существительных, знают алгоритм определения падежа имен существительных. | В определении падежей Не знают трех основных значений, которые имеют имена существительные в родительном падеже. |
Учебный материал: тема, таблички - «помощницы» у детей, таблица всех падежей, таблица родительного падежа, карточка способа определения падежей (алгоритм).
Ход урока
Ι Подготовительный этап.
1. Минутка чистописания: а, ю, е, я, ё
- Какая буква лишняя? (буква а- обозначает один звук, остальные обозначают по два звука)
- Значит, какую букву будем писать? (дети пишут букву «а», потом подчеркивают самую красивую букву).
Запишите слоги: ла, са, ра
- Какое соединение? (верхнее)
- Теперь, поменяем местами буквы. Какое соединение? (нижнее, верхнее)
- С данными слогами придумайте слова (ответы детей)
2. Словарная работа: Капитан, корабль, памятник, облако, алмаз, коридор, карнавал.
Запишем словарные слова с проговариванием (дети отвечают хором).
1. Проговорить вслух по слогам.
2. Поставить ударение.
3. Выделить безударную гласную.
4. Запомнить написание безударных гласных.
II этап. Актуализация опорных знаний
1. - Что объединяет эти слова? (Они являются именами существительными)
Вспомним об имени существительном. Слайд №2.
На экране появляется лестница «Имя существительное».
Дети отвечают:
- Это часть речи.
- Называет предмет.
- Отвечает на вопросы кто? что?
- Признаки. Имеет постоянные и непостоянные признаки. Постоянные признаки: род, собственное и нарицательное. Непостоянные признаки: число, падеж, член предложения.
III. Выявление проблемы и цели урока
- Скажите, всегда ли все уверенно определяют падежи? (нет)
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами, на которые они отвечают. (ответы детей)
- Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (учиться определять падежи)
IV. Решение поставленной цели
Сейчас вы выполните первое задание. Я продиктую вам предложение.
Ворона сидела на ветке, и Митя увидел ворону.
- Разбор предложения.
- Какое это предложение? Почему? (Сложное предложение, имеет две грамматические основы, повествовательное, невосклицательное, распространенное)
Развитие монологической речи. Ответы детей:
- Предложение имеет две грамматические основы.
- 1 грамматическая основа: Подлежащее «ворона», отвечает на вопрос кто? выражено существительным. «Ворона» что делала? «сидела», сказуемое, выражено глаголом.
- 2 грамматическая основа: подлежащее «Митя», отвечает на вопрос кто? выражено существительным. Митя что сделал? «увидел», сказуемое, выражено глаголом.
2. Объясните орфограммы написанных слов.
Ответы детей:
- «Ворона» - пишу с заглавной буквы, начало предложения, словарное слово, сочетание –оро-.
- «Сидела» - ударение падает на 2 слог, безударная гласная буква «и», проверочное слово «сидя».
- «На ветке» - согласная буква «т», парная согласная в корне слова, перед суффиксом –к, проверочное слово «веточка»
3. Определите падежи имен существительных. Что будете делать? (Находим главное слово, от главного слова ставим вопрос)
Ответы детей:
- сидела на чем? на ветке (п.п.)
- увидела кого? ворону (в.п.)
4. Испытывали затруднения? (Да) Помог вам алгоритм? (Да)
V. Этап открытия нового способа. ( Слайд на доске)
1. - Прочитайте словосочетания. Определите падеж выделенных слов.
Кувшинчик из глины, кисель из брусники, лист березы, кабинет директора, добежать от старта до финиша, стоял у калитки, спуститься с горы.
Ответы детей:
- Кувшинчик из чего? из глины: отвечает на вопрос из чего? значит Р.п., предлог из.
- кисель из чего? из брусники: отвечает на вопрос из чего? значит Р.п.. предлог из.
2. - О каком падеже пойдет речь на нашем уроке? (о родительном падеже)
- Какое лексическое значение у слов из глины, из брусники (имеет значение материала), у слов березы, директора (значение принадлежности), у слов у калитки, от старта до финиша, с горы (значение места).
Три основные лексические значения имеют имена существительные в родительном падеже.
1.Имеют значение материала (кувшинчик из глины, кисель из брусники;
2.Имеют значение принадлежности кому-либо или чему либо(лист березы, кабинет директора);
3. Имеют значение места (добежать от старта до финиша, стоял у калитки, спуститься с горы).
3. Вывод:
- Какие способы определения падежа применили?
Падеж имен существительных можно определить.
1 способ - по вопросам кого? чего?
2 способ - с помощью слова «нет».
3 способ - по предлогам.
4. способ – по лексическому значению.
VI. Целеполагание. (цель урока)
- Как вы думаете, есть еще другой способ определения падежа? (да, нет, может быть).
VII. Поиск ответа на поставленный вопрос
- -Для того чтобы ответить, на этот вопрос выполним упражнение 140.
Откройте учебник стр. 125 Упр. 140
- Прочитайте задание (сравните имена существительные: что у них общего и чем они отличаются?)
- Сравните имена существительные: что у них общего и чем они отличаются? (Общее - все мужского рода, отличаются - одушевленные и неодушевленные).
2. В тетрадях и на доске появляется запись:
Р.п. нету чего? В.п. вижу что?
стол стол =
торт торт нет = вижу
свистк свисток чего? = что?
_______________________________
нету кого? вижу кого?
брата брата предлогов нет
друга друга =
слона слона
- Что заметили? (у одушевленных существительных м. р. одинаковые окончания)
- Это что? (проблема)
- Как будем учиться определять падеж?
- Может по вопросу? (да)
- Тогда проверим: кого? кого? Можно? (Нет. Вопросы одинаковые, окончания одинаковые)
- По вспомогательным словам, по предлогу?
- Вам трудно определять? (да)
- Значит, есть оказывается еще другой способ? (Да, старые способы не работают).
Ответы детей:
- от вспомогательных слов не зависит
- предлогов нет не помогают
- вопросы =
3. Предлагаю вам алгоритм «Определения Р.п. и В.п. одушевленных имен существительных мужского рода»
Например:
У меня нет брат Я люблю своего брат
У меня нет сестр Я люблю свою сестр
М.р.
=
=
- Значит, для определения В.п. и Р.п. одушевленных существительных м.р. нужно подставить вместо существительного м.р. существительное ж.р. и определить окончание: если окончание – у – это В.п., если –ы, -и – это Р.п.
VIII. Физминутка.
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой. Первичное закрепление.
Упражнение 143
Определите падеж имён существительных.
- (БНЛ) поймал карася, (ДМФ) увидел волка,(ЕГО) сделал для дедушки, (ФТО) испугался ужа, (АНШ) заступился за малыша, (1ТО) рассказ друга, (РГ6) советы тренера.
Вывод: при определении родительного и винительного падежа одушевленных мужского рода можно поставить существительное женского рода. Если не знаешь, какой падеж подставляй слово сестра.
X. Итог урока.
- Что нового узнали? (новый способ определения падежа имен существительных)
- Чему сегодня мы учились? (учились определять падеж одушевленных имен существительных мужского рода)
Домашнее задание упр 142.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....