Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" на 2016 - 2017 уч.год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку. Автор :М.С.Соловейчик | 667.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 2016 г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3 «а» класс
Количество часов: 167 часов
Учитель: Шкумат Оксана Борисовна.
Год составления: август 2016г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2016-2017 учебный год, Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского с учётом Примерной программы начального общего образования по русскому языку и УМК «Гармония» авторов Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Смоленск «Ассоциация 21 век» 2013 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники «Русский язык», авторов Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Смоленск «Ассоциация 21 век» 2013 г.
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 3 классе 170 часов из расчета 5 часов в неделю, в том числе: контрольные диктанты – 4, проверочные диктанты – 6, развитие речи – 10, словарные диктанты – 3, контрольное списывание - 3.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на 167 часов, из расчета 4часа + 1час в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений, 1 час взят в качестве усиления гуманитарного образования младших школьников.
Так как государственные праздники (23 февраля, 1 мая, 9 мая) в 2016-2017 учебном году по календарю выпадает на учебные дни. Сокращение часов проведено за счет уплотнения программного материала и резервного времени, отводимого на итоговое повторение изучаемого курса.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета русский язык
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
∙ интерес к изучению русского языка;
∙ знания о том, какие бывают эмоции, умение определять эмоциональное состояние других людей;
∙ знание и принятие на личностном уровне качества − вера в себя, ценности жизни – дружба;
∙ осознание необходимости свободного владения языком для успешного общения. Ученик получит возможность для формирования:
∙ сопереживания и сочувствия другим людям;
∙ желания стремиться к совершенствованию собственной речи.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.). Понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
∙ знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять;
∙ знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять;
∙ знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь применять алгоритм;
∙ уметь осознанно осуществлять два основных этапа при коррекции своих затруднений под руководством учителя,
∙ действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
∙ контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
∙ вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Ученик получит возможность научиться:
∙ самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном, словесно-логическом уровне;
∙ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
∙ на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
Обучающийсянаучится:
∙ алгоритму выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, применению алгоритма;
∙ составлять план действий и понимать его отличительные признаки;
∙ основным приемам эффективного запоминания и приобретет опыт их применения;
∙алгоритму сравнения, обобщения и классификации объектов, (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
∙ использовать модели для фиксирования нового знания.
∙ пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами на уроках русого языка;
∙ строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
∙ находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
∙ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ученик получит возможность научиться:
∙ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем;
∙ создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; ∙ находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
∙ строить логическое рассуждение, как связь простых суждений об объекте.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
Обучающийсянаучится:
∙ применять правила успешного выступления;
∙ применять правила понимания информации;
∙ применять правила построения диалога, строить диалог со сверстниками;
∙ ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
∙ договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);
∙ контролировать действия партнера, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Ученик получит возможность научиться: ∙ допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
∙ стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
∙ строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает, а что — нет;
∙ оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, использовать речь для планирования своей деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты.
Развитие речи
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий.Парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом.Оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление). Различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы
3.Содержание учебного предмета .
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол - во часов | Основное содержание обучения |
1.Повторение изученного и расширение сведений. 20 ч. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | |||
Повторение изученного о речи. | 1 | -повторение материала, изученного во 2 классе | |
Повторение изученного о речи. | 1 | - упражнение в исправлении ошибок и выборе точного слова; | |
Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи. | 1 | - знакомство с понятиями "правильно" и "точно"; | |
Входной контрольный диктант № 1 | 1 | тренировка в использовании языковых средств в письменной речи. | |
Знакомство с понятием «основа слова». | 1 | - знакомство с понятием "основа слова"; - выявление значения основы(лексическое) и окончания(грамматическое) слова; | |
Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. | 1 | -повторение памятки "Как узнать строение слова?"; - упражнение в разборе слов по составу; | |
Повторение изученного по орфографии | 1 | - повторение основных орфограмм корня слова, способов решения известных орфографических задач | |
Повторение изученного по орфографии | 1 | - знакомство с новыми словарными словами. | |
Знакомство с сочетаниями -оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре- | 1 | - знакомство с орфограммами корня с сочетаниями -оро-, -оло-, -ра-, -ла-, -ере-, -ре-; | |
Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство) | 1 | - знакомство с правописанием суффиксов -ек-, -ик-; - упражнение в правильном написании слов с суффиксами -ек-, -ик. | |
Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- | 1 | - знакомство с правописанием ударных и безударных сочетаний -цы-; -ци-; | |
Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- | 1 | - упражнение в правильном написании слов с сочетаниями -цы-; -ци-. | |
Общее знакомство со сложными словами | 1 | - знакомство с понятием "сложные слова" и правилами их написания; - упражнение в развитии орфографической зоркости. | |
Освоение изученных орфографических правил | 1 | -упражнение в правописании сложных слов; | |
Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. | 1 | тренировка в их применении. | |
Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. | 1 | - закрепление известных правил письма, | |
Контрольный диктант по итогам повторения № 2. | 1 | - совершенствование умений находить орфограммы и объяснять их. | |
Работа над ошибками. | - корректировка работы. определение видов орфограмм. | ||
Изложение № 1. | 1 | - знакомство с историей происхождения слов; | |
Работа над ошибками. | 1 | - развитие умения находить орфограммы и объяснять их; | |
2. Морфология. Каждое слово – часть речи. 28 ч | |||
Представление понятия «части речи». | 1 | - знакомство с понятием "части речи". | |
Знакомство с названиями частей речи. | 1 | - знакомство с частями речи, с признаками объединения различных слов в группы; | |
Назовём слова-указатели | 1 | - знакомство с названиями слов-помощников; | |
Освоение личных местоимений. | 1 | - упражнение в письме по памяти. | |
Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | - тренировка в употреблении и написании служебных слов. | |
Обучение употреблению и написанию служебных частей речи. | 1 | - знакомство с признаками, по которым определяются части речи; | |
Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи. | 1 | - упражнение в использовании слов разных групп в речи. | |
Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. | 1 | - подготовка к письменному пересказу; | |
Изложение № 2: обучение рассказу о словах. | 1 | - исправление ошибок в предложениях, самостоятельная запись предложений. | |
Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова. | 1 | - упражнение в правильном употреблении в устной и письменной речи слов разных частей речи; - | |
Контрольное списывание № 1. | 1 | повторение изученных вопросов правописания. | |
Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | 1 | - знакомство с понятием "форма слова", с изменением формы слова; - упражнение в постановке вопросов к начальным формам глагола, имени существительного, имени прилагательного; | |
Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного. | 1 | - тренировка в нахождении начальных форм глагола имени существительного | |
Знакомство с начальной формой имени прилагательного. | 1 | имени прилагательного. | |
Контрольный диктант №3 по теме «Слово и его формы». | 1 | Совершенствование навыков правильного письма. | |
Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. | 1 | Знакомство с родом имён существительных и прилагательных, со способом определения родовых окончаний имён прилагательных. | |
Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. | 1 | Совершенствование навыков сравнения имён существительных и прилагательных. | |
Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. | 1 | Упражнение в изменении имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам. | |
Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени. | 1 | Знакомство со способом действия для выбора рода у одной из форм глагола. | |
Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. | 1 | Знакомство с изменение по падежам, с падежными вопросами. Знакомство с личными местоимениями, их значением, употреблением вместо имени существительного. | |
Названия падежей и их вопросы | 1 | Повторение названия падежей и их вопросов | |
Способ определения падежа. | 1 | Знакомство со способом определения падежа. Знакомство с местоимениями 1, 2, 3-го лица, изменением их по числам и падежам. | |
Освоение способа действия для определения падежей. | 1 | Упражнение в определении рода, падежей имён существительных и прилагательных. | |
Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | Упражнение в определении рода, падежей имён существительных и прилагательных. | |
Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Словарный диктант № 1. | 1 | Упражнение в распознавании частей речи в тексте. | |
Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | Совершенствование навыков правильного письма. | |
Диктант № 4 по теме "Части речи". | 1 | Совершенствование навыков правильного письма. | |
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | Совершенствование навыков правильного письма. | |
3. Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол как часть речи. 27ч. | |||
Повторение изученного о частях речи. | 1 | Повторение сведений об изученных частях речи. | |
Наблюдение за ролью глаголов в речи. | 1 | Повторение изученного о глаголах. | |
Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам, по числам и лицам. | 1 | Упражнение в изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам. | |
Знакомство с системой времён глагола. | 1 | Знакомство с изменением глаголов по временам, уточнение и обобщение | |
Особенности изменения глаголов прошедшего, настоящего, будущего времени. | 1 | сведений об изменении глаголов; применение глаголов в речи. | |
Закрепление изученного. | 1 | Знакомство с понятием "принадлежность слова к той или иной части речи". | |
Закрепление изученного. | 1 | Расширение представлений о значении глагола. | |
Как отличить глагол от других частей речи? | 1 | Выявление отличительных признаков каждой части речи. | |
Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. | 1 | Знакомство с понятиями "неопределённая форма глагола", "начальная форма глагола", способами её нахождения. | |
Закрепление изученного. | 1 | Упражнение в способах нахождения неопределённой формы глагола. | |
Строение и написание глаголов в неопределённой форме. | 1 | Развитие орфографической зоркости. | |
Закрепление изученного. | 1 | Развитие орфографической зоркости. | |
Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед -ть | 1 | Развитие орфографической зоркости. | |
Закрепление изученного. | 1 | Развитие орфографической зоркости. | |
Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях. | 1 | Знакомство с изменением глаголов прошедшего времени по родам и числам. Наблюдение за изменением родовых окончаний и суффиксов у глаголов прошедшего времени. | |
Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний. | 1 | Упражнение в распознавании принадлежности слова к той или иной части речи | |
Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. | 1 | разбор слов по составу. Выполнение тренировочных упражнений в написании глаголов прошедшего времени. | |
Контрольное списывание № 2. | 1 | Упражнение в правильном образовании временных форм глаголов. Выполнение работы по контрольному списыванию. | |
Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. | 1 | Наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени, за изменением глаголов настоящего | |
Определение и образование форм глагола. | 1 | времени по лицам, за окончаниями глаголов настоящего времени. | |
Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1 | Упражнение в написании личных окончаний глаголов. | |
Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1 | Наблюдение над значением глаголов будущего времени. Тренировка в постановке глагола в начальную форму и образовании глагольных форм времени. Уточнение значения форм единственного и множественного числа у разных форм глагола. | |
Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. | 1 | ||
Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | 1 | Работа над совершенствованием умений находить орфограммы и объяснять их. | |
Закрепление изученного. | 1 | Работа над совершенствованием умений находить орфограммы и объяснять их. | |
Диктант № 5 по теме "Время глагола". | 1 | Работа над совершенствованием умений находить орфограммы и объяснять их. | |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | Работа над совершенствованием умений находить орфограммы и объяснять их. | |
4. Учимся рассказывать о действиях. 5 ч. | |||
Изложение № 3 с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица. | 1 | Работа над развитием устной и письменной речи. Пересказ текста от другого лица. | |
Изложение № 4 текста-воспоминания. | 1 | Обучение пересказу от первого лица. Работа над формированием умения выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге. | |
Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций. | 1 | Знакомство с понятием "инструкция", частями, из которых состоит текст-инструкция, лексикой, которые употребляются в инструкции, с правилами составления инструкции. | |
Создание текста «Как я сделаю…» | 1 | Работа над формированием умения выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге. Выполнение упражнения по предупреждению повтора в предложениях. | |
Написание новогодних поздравлений. | 1 | Упражнение в составлении поздравлений, текстов-приглашений, написании поздравительных открыток и писем. | |
5. Что мы знаем о частях речи?17ч | |||
Повторение изученного о частях речи. | 1 | Закрепление знаний об изученных частях речи, об изменении различных частей речи. | |
Закрепление изученного. Словарный диктант № 2. | 1 | ||
Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. | 1 | Упражнение в использовании термином "форма слова", "начальная форма". Упражнение в определение начальной формы имён прилагательных и существительных. | |
Отличие глаголов от других частей речи. | 1 | Упражнение в постановке глагола в неопределённую форму, в употреблении в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу. | |
Диктант № 6 по теме: "Глагол". | 1 | Упражнение в определении времени глагола, лица, в написании мягкого знака в окончаниях 2-го лица единственного числа, соотнесении начальной и личной форм глагола. | |
Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | Знакомство с морфологическим разбором глагола. | |
Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | Упражнение в изменении форм глагола. | |
Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме. | 1 | Упражнение в изменении форм глагола. | |
Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | 1 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | |
Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | 1 | Упражнение в изменении форм глагола. | |
Закрепление изученного. | 1 | Упражнение в изменении форм глагола. | |
Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. | 1 | Работа над формированием умения выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге. | |
Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. | 1 | Выполнение упражнений по составлению плана, по предупреждению повтора в предложениях. | |
Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. | 1 | Выполнение упражнений по составлению плана, по предупреждению повтора в предложениях. | |
Изложение № 5. Создание рассказа по картинкам. | 1 | Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге. | |
Сочинение № 1. Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям. | 1 | Обучение построению текста. | |
Повторение изученного о предложении. | 1 | Обучение употреблению в речи простых и сложных предложений. | |
6. Возвращаемся к разговору о предложении.16ч. | |||
Знакомство с понятием «член предложения». | 1 | Знакомство с понятием «член предложения». | |
Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. | 1 | Знакомство с понятием «главный член предложения», упражнения в нахождении главных членов предложения. | |
Упражнения в нахождении главных членов предложения. | 1 | ||
Упражнения в нахождении главных членов предложения. | 1 | Обучение установлению связи слов в предложении. | |
Общее представление о второстепенных членах. | 1 | Знакомство с ролью второстепенных членов в предложении. | |
Закрепление изученного. | 1 | ||
Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. | 1 | Упражнение в выписывании различных пар членов предложения. | |
Обучение установлению связи слов в предложении. | 1 | Упражнение в выписывании различных пар членов предложения. | |
Диктант № 7 по теме: "Члены предложения". | 1 | Распознавание различных частей речи. | |
Работа над ошибками. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. | 1 | Упражнение в согласовании членов предложения, в установлении связи слов в предложении, в выписывании различных пар членов предложения. | |
Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. | 1 | Упражнение в согласовании членов предложения, в установлении связи слов в предложении, в выписывании различных пар членов предложения. | |
Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1 | Упражнение в согласовании членов предложения, в установлении связи слов в предложении, в выписывании различных пар членов предложения. | |
Диктант № 8 по теме: "Возвращаемся к разговору о предложении". | 1 | Контроль уровня сформированности представлений о членах предложения, орфографической зоркости. | |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | Развитие умения употреблять в речи официально-деловую лексику. | |
Создание текстов изобразительного характера. Сочинение № 2. | 1 | Закрепление знаний о типах текста. Обогащение словарного запаса, развитие речи, творческих | |
Работа над ошибками. Создание текста-инструкции. | 1 | способностей. | |
7.И вновь о частях речи. 20 ч. | |||
Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. | 1 | Наблюдение за связью имён существительных и прилагательных. Формирование умения находить имена существительные и прилагательные, | |
Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | находить командное слово, связывать имена прилагательные с именами существительными. Знакомство с притяжательными именами прилагательными, | |
О значении имён прилагательных. | 1 | Знакомство с притяжательными именами прилагательными, | |
Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | Изучение памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. | |
Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | Упражнение в выборе букв в окончаниях прилагательных. | |
Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. | 1 | Упражнение в выборе букв в окончаниях прилагательных. | |
Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих. | 1 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих. | |
Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих. | 1 | Упражнение в написании слов с буквами шипящих на конце. | |
Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | Развитие умения обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило. | |
Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | Работа со "Словарём трудностей". | |
Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | Упражнение в оформлении письменного текста | |
Закрепление изученного. | 1 | Упражнение в выборе букв в окончаниях прилагательных. | |
Закрепление изученного. | 1 | Упражнение в выборе букв в окончаниях прилагательных. | |
Диктант № 9 по теме "Имя прилагательное" | 1 | контроль уровня сформированности представлений об именах прилагательных. | |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | Наблюдение за связью имён существительных и прилагательных. | |
Работа над грамматической правильностью речи. | 1 | Упражнение в выборе букв в окончаниях прилагательных. | |
Изложение № 6 "Расскажи сказку". | 1 | Выявление особенностей построения текстов разных типов. | |
Работа над ошибками. | 1 | Работа над созданием словесных зарисовок. | |
Создание словесных зарисовок. | 1 | Работа над созданием словесных зарисовок. | |
Создание словесных зарисовок. | 1 | Работа над созданием словесных зарисовок. | |
8.Повторение изученного. 17 ч. Обо всём, что мы теперь знаем | |||
Повторение общих сведений о частях речи и предложении. | 1 | Закрепление знаний о частях речи и членах предложения. | |
Изложение с элементами сочинения на основе картины. | 1 | Письменный пересказ текста, решение грамматических задач. | |
Повторение различных видов разбора. | 1 | Упражнение в различных видах разбора. | |
Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. | 1 | Упражнение в письменном пересказе текста. Знакомство с устаревшими и новыми словами, появляющимися в языке. | |
Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. | 1 | Упражнение в решении орфографических задач. применении полученных знаний при решении разнообразных практических задач. | |
Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения. | 1 | Совершенствование навыков правильного письма. | |
Закрепление изученного. Словарный диктант № 3. | 1 | Совершенствование навыков правильного письма. | |
Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1 | Совершенствование навыков правильного письма. | |
Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1 | Совершенствование навыков правильного письма. | |
Контрольное изложение | 1 | Самостоятельный письменный пересказ текста. | |
Систематизация изученных орфографических правил. | 1 | Работа над развитием орфографической зоркости, внимания, над правописанием слов с изученными орфограммами. | |
Систематизация изученных орфографических правил. | 1 | Работа над развитием орфографической зоркости, внимания, над правописанием слов с изученными орфограммами. | |
Контрольное списывание № 3 | 1 | Совершенствование навыков безошибочного списывания с печатного текста. | |
Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | Работа над развитием орфографической зоркости, внимания, над правописанием слов с изученными орфограммами. | |
Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | Работа над развитием орфографической зоркости, внимания, над правописанием слов с изученными орфограммами. | |
Итоговая контрольная работа. Диктант №10. | 1 | Контроль навыков безошибочного письма | |
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | Работа над развитием орфографической зоркости, внимания, над правописанием слов с изученными орфограммами. | |
9. Продолжаем учиться хорошей речи. Оцениваем, описываем, повествуем. 14 ч. | |||
Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | 1 | Работа над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи. Упражнение в различении и составлении повествования и описания предмета. | |
Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1 | Развитие умения пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку определять типы текста в речи. | |
Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1 | Развитие умения пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку определять типы текста в речи. | |
Совершенствование речевых умений. Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки. | 1 | Развитие умения пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку определять типы текста в речи. определять типы текста в речи. | |
Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. | 1 | Знакомство с понятием "этюд-описание" и "этюд-повествование". | |
Знакомство с особенностями словесных этюдов. | 1 | Выполнение упражнений по составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов, построению словесных зарисовок | |
Создание словесных этюдов на основе картинок учебника. | 1 | Составление словесных историй по картинкам. | |
Создание словесных этюдов на основе картинок учебника. | 1 | Работа над развитием умения составлять словесные этюды, употреблять сравнения, предложения восклицательные и вопросительные, | |
Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | грамотно оформлять предложения на письме, написание словесных картин по собственным наблюдениям. | |
Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | грамотно оформлять предложения на письме, написание словесных картин по собственным наблюдениям. | |
Создание текстов разных жанров. | 1 | Составление словесных историй по картинкам. | |
Создание текстов разных жанров. | 1 | Составление словесных историй по картинкам. | |
Создание текстов разных жанров. | 1 | грамотно оформлять предложения на письме, написание словесных картин по собственным наблюдениям. | |
Совершенствование речевых умений. | 1 | грамотно оформлять предложения на письме, написание словесных картин по собственным наблюдениям. | |
10. Подводим итоги, строим планы. 3ч. | |||
Комплексное повторение. Орфограммы в слове (корень слова, приставка, окончание). | 1 | Постановке вопросов одноклассникам по таблицам. | |
Комплексное повторение. Имя существительное. Имя Прилагательное. Глагол. Местоимение | 1 | Работа с различными видами текстов | |
Комплексное повторение. Обобщение и систематизация знаний за курс 3-го класса. | 1 | Обучение написанию сочинений по воспоминаниям. | |
Итого: | 167 ч. |
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Диктанты (количество часов) | Списывание (количество часов) | словарные диктанты (количество часов) | Развитие речи (изложения сочинения) |
Повторение изученного и расширение сведений. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 20 ч. | 2 | 1 | |||
Морфология. Каждое слово – часть речи. | 28 ч. | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол как часть речи. | 27ч. | 1 | 1 | |||
Учимся рассказывать о действиях. | 5 ч. | 2 | ||||
Что мы знаем о частях речи? | 17ч | 1 | 1 | 2 | ||
Возвращаемся к разговору о предложении. | 16ч. | 2 | 1 | |||
И вновь о частях речи. | 20 ч. | 1 | 1 | |||
Повторение изученного. Обо всём, что мы теперь знаем | 17 ч. | 1 | 1 | 1 | 2 | |
Продолжаем учиться хорошей речи. Оцениваем, описываем, повествуем. | 14 ч. | |||||
Подводим итоги, строим планы. | 3ч. | |||||
Итого: | 167ч. | 10 | 3 | 3 | 10 |
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) | ||||
план | факт | |||||||
1.Повторение изученного и расширение сведений. 20 ч. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | ||||||||
Повторение изученного о речи. | 1 | 1.09 | Таблица о речи, | |||||
Повторение изученного о речи. | 1 | 2.09 | ||||||
Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи. | 1 | 5.09 | Учебник, тетрадь. | |||||
Входной контрольный диктант № 1 | 1 | 6.09 | тетрадь | |||||
Знакомство с понятием «основа слова». | 1 | 7.09 | Таблица «состав слова» | |||||
Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. | 1 | 8.09 | Таблица «состав слова» презентация | |||||
Повторение изученного по орфографии | 1 | 9.09 | Таблица словарь, | |||||
Повторение изученного по орфографии | 1 | 12.09 | учебник | |||||
Знакомство с сочетаниями -оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре- | 1 | 13.09 | Учебник, тетрадь | |||||
Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство) | 1 | 14.09 | Таблица «суффиксы» презентация | |||||
Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- | 1 | 15.09 | Учебник, тетрадь | |||||
Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- | 1 | 16.09 | Таблица ударных и безударных сочетаний | |||||
Общее знакомство со сложными словами | 1 | 19.09 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Освоение изученных орфографических правил | 1 | 20.09 | Дидактический материал | |||||
Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. | 1 | 21.09 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. | 1 | 22.09 | Презентация | |||||
Контрольный диктант по итогам повторения № 2. | 1 | 23.09 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Работа над ошибками. | 26.09 | рабочая тетрадь по русскому языку; | ||||||
Изложение № 1. | 1 | 27.09 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Работа над ошибками. | 1 | 28.09 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
2. Морфология. Каждое слово – часть речи. 28 ч. | ||||||||
Представление понятия «части речи». | 1 | 29.09 | Таблица «части речи» | |||||
Знакомство с названиями частей речи. | 1 | 30.09 | Таблица «части речи» | |||||
Назовём слова-указатели | 1 | 3.10 | презентации | |||||
Освоение личных местоимений. | 1 | 4.10 | Таблица «Местоимения» | |||||
Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | 5.10 | Таблица «Самостоятельные части речи» | |||||
Обучение употреблению и написанию служебных частей речи. | 1 | 6.10 | «служебные части речи» | |||||
Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи. | 1 | 7.10 | Таблицы «Части речи» | |||||
Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. | 1 | 10.10 | презентация | |||||
Изложение № 2: обучение рассказу о словах. | 1 | 11.10 | Компьютер, тетрадь | |||||
Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова. | 1 | 12.10 | Таблицы «Части речи» | |||||
Контрольное списывание № 1. | 1 | 13.10 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | 1 | 14.10 | Таблица «части речи», компьютер | |||||
Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного. | 1 | 17.10 | Таблица «глагол», | |||||
Знакомство с начальной формой имени прилагательного. | 1 | 18.10 | учебник, тетрадь | |||||
Контрольный диктант №3 по теме «Слово и его формы». | 1 | 19.10 | Презентация, | |||||
Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. | 1 | 20.10 | Учебник Презентация | |||||
Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. | 1 | 21.10 | Таблица «части речи» | |||||
Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. | 1 | 24.10 | Компьютер, тетрадь | |||||
Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени. | 1 | 25.10 | Таблица «глаголы» | |||||
Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. | 1 | 26.10 | таблица «падеж имени существительных» | |||||
Названия падежей и их вопросы | 1 | 27.10 | Учебник, | |||||
Способ определения падежа. | 1 | 28.10 | тетрадь | |||||
Освоение способа действия для определения падежей. | 1 | 7.11 | Учебник, презентация | |||||
Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | 8.11 | Дидактический материал | |||||
Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Словарный диктант № 1. | 1 | 9.11 | Учебник, Компьютер | |||||
Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | 10.11 | Презентация | |||||
Диктант № 4 по теме "Части речи". | 1 | 11.11 | тетрадь | |||||
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | 14.11 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
3. Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол как часть речи. 27ч. | ||||||||
Повторение изученного о частях речи. | 1 | 15.11 | презентация | |||||
Наблюдение за ролью глаголов в речи. | 1 | 16.11 | таблица «глагол» | |||||
Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам, по числам и лицам. | 1 | 17.11 | Таблица «изменение глаголов по числам» | |||||
Знакомство с системой времён глагола. | 1 | 18.11 | Таблица «времена глагола» | |||||
Особенности изменения глаголов прошедшего, настоящего, будущего времени. | 1 | 21.11 | Таблица «времена глагола» | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 22.11 | презентация | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 23.11 | Таблица «части речи» | |||||
Как отличить глагол от других частей речи? | 1 | 24.11 | Таблица «части речи» | |||||
Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. | 1 | 25.11 | Таблица интерактивная | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 28.11 | доска | |||||
Строение и написание глаголов в неопределённой форме. | 1 | 29.11 | Учебник, | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 30.11 | тетрадь | |||||
Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед -ть | 1 | 1.12 | Таблица «глагол» Компьютер | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 2.12 | тетрадь | |||||
Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях. | 1 | 5.12 | Учебник, тетрадь Компьютер | |||||
Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний. | 1 | 6.12 | Презентация, | |||||
Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. | 1 | 7.12 | ||||||
Контрольное списывание № 2. | 1 | 8.12 | Тетрадь | |||||
Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. | 1 | 9.12 | Учебник, | |||||
Определение и образование форм глагола. | 1 | 12.12 | Интерактивная доска | |||||
Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1 | 13.12 | Таблица, учебник | |||||
Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1 | 14.12 | Таблица | |||||
Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. | 1 | 15.12 | «глагол», | |||||
Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | 1 | 16.12 | Тетрадь | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 19.12 | Дидактический материал | |||||
Диктант № 5 по теме "Время глагола". | 1 | 20.12 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | 21.12 | Компьютер | |||||
4. Учимся рассказывать о действиях. 5 ч. | ||||||||
Изложение № 3 с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица. | 1 | 22.12 | Компьютер, тетрадь | |||||
Изложение № 4 текста-воспоминания. | 1 | 23.12 | тетрадь | |||||
Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций. | 1 | 26.12 | Учебник, компьютер | |||||
Создание текста «Как я сделаю…» | 1 | 27.12 | Презентация | |||||
Написание новогодних поздравлений. | 1 | 28.12 | Открытка | |||||
5. Что мы знаем о частях речи?17ч | ||||||||
Повторение изученного о частях речи. | 1 | 10.01 | Таблица | |||||
Закрепление изученного. Словарный диктант № 2. | 1 | 11.01 | «части речи» | |||||
Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. | 1 | 12.01 | Таблица, компьютер | |||||
Отличие глаголов от других частей речи. | 1 | 13.01 | Таблица «части речи» | |||||
Диктант № 6 по теме: "Глагол". | 1 | 16.01 | тетрадь | |||||
Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | 17.01 | Таблица «части речи» | |||||
Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | 18.01 | Таблица «части речи» | |||||
Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме. | 1 | 19.01 | Дидактический материал | |||||
Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | 1 | 20.01 | Таблица, компьютер | |||||
Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | 1 | 23.01 | Учебник, тетрадь | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 24.01 | Презентация | |||||
Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. | 1 | 25.01 | Учебник, тетрадь, таблица | |||||
Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. | 1 | 26.01 | «глагол» Компьютер, | |||||
Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. | 1 | 27.01 | Презентация | |||||
Изложение № 5. Создание рассказа по картинкам. | 1 | 30.01 | тетрадь | |||||
Сочинение № 1 Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям. | 1 | 31.01 | Картинки, тетрадь | |||||
Повторение изученного о предложении. | 1 | 1.02 | Таблица Предложение | |||||
6. Возвращаемся к разговору о предложении.16ч. | ||||||||
Знакомство с понятием «член предложения». | 1 | 2.02 | Таблица «главные члены» | |||||
Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. | 1 | 3.02 | Презентация, учебник | |||||
Упражнения в нахождении главных членов предложения. | 1 | 6.02 | компьютер | |||||
Упражнения в нахождении главных членов предложения. | 1 | 7.02 | Презентация | |||||
Общее представление о второстепенных членах. | 1 | 8.02 | Компьютер, тетрадь | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 9.02 | Таблица | |||||
Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. | 1 | 10.02 | «части речи», учебник, | |||||
Обучение установлению связи слов в предложении. | 1 | 13.02 | тетрадь | |||||
Диктант № 7 по теме: "Члены предложения". | 1 | 14.02 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Работа над ошибками. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. | 1 | 15.02 | Дидактический материал | |||||
Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. | 1 | 16.02 | Таблица «части речи» | |||||
Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1 | 17.02 | Компьютер | |||||
Диктант № 8 по теме: "Возвращаемся к разговору о предложении". | 1 | 20.02 | Тетрадь, | |||||
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | 21.02 | учебник | |||||
Создание текстов изобразительного характера. Сочинение № 2. | 1 | 22.02 | Интерактивная доска | |||||
Работа над ошибками. Создание текста-инструкции. | 1 | 27.02 | ||||||
7.И вновь о частях речи. 20 ч. | ||||||||
Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. | 1 | 28.02 | Учебник, компьютер | |||||
Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | 1.03 | Таблица «прилагательн ые» | |||||
О значении имён прилагательных. | 1 | 2.03 | Дидактический материал | |||||
Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | 3.03 | Тетрадь, | |||||
Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | 6.03 | Таблица «части речи» | |||||
Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. | 1 | 7.03 | Таблица Таблица «части речи» | |||||
Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 9.03 | Таблица «ь на конце сущест.» | |||||
Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 10.03 | презентация | |||||
Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | 13.03 | Компьютер, | |||||
Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | 14.03 | учебник, | |||||
Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | 15.03 | Словарь, | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 16.03 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Закрепление изученного. | 1 | 17.03 | Дидактический материал | |||||
Диктант № 9 по теме "Имя прилагательное" | 1 | 27.03 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | 28.03 | Дидактический материал | |||||
Работа над грамматической правильностью речи. | 1 | 29.03 | Презентация | |||||
Изложение № 6 "Расскажи сказку". | 1 | 30.03 | учебник | |||||
Работа над ошибками. | 1 | 31.03 | Тетрадь | |||||
Создание словесных зарисовок. | 1 | 3.04 | иллюстрации | |||||
Создание словесных зарисовок. | 1 | 4.04 | Презентация | |||||
8.Повторение изученного. 17 ч. Обо всём, что мы теперь знаем | ||||||||
Повторение общих сведений о частях речи и предложении. | 1 | 5.04 | Таблица «части речи» | |||||
Изложение с элементами сочинения на основе картины. | 1 | 6.04 | Картинки, компьютер | |||||
Повторение различных видов разбора. | 1 | 7.04 | учебник | |||||
Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. | 1 | 10.04 | Таблица «употребление ь знака» | |||||
Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. | 1 | 11.04 | Презентация | |||||
Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения. | 1 | 12.04 | Учебник, тетрадь, презентация, | |||||
Закрепление изученного. Словарный диктант № 3. | 1 | 13.04 | словарь | |||||
Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1 | 14.04 | Дидактический материал | |||||
Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1 | 17.04 | Дидактический материал | |||||
Контрольное изложение | 1 | 18.04 | Тетрадь | |||||
Систематизация изученных орфографических правил. | 1 | 19.04 | тетрадь Компьютер, | |||||
Систематизация изученных орфографических правил. | 1 | 20.04 | Тетрадь Презентация, | |||||
Контрольное списывание № 3 | 1 | 21.04 | ||||||
Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | 24.04 | учебник, | |||||
Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | 25.05 | Презентация | |||||
Итоговая контрольная работа. Диктант №10. | 1 | 26.04 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | 27.04 | рабочая тетрадь по русскому языку; | |||||
9. Продолжаем учиться хорошей речи. Оцениваем, описываем, повествуем. 14 ч. | ||||||||
Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | 1 | 28.04 | Презентация, компьютер, | |||||
Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1 | 2.05 | учебник тетрадь | |||||
Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1 | 3.05 | Серия Рисунков | |||||
Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки. | 1 | 4.05 | Дидактический материал | |||||
Совершенствование речевых умений. Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. | 1 | 5.05 | Презентация | |||||
Знакомство с особенностями словесных этюдов. | 1 | 10.05 | рабочая тетрадь | |||||
Создание словесных этюдов на основе картинок учебника. | 1 | 11.05 | Презентация | |||||
Создание словесных этюдов на основе картинок учебника. | 1 | 12.05 | рабочая тетрадь | |||||
Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | 15.05 | Дидактический материал | |||||
Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | 16.05 | рабочая тетрадь | |||||
Создание текстов разных жанров. | 1 | 17.05 | Учебник, | |||||
Создание текстов разных жанров. | 1 | 18.05 | компьютер | |||||
Создание текстов разных жанров. | 1 | 19.05 | Презентация | |||||
Совершенствование речевых умений. | 1 | 22.05 | Дидактический материал | |||||
10. Подводим итоги, строим планы.3ч. | ||||||||
Комплексное повторение. Орфограммы в слове (корень слова, приставка, окончание). | 1 | 23.05 | Интерактивная доска | |||||
Комплексное повторение. Имя существительное. Имя Прилагательное. Глагол. Местоимение | 1 | 24.05 | Дидактический материал | |||||
Комплексное повторение. Обобщение и систематизация знаний за курс 3-го класса. | 1 | 25.05 | Презентация | |||||
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского от «____» ___________ 2016 г. № ________ Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР /_________________/ Воронченко Н.В. «____» ___________ 2016 г. |
6.Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | |||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
- Мне нравится (1)