Рабочая программа по русскому языку (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по развивающему обучению Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и авторской программы по русскому языку В.В. Репкина.

Программа предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с учётом специфики обучения в гимназии, отражённой в гимназическом компоненте.  

Главной целью учебного курса является деятельностный подход.  В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств учащегося  в предлагаемом курсе по русскому языку  изучение систематического курса начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач, который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм во всех частях слова. Таким образом, решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, так как оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fgos2klrus.yaz_.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия

Рассмотрена                                                                            Утверждена

на заседании ПМК                                                                 приказом директора                                          

(протокол №  1     от                                                                №425 от «24 » августа  2020 г.

« 23 » июня 2020 г.)

Рабочая программа

по русскому языку

(система развивающего обучения

Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

для учащихся 2 класса

на 2020-2021 учебный год

                                                                                 Учитель: Федотова Т.Г.

                                                                   

г.Урай

2020г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематическое планирование.
  5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

                       

1.Пояснительная записка

   

  Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по развивающему обучению Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и авторской программы по русскому языку В.В. Репкина.

Программа предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с учётом специфики обучения в гимназии, отражённой в гимназическом компоненте.  

Главной целью учебного курса является деятельностный подход.  В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств учащегося  в предлагаемом курсе по русскому языку  изучение систематического курса начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач, который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм во всех частях слова. Таким образом, решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, так как оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.

          Принципы, лежащие в основе построения программы

    Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);

  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • Деятельностно - ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).

   Общая характеристика учебного предмета

    Изучение русского языка во втором классе начальной школы с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  •  развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развития интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

    Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.               

   Основные содержательные линии курса

  Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • слово;
  • предложение;
  • текст;
  • развитие речи;

каллиграфия.

         Описание места учебного курса в учебном плане

    В учебном плане МБОУ Гимназия на изучение курса «Русский язык» отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю.

                     2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

     Программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокруг, воробей, ворона, город, граждане, гражданин, девочка, дорога, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, мальчик, машина, медведь, мороз, Москва, народ, овощи, огород, однажды, Отечество, погода, потом, работа, рассказ, ребята, Россия, русский, рябина, сегодня, скоро, сначала, сорока, театр, тетрадь, трамвай, улица, ученик, учитель, человек, ягода, язык;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

                        3. Содержание учебного предмета

            Тема 1. Повторение материала, изученного в первом классе. (14 часов)

Гимназический компонент: Главный секрет стихов. Зачем стихи пишут в столбик?               

Слово как значимая (номинативная) и звуковая (фонетическая) единица языка. Ударение как средство организации слогов в слово. Звуки и буквы. Выбор буквы для обозначения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после согласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука [и]. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих и Ц, разделительные знаки Ь и Ъ).

Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательное высказывание. Диалог, его элементы (реплики). Оформление высказываний на письме.                                                               

        Тема 2. Позиционное чередование  гласных звуков. (15 часов) 

Гимназический компонент: Кто «командует» гласными звуками? Метаграммы.

 Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных).

        Тема 3. Позиционное чередование  согласных звуков. (16 ч.) 

Гимназический компонент: Звуки – художники.

Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).

           Тема 4. Проверка орфограмм слабых позиций  с помощью орфографического словаря. (22ч.) 

Гимназический компонент: Ещё один секрет словаря.

Приемы работы с орфографическим словарем. Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций.

            Тема 5. Проверка орфограмм по сильной позиции.(30 ч.)

Гимназический компонент: Удивительные слова.

Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.

           Тема 6. Необходимость учёта состава  слова при проверке орфограмм  слабых позиций.(20 ч.)

Гимназический компонент: Всегда ли окончание бывает в конце слова?

Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова.

       Тема 7. Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов.  (26 ч.)

Гимназический компонент: «Бывшие родственники.»

Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов.

Правило правописания разделительных знаков Ь и Ъ.

        Тема 8. Систематизации изученного материала.(20 ч.) 

Гимназический компонент: Странные корни. Рождение слова.

Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и окончание; корень и аффиксы.

Звуки как строительный материал языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков.

Обозначение звуков на письме. Орфограммы слабых и сильных позиций (систематизация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (Ь и Ъ, гласные А, У, И, Е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приемы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря.

4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое   планирование

Кол-во часов

170 ч.

Характеристика деятельность учащихся

Повторение материала, изученного в первом классе.

    14ч.

Научатся:

- определять, какие орфограммы можно объяснить, а какие нет;

- обозначать звук буквой в «опасном» месте;

- писать слова с изученными орфограммами;

- составлять модели предложений;

- составлять схемы слов;

- правильного выделения звуков в сильной позиции;

- сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, группировать, устанавливать зависимости;

- договариваться, находить общее решение проблемы;

– анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;

Позиционное чередование  гласных звуков.

15ч

Учатся:

- может ли одна и та же буква обозначать разные звуки;

- выделять сильные и слабые позиции;

- записывать слова с пропуском слабых позиций гласных;

- работать по  алгоритму для проверки слов;

- доказывать правильного выделения чередования звуков;

- составлять план и последовательности действий;

- формирование умения выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их.

– определять качественную характеристику звука: гласный–согласный; гласный ударный– безударный;

Позиционное чередование  согласных звуков.

16ч.

Учатся:

 - согласный твердый–мягкий, парный–непарный; согласный звонкий–глухой, парный–непарный;

- записывать слова с пропуском слабых позиций согласных

– применять знания фонетического материала при использовании правил правописания

(различать гласные–согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие–твердые; деление на слоги, ударение);

– произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- разбирать слова по составу;

– использовать на письме разделительные ь и ъ;

– использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

– списывать текст с доски и учебника, писать диктанты;

- выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

Проверка орфограмм слабых позиций  с помощью орфографического словаря.

Учатся:

- работать с орфографическим словарём;

- понимать признаки текста и его функционально-смысловые типы;  

- определять падеж у слов, называющих признаки и предметы;

- изменять слова по падежам;

- читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное, уточнять непонятное;

- оформлять свои мысли в письменной речи;

Учатся:

- записывать слова по памяти и под диктовку;

- проверять орфограммы по орфографическому словарю;

- записывать и проверять безударные падежные окончания слов-предметов и признаков;

- проверять  орфограммы слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции;

- выражать в речи свои мысли и действия,   договариваться и приходить к общему решению;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

Учатся:

- выделять окончания

- применять способы проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путём его изменения

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Учатся:

- находить в тексте родственные слова и  самостоятельно подбирать родственные слова;

- выделять корень в родственных словах;

– различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

 – различать словообразование и формоизменение;

– выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

- применять разные способы определения родственных слов;

- находить непозиционные чередования звуков в корне;

Учатся:

- воспроизводить текст;

- создавать несложный монологический текст на доступные детям темы;

– определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;

– восстанавливать деформированные тексты

– безошибочно списывать текст;

                 

5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по предмету

1

1.2

Программы начального общего образования. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, авторская программа Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В.

1

В сборник включены программы начального общего образования, разработанные на основе методологии системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,  и в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Каждая программа включает  содержательную часть, планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), вариант тематического планирования и рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса.

1.3

Рабочая программа по учебному предмету

1

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии  с ФГОС второго поколения для УМК «Дидактическая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»

1.4

Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык. 2 класс. В 2ч.. М.: «Вита – Пресс», 2013. –  : ил. -  ISBN 978-5-7755-2687-0

24

Учебник построен на основе дидактических принципов  системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Содержание курса нацелено на формирование теоретических представлений о системе русского языка, его фактах, закономерностях, овладение культурой устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.

1.5

Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 2 класс

В 2ч.. М.: «Вита – Пресс», 2013. –  : ил. -  ISBN 978-5-7755-2379-4

1

Рабочая тетрадь является приложением к учебнику «Русский язык. 2 класс» Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.. Регулярная работа с тетрадью способствует решению проблемы орфографической грамотности вообще и запоминанию словарных слов в частности. Тетрадь будет полезна при самостоятельной работе родителей с детьми.

1.6

Е.В.Восторгова, Л.В.Чеботкова. Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса – М.: «Вита – Пресс», 2013 г.

- ISBN 5-7755-1099-2

1

Поурочно-тематическое планирование предназначено для работы по учебнику  «Русский язык» для 2 класса, соответствующим  требованиям ФГОС НОО.

2.

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Таблицы по стандартам

-

-

2.2

Плакаты методические

-

-

2.3

Портреты выдающихся деятелей

-

-

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Компакт-диск «Русский язык»

1

Компакт-диск включает 21 видеоурок, 21 презентацию, 21 описание уроков. Материал учебного курса позволит ученику получить знания по основным темам.

3.2

Аудиозаписи, видеозаписи

-

4

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Компьютер

1

1

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

5

Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...

Родительское собрание на тему: "Адаптация первоклассников, обучающихся по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"

Данное родительское собрание проводится в сентябре с родителями  первоклассников, которые обучаются по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.Это первое родительское собрание,...

Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова имеют свои особенности. О них пойдет речь....

Рабочая программа по математике 4 класс по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального ...

Технологическая карта урока русского языка "Способы выделения окончаний" (2 класс, УМК "Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Способы выделения окончаний.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условия для формирования: представления об окончании как ча...