Конспект урока с презентацией по развитию речи 4 класс.ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дроздова Елена Станиславовна

Работа с картиной Богданова-Бельского «Дети» по развитию речи в 4классе. Разработана презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_kartinoy.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление ученицы «Коротко о художнике»

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей…

Некрасов

Эти слова можно отнести к художнику Богданову-Бельскому. Во-первых, потому что он действительно часто их видел, ведь он сам родился в деревне. А, во-вторых, он по-настоящему любил этих крестьянских ребятишек и поэтому-то так много их рисовал. Любовь к сельской детворе живописец пронёс через всю жизнь.

Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 году (в прошлом году было его 140летие). Родился он у бедной батрачки в Смоленской губернии. Отца у него не было. При крещении его записали Богдановым, то есть – Богом данным. А Бельским он стал потом, присоединив к фамилии название родного уезда – Бельский.

Детство его было суровым, голодным, тяжёлым.  Однако ему повезло в жизни встретить на пути чуткого и доброго человека – педагога Сергея Александровича Рачинского. Он заметил смышлёного мальчика и взял к себе в школу. Зимой мальчик учился, а летом пас деревенское стало, ведь зарабатывать на хлеб нужно было самому.

С помощью Рачинского мальчик поступил в иконописную мастерскую, а потом закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Уже с 18 лет он стал настоящим художником.

Он много путешествовал, много учился. А в 30 лет на заработанные деньги купил имение в деревне. И там им было написано множество картин, на которых изображены простые сельские ребятишки.

Он был очень добрый и жизнерадостный человек. Особенно много внимания и любви он уделял крестьянским детям, для которых в глубоких карманах его куртки всегда имелось большое количество орехов и леденцов. И дети, узнав его ближе, приветствовали особенно тепло, спрашивали: «А когда же мы рисовать будем, мы всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах. Мне мама сшила розовую рубаху, а Иришке – синий сарафан, и мамка наказывала, чтобы не грязнить, а то, мол, Николай Петрович беспременно будет с вас списывать».

На картины Богданого-Бельского о детям можно смотреть часами. Почти во всех галереях и музеях нашей страны есть эти простые деревенские лица.

А видел он их прелестными, доверчивыми, сосредоточенными, задумчивыми, добрыми, умными от природы.



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ  ЯЗЫК (РАЗВИТИЕ РЕЧИ)

4 класс Кустова Л.Б.

Тема урока: Работа с картиной Богданова-Бельского «Дети»

Цель урока: на материале знакомства с картиной развивать речь учащихся

Задачи урока: - учить школьников рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения;

- продолжить учить письменно составлять  описание с опорой на зрительный образ;

- развивать коммуникативные навыки через ведение диалога, обсуждения его, через работу в паре и группе;

-развивать навыки выступления перед аудиторией и обсуждения его;

-развивать умения сравнивать, исключать лишнее, поиск информации в тексте, в сносках, сравнение литературного и изобразительного произведения;

- воспитывать чувство прекрасного, сотрудничество, взаимоуважение

Оборудование: интерактивная доска, репродукции картин, карточки на партах детей, « Литература» 1 часть

Ход урока

1.Создание мотивации на урок.

    Сегодня мы с вами идём в то место, в которое очень любим ходить на уроках литературы и русского языка. Куда? (открываю шторку «МУЗЕЙНЫЙ ДОМ»)

- Что мы  с вами там делаем?

-Почему вам нравится бывать там?

-Что мы там учимся делать?

2.Введение в тему урока

(Отрываю шторку – за ней 5 картин)

А)- Какая из картин вам кажется лишней на этой экспозиции? Почему?

(картина с изображением богато одетой женщины) Уберём её с экрана, хотя она очень красива, речь сегодня не о ней. А о ком?

- Какие из картин нам с вами уже знакомы? Как они называются?

-Кто помнит их автора?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Что вы бы хотели узнать, о чём поговорить?

Б)Давайте немного узнаем о нём. Выступление ученицы.

(Открываю слайд с портретом художника и эпиграфом)

-Оцените, пожалуйста, выступление товарища. Помните о правилах оценки выступления (они на доске)

В) Можно уточнить цель сегодняшнего урока: мы познакомимся с новой картиной этого художника.

3. Работа над темой урока.

А)Итак, мы переходим в следующий зал музея и видим картину…Откройте репродукцию, а я открою её для гостей. Им ведь тоже захочется полюбоваться ей. (открываю слайд с картиной)

-В каком году была написана эта картина?

-Где она сейчас хранится?

-Чем она близка картинам, которые мы рассматривали раньше? (Темой)

Б)Как вы думаете, что здесь делают эти мальчики?

-По воспоминаниям очевидцев, художник запечатлел двоих деревенских мальчишек, которые пришли в господский дачный дом, для того, чтобы продать собранные ими ягоды. Вот они сидят на веранде и ждут, когда хозяева с ними расплатятся…

-Сколько примерно лет мальчикам, изображённым на картине? (6-8 лет)

-Есть ли сходство в том, как они одеты? (одеты скромно, даже бедно. На них короткие штаны и рубахи с закатанными рукавами. Это говорит о том, что они работали с утра. Они босые, на одном мальчике старая соломенная шляпа от солнца)

-В каких позах они сидят? (скромно, на краешке скамьи, сложив руки, поджав ноги)

-Они чувствуют себя свободно или несколько скованно? (скованно, застенчиво, им неуютно, неудобно)

-Вспомните, в какой позе сидел в вагоне поезда герой рассказа Леонида Андреева Петька, когда ехал с дачи. Найди и процитируй это место в тексте.

       «Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравны сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом»

-Видите ли вы в состоянии Петьки и мальчиков с картины что-то общее?

-Чем вы можете объяснить это сходство?

В) Вернитесь к картине.

-Какой из мальчиков кажется вам взрослее, старше? Почему вы так думаете?

(Мальчик в тёмной рубашке и шляпе. У него серьёзное лицо, напряжённый, немного усталый взгляд. Светловолосый мальчик выглядит более наивно, в его лице видна какая-то детская растерянность)

- Что выражают лица мальчиков: любопытство, стеснительность, деловитость, ожидание, недоверие, что-то другое?

-Можно ли сказать, что их объединяют общие заботы, похожее настроение? (лица обоих выражают стеснительность и ожидание. Они ждут, пока с ними расплатятся за принесённые ягоды. Видно, что чувствуют себя неуютно, сидя в беседке в господском саду. Оба мальчика смотрят как-то недоверчиво и напряжённо)

-Какое настроение придаёт пейзаж этой картине? За счёт чего создаётся ощущение особой летней праздничности?

- Каким приёмом воспользовался художник, чтобы ярче показать нам героев?(Контраст. Солнечный летний день. Начало лета, когда зелень ещё свежая и нежная. Беседку, в которой сидят мальчики, окружает свежая зелёная листва, освещённая солнцем. Солнечные блики играют на скамье, на одежде и лицах мальчиков. А их лица серьёзны, напряжённы, грустны. Отсюда ощущение контраста)

Г) Работа с рамкой, составление описания героев картины.

-Выделите при помощи рамки портрет мальчиков сначала вертикальный, затем горизонтальный. Давайте попробуем письменно описать мальчиков. Какой у вас получится текст? (описание, какие?)

- Вопросы вам в помощь с.89. + карточка с воспоминаниями современника художника тоже может вам пригодиться.

- Заслушаем и обсудим 2-3 описания.

Д) Работа в парах

Рассуждение о том, как жили твои сверстники в прошлом.

Не забывай обосновывать каждый свой ответ.

Заслушивание 1-2 рассуждения

ВЫВОД: художник изобразил детей, которые очень рано становятся взрослыми

4. Создание мотивации для дальнейшего поиска

-Хотите одним глазком взглянуть ещё на некоторые картины Богданова-Бельского? Сейчас мы попробуем представить, что мы идём по картинной галерее и останавливаемся около некоторых из них.

- Игровой приём «Диалог у картины» (дети подходят и обсуждают картину, все остальные слушают и оценивают диалог)

-Какова же основная тема картин художника Богданова-Бельского? (дети)

-Каковы их основные мысли? (крестьянские дети рано становятся взрослыми; крестьянские дети тянутся к знаниям – и этим они красивы)

5. Рефлексия

-Что дал вам сегодняшний урок?

-Чем он вас заинтересовал?

-Не появилось ли желания сделать что-нибудь?

Урок дан на школьном конкурсе «Школьных дел мастер» 18 февраля 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе по программе Школа России.

Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе. Тема урока "Согласные звуки [г], [г\'] . Буква Гг. Цель урока познакомить с согласными звуками [г], [г\']. Буквой Гг. Работать над развитием р...

Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....

Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока:  Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе учителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В. Правописание безударных гласных в корне слова.

Конспект урока  по письму и развитию речи в 4 классеучителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Ти...

Конспект урока по русскому языку. Развитие речи. 3 класс. Письмо ветерану.

Тема  урока:   Учимся  писать письма. Письмо ветерану.            Данная тема изучается в рамках уроков блока «Развития...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...