Рабочая программа по русскому языку 4 класс (система Эльконина - Давыдова)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена для организации учебной деятельности учащихся по развивающему обучению (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) на основе примерной программы по курсу «Русский язык» (1 - 4). Авторы: В.В.Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова Сборник учебных программ для начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) - М.; Вита Пресс, 2011 г. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 77.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
Учитель: Репьёва ТатьянаВикторовна
Ступень: _____1____, начальное (основное) общее образование
Класс: ______4__
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена для организации учебной деятельности учащихся по развивающему обучению (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) на основе примерной программы по курсу «Русский язык» (1 - 4). Авторы: В.В.Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова Сборник учебных программ для начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) - М.; Вита Пресс, 2011 г. ФГОС
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Цели изучения курса: обеспечить условия для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств учащегося по русскому языку предлагается начинать изучение систематического курса языка не с отдельных правил, а с общего принципа решения целого класса задач.
Изучение систематического курса начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова. Таким образом, решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, так как оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.
В данной рабочей программе даётся распределение учебных часов по разделам курса, по темам русского языка четвёртого года обучения в соответствии примерной программы по курсу «Русский язык» (1 - 4). Авторы: В.В.Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова. В соответствии с базисным учебным планом - русский язык изучается в 4 классе 5 часов в неделю.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане Систематический курс (560 часов) , из них - 4 класс (170 часов)
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Строение слова. Повторение изученного материала – 15 часов
Основа и окончание слова. Родственные слова. Наименьшие значимые части слова (морфемы) и их работа. Сложные слова. Интерфикс как особая соединительная морфема. Фонемы как строительный материал морфем. Чередование звуков и фонем в морфемах. Буква как знак фонемы. Способы проверки орфограмм в разных морфемах.
Раздел 2. Слово как часть речи – 23 часа
Лексическое значение слова. Лексическое значение слов–названий, слов – указателей (местоимений), слов – «помощников» (служебные слова). Однозначные и многозначные слова. Синонимы и омонимы. Грамматическое значение слова. Возможность выражения одним словом одновременно нескольких грамматических значений. Сравнительная характеристика лексических и грамматических значений слова. Сохранение лексического значения слова при его изменении речи. Основа слова как средство выражения его лексического значения. Различные изменения слова как средство выражения его грамматических значений. Лексическое значение как индивидуальное значение отдельного слова. Типовой характер грамматических значений. Грамматические значения слов как средство присоединения слова к другим словам в высказывании. Зависимые и независимые, переменные и постоянные грамматические значения слов. Разные грамматические модели слов, отражающие разный способ присоединения этих слов к другим словам в высказывании. Общее грамматическое значение слов, обозначающих предметы, и средства его выражения. Его отличие от лексического значения этих слов. Наличие общего грамматического значения слов, называющих признаки и действия. Уточнение трёх грамматических моделей: указание на общее грамматическое значение.
Части речи как слова, имеющие одинаковое общее грамматическое значение. Обусловленность «поведения» слова в речи его общим грамматическим значением. Склоняемые и спрягаемые части речи. Общее и частные грамматические значения имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Раздел 3. Грамматические формы и грамматические значения имени и глагола – 32 часа
Грамматические формы как словоформы одного и того же слова, отличающиеся друг от друга каким-то одним грамматическим значением. Падежные формы существительных. Соотношение количества падежных форм имени существительного и количества его словоформ. Грамматическая форма падежа, выражающая определённое падежное значение, как представитель грамматической категории падежа. Многозначность русских падежей. Типы склонения существительных. Грамматическая категория числа существительных. Формы числа существительных и их значение. Формы числа существительных как «командир» для формы числа зависимых слов. Грамматическая категория рода существительного. Три формы рода существительных и их значения. Отсутствие значения рода у формы среднего рода и форм рода существительных, называющих неживые предметы. Формы рода существительных как «командир» для формы зависимых слов. Грамматическая категория одушевлённости – неодушевлённости существительных. Формы одушевлённости – неодушевлённости существительных и их значения. Винительный падеж как средство выражения этого грамматического значения. Грамматические категории имени прилагательного. «Дублирование» формами числа, падежа, рода прилагательных тех же форм существительных. Способ определения форм рода, числа и падежа имени прилагательного. Грамматические категории глагола. Формы лица и их значения. Формы времени глагола и их значения. Особенности образования разных форм времени глаголов. Связь форм лица и рода с формами времени. Формы наклонения глаголов и их значения. Буква Ь в формах повелительного наклонения. Грамматическая характеристика имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Раздел 4. Система частей речи в русском языке – 24 часа
Имя числительное, его общее грамматическое значение. Грамматические формы числительного. Имена числительные и счётные существительные. Порядковые прилагательные, образованные от числительных. Простые, сложные и составные числительные, некоторые особенности их правописания. Местоименные слова и их место в системе частей речи. Местоименные прилагательные как особая разновидность прилагательных. Местоименные числительные как особая разновидность числительных. Местоименные существительные как отдельная часть речи, имеющая особую грамматическую модель, отличную от грамматической модели существительных. Наречие, его общее грамматическое значение. Отсутствие у наречий частных грамматических значений, прикрепляющих его к другим словам. Возможность присоединения наречий к глаголам, прилагательным и существительным. Образование наречий от прилагательных с помощью суффикса –о (-е). Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги как особая часть речи, их общее грамматическое значение. Союзы как служебная часть речи, их роль в языке. Употребление частицы не с разными частями речи. Раздельное написание частицы не с глаголами. Междометия, их роль в языке. Междометия, как особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Составление классификационной схемы частей речи, выяснение её открытого характера.
Раздел 5. Синтаксические единицы языка – 38 часов
Типы грамматической связи между словами. Разные синтаксические единицы языка, образованные с помощью разного типа грамматической связи. Словосочетание как синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. Независимый и зависимый члены словосочетания, способ их разграничения.. Работа словосочетания в речи. Работа независимого члена и работа зависимого члена словосочетания. Типы уточнения зависимого члена словосочетания (дополнение, определение, обстоятельство). Способ определения работы зависимого члена. Предложение как синтаксическая единица. Разные предложения и разные формы одного и того же предложения. Грамматическое значение предложения. Понятие о сказуемом как члене предложения, выражающем его грамматическое значение. Способ нахождения сказуемого. Подлежащее как член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого. Возможность выражения сказуемого разными частями речи. Две работы сказуемого в предложении: сообщение о подлежащем и выражение грамматического значения предложения.
Раздел 6. Типы предложений в русском языке – 20 часов
Предложения, содержащие сообщение или вопрос (повествовательные и вопросительные). Предложения восклицательные и невосклицательные. Уточнение содержания подлежащего и сказуемого с помощью грамматически зависимых от них слов. Грамматическая основа предложения. Нераспространённые и распространённые предложения. Предложения с двумя и одним главным членом. Простые и сложные предложения. Средства грамматической связи между частями сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Ряды однородных слов в предложении, средства связи между ними. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Слова, являющиеся и не являющиеся членами предложения. Грамматическая характеристика простого предложения.
Раздел 7. Систематизация знаний о слове – 18 часов
Звуковая и фонемная характеристика слова. Характеристика лексического значения слова и его родственных слов. Характеристика морфемного состава слова и особенностей его правописания. Грамматическая характеристика слова и его работа в речи.
Необходимость дальнейшего изучения слова в 5 классе.
Развитие речи.
Типы текста (повествование, описание, рассуждение), особенности их структуры. Употребление разных частей речи в различных типах текста. Составление описания по заданному повествованию и наоборот. Приёмы, усиливающие передачу событийности в тексте-повествовании: употребление связочных слов, детализация событий. Важность правильного подбора видо-временных форм глагола в повествовании. Особенности деловой и художественной речи. Деловое и художественное описание. Роль определений в художественной речи. Деловое и художественное повествование. Составление делового и художественного повествования. Составление текста – инструкции. Составление устного и письменного рассуждения по изученному грамматическому материалу. Изложение текста с элементами повествования, описания и рассуждения. Использование устойчивых словосочетаний в речи как особое средство выразительности.
К окончанию 4 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
Знать:
- что такое часть речи;
- «общие» и частные грамматические значения изученных частей речи: имя существительное (обозначение предмета, одушевлённость – неодушевлённость, род, число, падеж), тип склонения; имя прилагательное: (обозначение признака предмета; род, число, падеж); имя числительное (обозначение числа или количества предметов, падеж); местоимение: (обозначение лица, лицо, число, род, падеж); глагол: (обозначение процесса; время, наклонение, лицо, число, род), тип спряжения; наречие (обозначение признака процесса); предлог (дополнительное средство выражения падежного значения существительного); союз (средство выражения связи между частями предложения и однородными словами); частица (средство выражения дополнительных значений слов и предложений); междометие (средство выражения чувств)
- правила правописания корней зор-/зар, гор-/гар-
- правило правописания приставок на з-/с-
- правило правописания суффикса –о/(-е) в наречиях, образованных от прилагательных без приставок ( в т.ч. – после шипящих);
- правила правописания буквы Ь после шипящих во всех частях речи;
- виды синтаксических единиц (словосочетание, предложение);
- грамматическое значение предложения;
- что такое сказуемое (член предложения, выражающий его грамматическое значение);
- что такое подлежащее (член предложения, определяющий грамматические формы сказуемого)
Уметь:
- определять принадлежность слова к одной из изученных частей речи;
- определять грамматические значения слова и словоформы в предложении ( в пределах изученных частей речи) и средства их выражения;
- образовывать от данного слова другие части речи и объяснять способ их образования (простейшие случаи типа холод – холодный – холодить);
- находить главные члены предложения;
- различать простые и сложные предложения;
- находить ряды однородных слов;
- объяснять правописание слова (в пределах изученных орфограмм);
- правильно писать изученные в 1-4 классах слова с непроверяемыми орфограммами;
- правильно употреблять знаки препинания при записи сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но, или, с обращениями, междометиями);
- записывать под диктовку связный текст (не менее 80 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;
- письменно излагать содержание повествовательного текста с элементами описания и рассуждения с предварительным составлением плана;
- строить развёрнутое устное сообщение по изученному учебному материалу с иллюстрацией и обоснованием формулируемых положений;
- давать подробный письменный ответ на вопросы по изученному материалу;
-составлять и записывать сочинение (повествование и описание) делового и художественного характера на заданную тему.
Личностные результаты:
- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и его особенностям функционирования в речи;
- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Метапредметные результаты:
- умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации (определений, правил, исключений из них и т.п.).
Программа обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом.
- Репкин В. В., ВосторговаЕ. В. Русский язык. 4 класс (1—4). М.: «Вита-Пресс», 2012.
- Старагина И. П. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (1—4). М.: «Вита-Пресс», 2012.
- Старагина И. П. Контрольные работы по русскому языку. 4 класс (1—4).; М.: «Вита-Пресс», 2012
- Восторгова Е. В. Краткий методический комментарий к учебнику русского языка. — М.: Вита-Пресс, 2011.
- Интернет ресурсы: http://www.uchportal.ru/load/; http://www.it-n.ru/; http://www.n-shkola.ru/ ЦОРы.
Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.
- урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
- урок-диагностика (Д)– место для проведения проверочной или диагностической работы;
- урок-проектирование – место для решения проектных задач;
- построение учебных диалогов
- коллективные, индивидуальные, групповые формы обучения;
- работа в различных образовательных пространствах (черновик –чистовик, «место на оценку», «место сомнений»)
- работа со «столом помощником» и «столом заданий» - организация учебных занятий;
- публичное представление результатов личных достижений учащихся
Диагностика и контроль.
С целью отслеживания достижения планируемых результатов по математике предусматривается проведение ряда диагностических и проверочных работ.
- Стартовая диагностика проводится один раз в начале учебного года. Цель: выявить актуальный уровень знаний и умений по предмету.
- Входная диагностика проводится в начале изучения темы. Цель: определить исходного уровня знаний, умений по данной теме, наметить «зону ближайшего развития» .
- Промежуточная диагностика проводится в ходе изучения темы. Цель: отслеживание промежуточных результатов изучения темы, проверка пооперационного состава действия, необходимого для овладения учащимися, определение направлений коррекционной работы.
- Проверочная работа проводится в конце изучения темы. Цель: контроль достигнутых результатов обучения по данной теме.
- Комплексная контрольная работа проводится два раза в год. Цель: отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий на предметном материале.
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе
№ урока по порядку | Дата/коррекция | Название раздела, тема урока | Дидактические единицы | Система диагностики и текущего контроля | Основные виды учебной деятельности ученика | |||||
примерной программы | авторского, национально-регионального компонента | |||||||||
Предметные учебные действия | Универсальные учебные действия | |||||||||
Раздел 1 «Строение слова. Повторение материала, изученного во 2-3 классах» (15 часов) | ||||||||||
1 | 2.09 | Стартовая контрольная работа | Контрольная работа | |||||||
2 | 3.09 | Значимые части слова. Морфемы как наименьшие значимые части слова | Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание | морфема | Входная диагностика | Находить в слове значимые части: корень, окончание, приставку, суффикс | Коммуникативные умения: - использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися; -инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; -договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы; - строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Общеучебные -извлекать необходимую информацию, - осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, - выражать свои мысли в соответствии с задачами, -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности | |||
3 | 4.09 | Родственные слова. Сложные слова. Интерфикс как особая морфема | Родственные слова | Интерфикс | Различать родственные слова | |||||
4 | 5.09 | Фонемы как строительный материал морфем | Части слова | фонема | Обозначать фонемы буквами в соответствии с законом письма | |||||
5 | 6.09 | Обозначение фонем буквами по закону письма. | фонема | |||||||
6 | Проверка орфограмм слабой позиции в разных частях слова | Проверка орфограмм | Проверять орфограммы слабых позиций в разных частях слова | |||||||
7 | Проверка орфограмм слабой позиции в разных частях слова | Проверка орфограмм | Контроль умения проверять орфограммы | |||||||
8 | Орфограммы, нарушающие закон письма. Корни кос-/кас | Корни кос-/кас | Правильно писать слова с орфограммами в корнях, нарушающие закон письма | |||||||
9 | Орфограммы, нарушающие закон письма. Приставки з-/с | Правописание приставок | ||||||||
10 | Орфограммы, нарушающие закон письма. Приставки з-/с Правописание приставок пре- и при- | Правописание приставок | ||||||||
11 | Р.Р. Повествование и описание | Текст повествование, текст описание | Различать текст повествование и текст описание | |||||||
12 | Проверка орфограмм разного типа | |||||||||
13 | Контрольная работа по теме «Состав слова. Повтроение» | Контрольная работа | записывать под диктовку связный текст с изученными орфограммами и пунктограммами | |||||||
14 | Анализ контрольной работы. | |||||||||
15 | Особенности правописания и произношения слов с корнем лаг-/лож- | |||||||||
Раздел 2 «Что такое часть речи?» -23 часа | ||||||||||
16 | Постановка учебной задачи «Что такое часть речи?» | Часть речи | Регулятивные - формулировать учебную задачу -осознавать качество и уровень усвоения, -контролировать действия и сравнивать результат с эталоном Информационные умения: - формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; -проводить самостоятельные наблюдения; - формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации; - находить в сообщении нужную информацию в явном виде; Коммуникативные умения: - использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися; -инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; -договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы; - строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Логические -выбор оснований для сравнения и классификации объектов -синтез как составление целого из частей Общеучебные:-извлекать необходимую информацию,- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи,- выражать свои мысли в соответствии с задачами, -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности | |||||||
17 | Лексическое значение слова. | Лексическое значение слова | Входная диагностика | Определять лексическое и грамматическое значение слова, различать лексическое и грамматическое значение слов Писать под диктовку слова с непроверяемым написанием | ||||||
18 | Грамматическое значение слова. | Грамматическое значение слова | ||||||||
19 | Особенности грамматического значения слова. | Грамматическое значение слова | ||||||||
20 | Отличие лексического значения слова от грамматических. | Грамматическое значение слова Лексическое значение слова | ||||||||
21 | Отличие лексического значения слова от грамматических. | Лексическое значение слова Грамматическое значение слова | Словарный диктант | |||||||
22 | Отличие лексического значения слова от грамматических. | Лексическое значение слова Грамматическое значение слова | ||||||||
23 | Три грамматических модели слов | Грамматическая модель слова | Строить грамматическую модель слов названий предметов, признаков, действий | |||||||
24 | Три грамматических модели слов | Грамматическая модель слова | ||||||||
25 | Р.Р. Связочные слова в повествовании | Текст повествование | Находить и подбирать связочные слова | |||||||
26 | «Предмет» как общее грамматическое значение слов, построенных по 1-й модели. «Предмет» как носитель признака | Грамматическое значение слова | Строить грамматическую модель слов названий предметов, признаков, действий Различать слова, построенные по разным грамматическим моделям | |||||||
27 | Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названия признака | Грамматическое значение слова | ||||||||
28 | Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названия признака | Грамматическое значение слова | Модель слова | |||||||
29 | Краткая форма слов, обозначающих признаки предметов | Краткая форма слов | Отличать краткую форму прилагательных | |||||||
30 | Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов. | Краткая форма слов | ||||||||
31 | Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названий действий. | Грамматическое значение слова | Различать слова, построенные по разным грамматическим моделям | |||||||
32 | Понятие части речи | Часть речи | Знать названия основных частей речи | |||||||
33 | Названия трёх основных частей речи | Существительное прилагательное глагол | ||||||||
34 | Грамматическая модель неизменяемых слов | Неизменяемые слова | Различать слова, построенные по разным грамматическим моделям | |||||||
35 | Р.Р. Детальное описание событий в повествовании | Текст повествование | Строить текст повествование | |||||||
36 | Контрольная работа по теме «Слово как часть речи» | Контрольная работа | записывать под диктовку связный текст с изученными орфограммами и пунктограммами | |||||||
37 | Анализ контрольной работы. | |||||||||
38 | Переход слов из одной части речи в другую. | |||||||||
Раздел 3 «Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола» - 32 часа | ||||||||||
39 | Постановка учебной задачи «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глагола?» | Регулятивные - формулировать учебную задачу -осознавать качество и уровень усвоения, -контролировать действия и сравнивать результат с эталоном Информационные умения: - формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; -проводить самостоятельные наблюдения; - формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации; - находить в сообщении нужную информацию в явном виде; Общеучебные -извлекать необходимую информацию, - осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, - выражать свои мысли в соответствии с задачами, -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности Коммуникативные умения: - использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися; -инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; -договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы; - строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Логические -выбор оснований для сравнения и классификации объектов -синтез как составление целого из частей Общеучебные: -извлекать необходимую информацию, - осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, - выражать свои мысли в соответствии с задачами, -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности | ||||||||
40 | Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных. | Падеж существительных | Входная диагностика | определять принадлежность слова к одной из изученных частей речи | ||||||
41 | Типы склонений существительных (составление таблицы склонений) | 1,2,3 склонение существительных | Тип склонения существительных | |||||||
42 | Многозначность падежных форм. | падеж | Многозначность падежей | |||||||
43 | Две работы падежной формы существительного. | Падеж существительных | ||||||||
44 | Особенности употребления предлогов с падежными формами. | Падеж существительных | ||||||||
45 | Грамматическая форма числа существительных. Две работы форм числа | Число существительных | ||||||||
46 | Существительные, имеющие только одну форму числа | Число существительных | ||||||||
47 | Собирательные существительные | Собирательные существительные | ||||||||
48 | Грамматические формы рода существительных | Род существительных | ||||||||
49 | Форма рода у существительных типа дядя. Отсутствие рода у существительных, имеющих форму только множественного числа. | Род существительных | Диагностика умения определять род | |||||||
50 | Слова общего рода | Общий род | ||||||||
51 | Одушевлённость – неодушевлённость как особое грамматическое значение существительных | Одушевлённые, неодушевлённые существительные | Д | |||||||
52 | Формы числа, падежа и рода имён прилагательных | Число, падеж, род имён прилагательных | ||||||||
53 | Формы числа, падежа и рода имён прилагательных | Число, падеж, род имён прилагательных | ||||||||
54 | Выражение грамматических значений неизменяемых слов с помощью форм зависимых слов. | Грамматическое значение неизменяемых слов | ||||||||
55 | Грамматическая характеристика имён существительных и имён прилагательных | Грамматическая характеристика | Словарный диктант | |||||||
56 | Р.Р. Составление описания по заданному повествованию и наоборот | Текст описание | ||||||||
57 | Формы лица глагола | Лицо глагола | ||||||||
58 | Безличные глаголы | Безличные глаголы | ||||||||
59 | Типы спряжения | Спряжение глаголов | ||||||||
60 | Формы времени глагола | Время глаголов | ||||||||
61 | Способ разграничения формы будущего простого времени и формы настоящего времени | Будущее, настоящее время глаголов | ||||||||
62 | Глаголы, имеющие две и три формы времени | Время глаголов | ||||||||
63 | Формы наклонения глаголов | Наклонение глаголов | ||||||||
64 | Грамматическая характеристика глаголов | характеристика глаголов | ||||||||
65 | Грамматическая характеристика глаголов | характеристика глаголов | ||||||||
66 | Р.Р. Подбор подходящих видо– временных форм глаголов в повествовании | Текст повествование | ||||||||
67 | Контрольная работа по теме «Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола» | записывать под диктовку связный текст с изученными орфограммами и пунктограммами | ||||||||
68 | Анализ контрольной работы | |||||||||
69 | Дополнительные падежи в русском языке | Дополнительные падежи | ||||||||
70 | Исторические сведения о форме прошедшего времени глаголов | |||||||||
Раздел 4 «Система частей речи в русском языке» - 24 часа | ||||||||||
71 | Постановка учебной задачи «Какие части речи есть в русском языке?» | Регулятивные - формулировать учебную задачу -осознавать качество и уровень усвоения, -контролировать действия и сравнивать результат с эталоном | ||||||||
72 | Имя числительное как особая часть речи | Имя числительное | Входная диагностика | |||||||
73 | Счётные слова и числительные | Счётные слова | Информационные умения: - формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; -проводить самостоятельные наблюдения; - формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации; - находить в сообщении нужную информацию в явном виде; Коммуникативные умения: - использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися; -инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; -договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы; | |||||||
74 | Особенности правописания числительных | Простые, сложные числительные | ||||||||
75 | Местоименные слова | Местоименные слова | ||||||||
76 | Местоименные слова | |||||||||
77 | Местоименные существительные как особая часть речи | местоимение | ||||||||
78 | Местоименные существительные как особая часть речи | местоимение | ||||||||
79 | Предлог как особая часть речи | предлог | ||||||||
80 | Р.Р. Рассуждение | Текст рассуждение | ||||||||
81 | Наречие как особая часть речи | наречие | ||||||||
82 | Наречие как особая часть речи | наречие | ||||||||
83 | Наречие как особая часть речи | наречие | Образование наречий | |||||||
84 | Наречие как особая часть речи | наречие | ||||||||
85 | Союз как особая часть речи | союз | ||||||||
86 | Союз как особая часть речи | союз | ||||||||
87 | Частицы как особая часть речи | частицы | ||||||||
88 | Р.Р. Изложение | письменно излагать содержание повествовательного текста с предварительным составлением плана | ||||||||
89 | Р.Р. Изложение | |||||||||
90 | Междометие как особая часть речи | междометие | ||||||||
91 | Р.Р. Составление рассуждения | Текст рассуждение | ||||||||
92 | Контрольная работа по теме «Система частей речи в русском языке» | записывать под диктовку связный текст с изученными орфограммами и пунктограммами | ||||||||
93 | Анализ контрольной работы | |||||||||
94 | Особенности числительных два и оба | |||||||||
Раздел 5 «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» - 38 часов | ||||||||||
95 | Постановка учебной задачи «Как связываются слова друг с другом в речи?» | Регулятивные - формулировать учебную задачу -осознавать качество и уровень усвоения, -контролировать действия и сравнивать результат с эталоном Логические -выбор оснований для сравнения и классификации объектов -синтез как составление целого из частей Информационные умения: - формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; -проводить самостоятельные наблюдения; - формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации; - находить в сообщении нужную информацию в явном виде; | ||||||||
96 | Три типа грамматической связи в синтаксических единицах | Связь слов в словосочетании | Тип связи в словосочетании | Входная диагностика | ||||||
97 | Подчинительная и взаимная связи в синтаксических единицах | Связь слов в словосочетании | Подчинительная связь | |||||||
98 | Подчинительная и взаимная связи в синтаксических единицах | Связь слов в словосочетании | Сочетательная связь | |||||||
99 | Сочинительная связь в синтаксических единицах. Запятая при однородных словах. | Связь слов в словосочетании | ||||||||
100 | Р.Р. Деловое описание | Деловая речь | ||||||||
101 | Р.Р. Художественное описание | Художественная речь | ||||||||
102 | Словосочетание как особая синтаксическая единица. Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании. | Словосочетание Зависимое и независимое слово | Синтаксическая единица | |||||||
103 | Словосочетание как особая синтаксическая единица. Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании. | Словосочетание Зависимое и независимое слово | ||||||||
104 | Словосочетание как особая синтаксическая единица. Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании. | Словосочетание Зависимое и независимое слово | Общеучебные -извлекать необходимую информацию, - осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, - выражать свои мысли в соответствии с задачами, -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности Коммуникативные умения: - использовать специальные знаки для организации коммуникаций между учащимися; -инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; -договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывая разные точки зрения внутри группы; - строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Общеучебные: -извлекать необходимую информацию, - осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, - выражать свои мысли в соответствии с задачами, -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности Регулятивные - формулировать учебную задачу -осознавать качество и уровень усвоения, -контролировать действия и сравнивать результат с эталоном | |||||||
105 | Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетании. | Словосочетание | ||||||||
106 | Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетании. | Словосочетание | ||||||||
107 | Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетании. | Словосочетание | ||||||||
108 | Р.Р. Рассуждение | Текст-рассуждение | ||||||||
109 | Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетании. | Словосочетание | ||||||||
110 | Неизменяемые слова в словосочетании | |||||||||
111 | Сложные словосочетания | Словосочетание | ||||||||
112 | Сложные словосочетания | Словосочетание | ||||||||
113 | Р.Р. Роль определений в художественной речи | Художественная речь | ||||||||
114 | Роль взаимной связи между словами при построении высказываний. | Связь слов в высказывание | ||||||||
115 | Предложение как особая синтаксическая единица. Роль предложения в речи. | предложение | ||||||||
116 | Грамматическое значение предложения. Формы предложения. | предложение | Формы предложений | |||||||
117 | Грамматическое значение предложения. Формы предложения. | |||||||||
118 | Сказуемое и подлежащее как члены предложения. | Сказуемое подлежащее | находить главные члены предложения | |||||||
119 | Однородные члены предложения | Однородные члены предложения | ||||||||
120 | Однородные члены предложения | |||||||||
121 | Разные средства выражения сказуемого | сказуемое | Выражение сказуемого | |||||||
122 | Алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении | находить главные члены предложения | ||||||||
123 | Отработка способа определения подлежащего и сказуемого. | |||||||||
124 | Отработка способа определения подлежащего и сказуемого. | |||||||||
125 | Р.Р. Изложение | письменно излагать содержание повествовательного текста предварительным составлением плана | ||||||||
126 | Р.Р. Изложение | |||||||||
127 | Систематизация знаний о синтаксических единицах | |||||||||
128 | Систематизация знаний о синтаксических единицах | |||||||||
129 | Контрольная работа по теме «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» | Контроль по теме | записывать под диктовку связный текст с изученными орфограммами и пунктограммами | |||||||
130 | Анализ контрольной работы | |||||||||
131 | Слово и словосочетание | |||||||||
132 | Предложение и высказывание | |||||||||
Раздел 6 «Типы предложений в русском языке» - 20 чаов | ||||||||||
133 | Постановка учебной задачи: «Какие бывают предложения» | Регулятивные - формулировать учебную задачу -осознавать качество и уровень усвоения, -контролировать действия и сравнивать результат с эталоном Информационные умения: - формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; -проводить самостоятельные наблюдения; - формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации; - находить в сообщении нужную информацию в явном виде; Логические -выбор оснований для сравнения и классификации объектов -синтез как составление целого из частей Общеучебные: -извлекать необходимую информацию, - осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, - выражать свои мысли в соответствии с задачами, -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности | ||||||||
134 | Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске | Предложения повествовательные и вопросительные | Входная диагностика | |||||||
135 | Распространённые и нераспространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения | Распространённые и нераспространённые предложения | ||||||||
36 | Выделение главных и второстепенных членов предложения | Главные и второстепенные члены предложения | ||||||||
137 | Р.Р. изложение | |||||||||
138 | Слова, не являющиеся членами предложения | |||||||||
139 | Разный состав грамматической основы предложения. Один или два главных члена предложения | |||||||||
140 | Простые и сложные предложения | Простые и сложные предложения | правильно употреблять знаки препинания при записи сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но, или, с обращениями, междометиями) | |||||||
141 | Сложные предложения с союзами и без союзов, знаки препинания в них | |||||||||
142 | Сложные предложения с союзами и без союзов, знаки препинания в них | |||||||||
143 | Сложные предложения с союзами и без союзов, знаки препинания в них | |||||||||
144 | Сложные предложения с подчинительными союзами | |||||||||
145 | Р.Р. Деловое и художественное повествование | |||||||||
146 | Отработка грамматической характеристики простого предложения | Характеристика предложения | ||||||||
147 | Отработка грамматической характеристики простого предложения | Характеристика предложения | ||||||||
148 | Р.Р. Изложение делового повествования | письменно излагать содержание повествовательного текста с элементами описания и рассуждения с предварительным составлением плана | ||||||||
149 | Р.Р. Изложение делового повествования | |||||||||
150 | Контрольная работа по теме «Типы предложений в русском языке» | Контроль по теме | записывать под диктовку связный текст с изученными орфограммами и пунктограммами | |||||||
151 | Анализ контрольной работы | |||||||||
152 | Особенности сказуемого в предложении | |||||||||
Раздел 7 «Систематизация знаний о слове и его работе в речи» - 18 часов | ||||||||||
153 | Постановка учебной задачи: «Что же такое слово?» | Регулятивные - формулировать учебную задачу -осознавать качество и уровень усвоения, -контролировать действия и сравнивать результат с эталоном Информационные умения: - формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; -проводить самостоятельные наблюдения; - формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации; - находить в сообщении нужную информацию в явном виде; Логические -выбор оснований для сравнения и классификации объектов -синтез как составление целого из частей | ||||||||
154 | Звуковой портрет слова | Фонетический анализ | ||||||||
155 | Лексическое значение слова. Родственные слова | Смысл слова | ||||||||
156 | Лексическое значение слова. Родственные слова | Смысл слова | ||||||||
157 | Морфемный состав слова | Состав слова | ||||||||
158 | Морфемный состав слова | Состав слова | ||||||||
159 | Проверка орфограмм в слове | |||||||||
160 | Итоговая контрольная работа | |||||||||
161 | Анализ контрольной работы | |||||||||
162 | Проверка орфограмм в слове | |||||||||
163 | Проверка орфограмм в слове | |||||||||
164 | Проверка орфограмм в слове | |||||||||
165 | Р.Р. Устойчивые словосочетания | фразеологизмы | ||||||||
166 | Слово как часть речи | Часть речи | ||||||||
167 | Слово как часть речи | Часть речи | ||||||||
168 | Слово как член предложения | Член предложения | ||||||||
169 | Слово как член предложения | Член предложения | ||||||||
170 | Постановка задачи на будущее изучение слова как единицы языка | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)
Рабочая программа по математике для первых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по математике 2 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)
Рабочая программа по математике для вторых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по математике 4 класс (система Эльконина - Давыдова)
Рабочая программа по математике для 4 класса по системе Эльконина - Давыдова....
Рабочие тетради по русскому языку (по системе Эльконина-Давыдова)
Обзор тетрадей 1,2,3,4 класс. Информация по развитию орфографической зоркости в рабочих тетрадях для систематического списывания. Алгоритм списывания....
Рабочая программа по математике 3 класс (система Эльконина - Давыдова)
Рабочая программа по математике для 3 класса, развивающая система Эльконина-Давыдова разработана в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике 2 класс (система Эльконина - Давыдова)
Рабочая программа по математике для 2 класса РС Эльконина-Давыдова. Учебник В.В. Давдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина....
Рабочая программа по математике 2 класс РО "Эльконина -Давыдова"
Рабочая программа по математике 2 класс. . РО Эльконин - Давыдов....