Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса 2016-2017 учебный год УМК " Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" | 106.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МАРТЫНОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
х. НОВОСЕЛОВКА
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ от №
-----------------Черкасская Е.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
начального общего образования 4 класс
Количество часов
Учитель Алексеенко Светлана Михайловна
Программа разработана на основе примерных программ по учебным предметам.
Начальная школа в 2 частях. М: Просвещение, 2010
( Стандарты второго поколения).
2016-2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-Федеральный Закон « Об образовании в российской федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007г. №309 (ред. От 23.07.2013г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части изменения и структуры государственного образовательного стандарта»;
-Областной закон от 14.11.2013г. №26-ЗС « Об образовании в Ростовской области»;
-Приказ Минобразования России от 05.03.2014г. №253 № «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программа начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09. 03.2004г. №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Примерная программа начального образования ФГОС по русскому языку М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012);
УМК «Гармония»:
-Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса в 2-х частях «Ассоциация XXI», 2012г.
-Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса в 3-х частях «Ассоциация XXI», 2016г.
-Корешкова Т.В Тестовые задания по русскому языку.4 класс в 2-х частях «Ассоциация XXI», 2016г.
Федеральный базисный план отводит 166 часов для образовательного изучения русского языка в 4 классе из расчёта 5 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется рабочая программа по русскому языку в объёме 166 часов.
Цели курса:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Задачи курса:
Обучающие:
- формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;
Развивающие:
- формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
- совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.
Воспитывающие:
- привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю;
- формирование заботливого отношения к качеству своей речи;
- формирование культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование раздела | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты |
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 20 | Обсуждают название учебника, знакомятся с письмом,вспоминают части, обязательные для него,высказывают своё мнение; повторяют требования к речи, обсуждают их, объясняют решение орфографических задач, используют освоенные способы действия, определяют части речи,воспроизводят информацию по таблицам, с опорой на памятки, наблюдают за значением слов, отличающихся приставками, вспоминают научные слова (термины). Уточняют содержание изученных понятий,вспоминают термины, сравнивают слова по составу, определяют части речи, члены предложения, различают деловые тексты и словесные картины; ищут границы предложений, выделяют каждую мысль,определяют предмет речи. Используют письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок, обращаются к орфографическому словарю при выборе букв, применяют изученные правила. Повторяют понятия «орфограмма» и «орфографическое правило»,систематизируют орфографические знания, умения; уточняют операции, необходимые при проверке; работают со словарём. Повторяют речевые вопросы:озвучивают схему речи,воспроизводят требования к речи и условия их выполнения, исправляют недочёты,выбирают способы улучшения,вспоминают виды речи,отгадывают кроссворд.Характеризуют тексты,сравнивают, анализируют строение, языковые средства; завершают текст.Систематизируют сведения о «секретах» писателей. Решают орфографические задачи. Анализируют строение слов,проводят звуко-буквенный анализ,определяют части речи. Обсуждают назначение школьного дневника, по аналогии предполагают особенности дневника как жанра речи. Читают информацию в учебнике, проверяют предположение ичерпают новые сведения. Анализируют тексты, критически оценивают их. Планируют содержание своего текста,обдумывают его и создают свою дневниковую запись, перечитывают её и редактируют.
| Л: Готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи; испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении русского языка уже пройден. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка, представление о его богатых возможностях, осознание себя его носителем; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Р: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия и действовать по плану; выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы. Оценивать свои действия и их результат. ПР: Читать учебный текст и находить в нём ответы на поставленные вопросы; использовать информацию для решения практических задач. П: Анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения и выводы. Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения. Выражать свои мысли и чувства в письменной форме с учётом задач и ситуации общения; стремиться к точности и выразительности своей речи. К: Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения.. Сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать свои мысли, аргументировать точку зрения, слушать и учитывать мнения других. |
Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями») | 14 | Различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам. Понимать назначение словосочетаний. Различать главное и зависимое слова в словосочетании, ставить от вопросы от слова к слову. Ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы; составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»; включать словосочетания в предложения. По смысловым вопросам определять значения словосочетаний; строить словосочетания разных видов, вычленять их из предложения. Строить и распространять предложения, находить главные члены предложения; различать главные члены предложения и словосочетания; определять, какой частью речи является тот или иной член предложения. Понимать особенности словосочетаний, составлять словосочетания и вычленять их из предложений. Устанавливать связи слов, различать главные и зависимые слова; ставить вопросы от слова к слову. Устанавливать морфологические признаки слов. Находить значимые части слов, решать орфографические задачи, соблюдать литературные нормы при изменении слов и построении словосочетаний. Устанавливать связи слов, вычленять и составлять словосочетания; пользоваться смысловыми и падежными вопросами. Определять падежи имён существительных; правильно употреблять несклоняемые имена существительные. Устанавливать связи слов, строить словосочетания с зависимыми именами существительными. Соблюдать нормы литературного языка: построения отдельных словосочетаний, употребления несклоняемых имён существительных. | Л: Элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание его богатых возможностей. Готовность целенаправленно использовать средства языка при формулировании своих мыслей. Р: Понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение. Планировать свои действия для решения конкретных задач. Выполнять действия в речевой и умственной форме. Понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной форме. Контролировать свои действия и их результат. ПР: Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию. Целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять, оценивать имеющуюся или полученную в ходе наблюдений. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых и речевых задач. Пользоваться словарями учебника и другими справочными материалам П: Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. Подводить факты языка под определённые понятия, конструировать их, классифицировать, группировать. К: Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других. Строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера. Соблюдать нормы литературного языка, в том числе, правила построения определённых словосочетаний. Делиться приобретённой информацией с другими, в частности дома. |
Наречие. («Представляем ещё одну часть речи») | 8 | Выявлять принадлежность слова к определённой части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи; опознавать наречие как самостоятельную часть речи, понимать особенности слов этой части речи. Строить словосочетания с наречиями. Писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами. Выявлять части слов. Пользоваться знанием алфавита для решения практических задач Пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе употреблять наречия для повышения точности, выразительности речи. Создавать небольшие речевые произведения, использовать в них языковые средства с учётом речевой задачи. Владеть всем комплексом орфографических умений. Воспроизводить сведения, изменять при этом лицо рассказчика; правильно и точно пользоваться языковыми средствами. Замечать и решать встречающиеся орфографические задачи. | Л: Учебно-познавательный интерес к новому материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать границу собственных знаний. Р: Коллективно ставить учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять их, совместно выводить необходимый способ действия, выполнять каждую операцию; использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. ПР: Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения конкретных задач и выполнять его. П: Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. К: Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать свои. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата |
Пишем объявления | 3 | Письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (объявление). Использовать языковые средства с учётом задач и условий общения. Применять весь комплекс орфографических умений. Проверять и редактировать написанное. | Л: Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. Р: Понимать стоящую задачу, планировать и осуществлять действия для её решения, контролировать процесс и результат . ПР: Владеть общим способом решения речевой задачи. П: Осуществлять анализ, синтез; действовать по аналогии. К: Создавать высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая соответствующие языковые средства. |
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 32 | Говорить на обсуждаемую тему, соблюдать правила речевого поведения. Пользоваться освоенной терминологией, соотносить термин и соответствующее понятие. Определять принадлежность слова к конкретной части речи, пользоваться при этом известными опознавательными признаками. Находить в тексте имена существительные и имена прилагательные, изменять имена существительные по падежам. Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения. Пользоваться всем комплексом орфографических умений. Ставить имена существительные в начальную форму, изменять имена существительные по падежам, сравнивать, определять склонение имён существительных, классифицировать имена существительные в соответствии со склонением, оставлять «окошки» на месте безударных гласных в окончании имён существительных. Определять морфологические признаки имён существительных, в том числе склонение, сравнивать имена существительные по выявленным признакам, изменять существительные по падежам, выделять окончания, понимать значение основы и окончания, находить в тексте имена существительные, решать орфографические задачи, осваивать слова с непроверяемыми орфограммами. Выполнять полный морфологический анализ имён существительных, определять роль имён существительных в предложении, применять изученные орфографические правила, осваивать слова с непроверяемыми орфограммами. Выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков. Ставить имена существительные в начальную форму. Указывать морфологические признаки имён существительных. Склонять имена существительные. Обнаруживать орфограммы, определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами. Различать орфограммы на изученные и неизученные правила. Применять изученные орфографические правила, в том числе правило написания безударных падежных окончаний имён существительных. Осваивать слова с непроверяемыми орфограммами. Использовать в речи имена существительные в разных падежных формах. Распознавать части речи. Склонять имена прилагательные. Определять морфологические признаки имён прилагательных. Находить в предложениях словосочетания с именами прилагательными. Формировать комплекс орфографических умений. Употреблять в речи имена прилагательные. Анализировать строение текста, использованные в нём языковые средства. Понимать тему и главную мысль текста. Озаглавливать части текста, составлять план. Письменно пересказывать текст, осознанно сохраняя особенности оригинала; пользоваться красной строкой как графическим средством. Пользоваться всем комплексом орфографических умений. Создавать свои высказывания на основе различных источников, использовать имена существительные и имена прилагательные, стремиться с их помощью к повышению точности и выразительности речи. Пользоваться всем комплексом орфографических умений. Письменно создавать небольшие произведения описательного характера. Писать от 3-го лица. Проверять правильность своей письменной речи, исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные. По освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы, определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами; применять изученные правила, в том числе написания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных во множественном числе. Выявлять принадлежность слова к определённой части по комплексу освоенных признаков, определять морфологические признаки слова. Участвовать в коллективном общении на уроке, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, стараться понимать чужую точку зрения; соблюдать правила речевого поведения. Пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?» Соблюдать нормы изменения, употребления и написания форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных. Выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, определять морфологические признаки слова, выполнять для этого необходимый способ действия. Составлять из заданных слов словосочетания, определять значения словосочетаний. | Л: Элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления. Способность осознавать и оценивать границу собственных знаний, элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению. Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке, готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. Р: Ставить учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме; выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата. Формулировать задачу урока, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах, различать способ и результат действия, контролировать процесс и результат деятельности ПР: Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Осознавать общий способ действия для решения конкретных задач и выполнять его. Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи и выполнения учебных заданий. Понимать информацию, представленную в табличном виде, переводить в словесную форму П: Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия. К: Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Использовать речь для регуляции своих действий, строить высказывания, понятные для партнёра, доказывать правильность своего решения
|
Части речи: что мы о них знаем? | 14 | Выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, вычленять имена существительные и имена прилагательные; устанавливать связи слов, определять роль слова в предложении; определять морфологические признаки слов, сравнивать слова по морфологическим признакам; находить в тексте слова по заданным параметрам; давать полную характеристику слова, анализировать слова с разных точек зрения. Обнаруживать орфограммы, определять их разновидности, применять все изученные правила; пользоваться приёмом письма с «окошками», использовать словари учебника для решения возникающих вопросов, осуществлять самоконтроль. Понимать тему текста и каждой его части, выборочно воспроизводить текст, делать его понятным, конструируя его начало и конец. Осуществлять разностороннюю проверку написанного.Опознавать имена числительные как самостоятельные части речи, понимать их назначение и особенности употребления. Соблюдать нормы образования, изменения и написания имён числительных; пользоваться словарями для решения возникающих вопросов. Различать части речи, опознавать местоимения, определять их признаки, правильно и уместно употреблять. Понимать, от какого лица идёт рассказ, изменять лицо рассказчика. Замечать в тексте средства выразительности, понимать смысл переносного употребления слов. Выявлять и исправлять случаи неудачного использования местоимений. Опознавать глагол как часть речи, ставить его в неопределённую форму, выполнять для этого необходимый способ действия. Пользоваться словарями учебника, оперировать знанием алфавита для решения практических задач. Устанавливать соотношение звуков и букв; решать орфографические задачи различными способами. Определять морфологические признаки глаголов, различать формы слов, соотносить форму и передаваемое ею значение, понимать роль окончаний в слове, их способность передавать те или иные значения. | Л: Элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, способности оценивать свои достижения и трудности, сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Осознание языка как средства общения, представление о богатых возможностях русского языка. Р: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и выполнять их; контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои умения. ПР: Целенаправленно слушать учителя, читать информацию в учебнике, выявлять нужные сведения, различать среди них известные и новые; понимать и использовать информацию, представленную в алгоритмичной форме; находить в текстах требуемые языковые примеры; пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями; владеть общими способами решения разнообразных языковых и речевых задач. П: Осуществлять анализ, сравнение, группировку языкового материала; подводить факты языка под освоенные понятия, совместно с учителем проводить систематизацию, обобщение изученного. К: Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками. |
Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») | 20 | Части речи, различать формы слов, определять известные морфологические признаки, в том числе у глаголов время; осознавать различия в изменениях слов разных частей речи, а также глаголов в формах разных времён. Распределять имена существительные по склонениям. Осознавать роль окончаний в словах, понимать их значение, по окончаниям узнавать морфологические признаки слов. Самостоятельно читать, понимать и использовать информацию учебника. Разграничивать глаголы с ударными и безударными личными окончаниями; воспроизводить систему окончаний каждого спряжения, характеризовать отличия. По ударным окончаниям определять спряжение; разграничивать глаголы двух спряжений. Выполнять действия для определения склонения существительных и осознавать роль первого действия. Читать информацию в учебнике, понимать логику рассуждения, продолжать её. Ставить глаголы в начальную форму, выполнять необходимый для этого способ действия. Узнавать время глагола; выполнять все действия для определения спряжения и выбора окончания. Определять спряжение глагола и нужное личное окончание; решать другие орфографические задачи. Воспроизводить глаголы-исключения, относить их к соответствующему спряжению и правильно писать. Отличать эти глаголы от других, похожих. Различать времена глагола, родовые и личные окончания. Правильно ставить глагол в неопределённую форму. Выполнять способ действия для выбора букв в безударных личных окончаниях. Проверять написанное, исправлять допущенные ошибки. Списывать, выявляя орфограммы и объясняя выбор букв. Писать под диктовку. Осуществлять самоконтроль по ходу письма и после записи. Разграничивать части речи; давать морфологическую характеристику слов, в том числе полную характеристику глаголов. Находить в тексте слова по указанным признакам, подбирать примеры. Сравнивать, группировать слова по морфологическим признакам. Наблюдать за использованием слов разных частей речи в текстах, за использованием различных форм глагола как средством создания выразительности. Работать со словарём учебника. Решать различные орфографические задачи, проверять написанное, находить, исправлять и объяснять ошибки. Понимать тему текста, его построение, составлять план; воспроизводить текст, сохраняя особенности оригинала, обнаруживать и решать орфографические задачи, проверять и корректировать написанное. Воспринимать тексты зрительно и на слух, находить в них средства языка по указанным признакам, выполнять разнообразные грамматические операции. Решать орфографические задачи, обосновывать решения, проверять написанное. | Л: Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание себя как носителя этого языка; укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно писать; становление сознательного отношения к своей речи, в частности письменной, контроля за ней. Р: В ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы. Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач. Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению. Адекватно воспринимать оценку учителя ПР: Целенаправленно слушать учителя, одноклассников. Читать информацию в учебнике, черпать из неё нужные сведения, применять их для решения учебно-практических задач. Понимать сведения, инструкции, представленные в схематичной, табличной форме, переводить их в словесную и использовать в практической работе. Применять различные способы фиксации информации, материализации выполненных действий, в том числе в таблице (словесно, с помощью условных обозначений). Владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач, использовать их в процессе практической работы. Понимать возможность решения отдельных задач разными способами, применять их. Пользоваться словарями учебника. Находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, иллюстрации к обсуждаемым вопросам, заданные факты языка. П: Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, синтез (конструирование), классификацию, группировку языкового материала по заданным (а иногда и самостоятельно выявленным) признакам; понимать проводимые аналогии, учитывать их в своих рассуждениях, действовать по аналогии; высказывать предположения, проверять их по учебнику; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их; подводить факты языка под понятия. К: Участвовать в диалоге, в коллективной беседе, соблюдать правила речевого поведения, в том числе принимать во внимание ситуацию и характер общения, особенности партнёра (участников), решаемую задачу. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выслушивать и стараться понимать мнения других. Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в процессе парной (коллективной) работы, проявлять доброжелательное отношение, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Воспроизводить информацию, в том числе прочитанные тексты, стараться доносить до других приобретённые знания, услышанное, прочитанное. |
Новое о строении предложений | 12 | Различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены; выделять в предложении главные и второстепенные члены., определять разновидности главных. Устанавливать связь членов предложения, ставить от главного к зависимому смысловые вопросы. Осознавать недостаток сведений, черпать их из учебника и использовать. По освоенным признакам различать виды второстепенных членов. Распознавать предложения с однородными членами, понимать назначение таких членов. Соотносить предложения со схемами, выбирать предложения, соответствующие схемам. Конструировать и самостоятельно строить предложения с однородными членами, пользоваться бессоюзной связью, союзами, понимать смысловые различия союзов, правильно ставить запятые. Замечать недостатки в построении предложений с однородными членами (яркие случаи), стараться не допускать их в своей речи. Понимать особенности строения сложных предложений. Замечать сложные предложения в текстах. В ясных случаях отличать сложные предложения от простых ( в том числе с однородными членами). Пользоваться сложными предложениями в речи, пунктуационно оформлять их (простые случаи в пределах изученного). | Л: Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях. Понимание значимости ясной и правильной речи; осознание необходимости контроля за своей речью. Р: Понимать наличие проблемы, коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Планировать (совместно с учителем) способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности. ПР: Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении. Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями и черпать новые. Сопоставлять информацию с результатами наблюдений. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия. П: Проводить целенаправленные наблюдения, анализировать, сравнивать, выбирать из предложенных вариантов, обосновывать выбор, конструировать; ставить языковой опыт, оценивать, делать умозаключения, выводы; высказывать предположения, проверять их по учебнику; обобщать, систематизировать К: Участвовать в общей беседе, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Формулировать и высказывать свою точку зрения; выражать свои мысли, заботясь об их понимании собеседниками; слушать другие точки зрения, стараться понимать их. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, договариваться, проявлять доброжелательное отношение к партнёру, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль. |
Учимся рассуждать | 7 | Понимать тему, главную мысль текста, развитие мысли в тексте и последовательность частей. Восстанавливать последовательность предложений и последовательность частей текста. Замечать языковые средства, помогающие передавать главную мысль, связывать предложения и части текста. Строить предложения для решения определённой речевой задачи. Создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров. После коллективной подготовки подробно и выборочно письменно пересказывать текст, сохранять особенности оригинала. Понимать и проводить в тексте главную мысль, развивать её от предложения к предложению. Участвовать в устном общении на уроке, формулировать мысли. Обдумывать свою точку зрения, планировать содержание высказывания, выбирать языковые средства. Создавать письменный текст, решать возникающие орфографические задачи, осуществлять самоконтроль по ходу письма и после записи; вносить коррективы. | Л: Осознание языка как средства общения, а себя как носителя языка. Становление коммуникативного мотива освоения русского языка, представление о его богатых возможностях. Желание умело пользоваться русским языком, понимание необходимости ясной, правильной речи; появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Р: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать (под руководством учителя) свои действия по созданию высказывания, последовательно выполнять их. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности. Адекватно воспринимать оценку учителя ПР: Читать информацию учебника, выявлять новые сведения и использовать их для решения практических задач. Понимать читаемые тексты, приводимые в них суждения и аргументы. Владеть общими способами решения различных языковых и речевых задач; ориентироваться на возможность решения некоторых задач разными способами. П: Осуществлять анализ, синтез, сравнение; устанавливать причинно-следственные связи, строить несложные рассуждения, формулировать аргументы, выводы. – Участвовать в общей беседе; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, обосновывать его; выслушивать другие мнения, стараться понимать их. Проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, оказывать поддержку, проявлять взаимопомощь. Воспроизводить информацию, доносить её до других. Письменно выражать свои мысли с учётом темы, задач и ситуации общения |
Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове» | 23 | Осознавать роль слов в языке, его словарное богатство. Читать учебник, извлекать информацию, использовать её для решения познавательных задач, передавать информацию другим. Выявлять в текстах непонятные слова, обращаться для уточнения значения к словарю, пользоваться толковым словарём; участвовать в обсуждении различных вопросов. Определять строение слов, их морфологические признаки; конструировать слова, различать однокоренные слова и формы слов. Решать орфографические задачи. Понимать тему и главную мысль текста; озаглавливать текст и его части; отбирать содержание. Строить предложения для решения определённой речевой задачи, для развития мысли в тексте; связывать их между собой. Кратко передавать содержание. Письменно излагать мысли, проверять и улучшать написанное. Понимать, что в языке есть слова с одним значением и несколькими; выяснять значения слов по словарю. Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их использования; соблюдать нормы употребления слов. Распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы; подбирать к словам синонимы и антонимы, использовать их в речи. Понимать тему и главную мысль текста, выделять его части. Замечать в художественном тексте языковые средства, создающие выразительность. Подробно пересказывать текст, сохраняя особенности оригинала, грамотно оформлять запись; проверять написанное и редактировать. Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их использования. Определять разновидности орфограмм, применять изученные правила. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми написаниями. Использовать знание алфавита. Понимать значения слов и выражений по контексту, по синонимичным выражениям. Понимать главную мысль, замечать предложение, в котором она выражена. Пересказывать текст. Осознанно употреблять понятие «слово». Определять значение, строение слова, его морфологические признаки, роль в предложении, звуковой состав. Различать формы слов и однокоренные слова. Выявлять роль слова в тексте, замечать средства выразительности. Понимать общий смысл понятий «прямое» и «переносное» значение. Выполнять указанные действия со словами; понимать возможность различных направлений анализа слов | Л: Представление о богатых возможностях русского языка, осознание себя носителем этого языка. Представление о русском языке как языке своей страны. –Р: Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. ПР: Читать, находить нужные сведения, включать их в имеющийся запас. Пользоваться словарями учебника. П: Осуществлять анализ, синтез, сравнение, понимать аналогию и использовать её; подводить факты языка под понятия. .) Проводить анализ, сравнение, классификацию, синтез; делать умозаключения, выводы. – К: Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать во внимание другие мнения; проявлять доброжелательное отношение к собеседникам. Передавать другим приобретённую информацию. |
Размышляем, рассказываем, сочиняем | 14 | Понимать тему и главную мысль текста, осознавать ход развития мысли. Строить предложения для развития мысли в тексте. Замечать особенности построения текстов, различать повествования, описания рассуждения (яркие случаи). Строить предложения со значением оценки, выражать в них главную мысль. Выделять части текста, составлять план. Озаглавливать текст, передавать в заголовке тему или главную мысль. Находить в художественных текстах средства языка, создающие выразительность речи. Письменно пересказывать тексты повествовательного характера, стараясь сохранять особенности оригинала. Создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров, стараясь заботиться о правильности и точности речи. Проверять и совершенствовать написанное Самостоятельно читать тексты учебника и извлекать из них информацию. Воспроизводить тексты и создавать собственные небольшие речевые произведения разных жанров на основе различных источников, заботиться о правильности, точности и выразительности своей речи. Проверять написанное и стараться улучшить текст. | Л: Осознание языка как средства общения. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях; осознание себя носителем этого языка. Становление желания умело пользоваться русским языком в процессе общения Р: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои речевые действия и действовать по плану. Контролировать процесс и результат своей речевой деятельности, вносить необходимые коррективы. ПР: Целенаправленно слушать учителя, одноклассников, читать, адекватно воспринимать информацию, использовать её в практической деятельности. Владеть общими способами решения конкретных языковых и речевых задач, осознавать возможность решения отдельных задач разными способами. П: Проводить наблюдения, небольшие рассуждения; осуществлять анализ, синтез, сравнение; делать умозаключения, выводы, подводить факты речи под понятия. К: Участвовать в общей беседе, в коллективном поиске. Понимать зависимость характера речи от задачи и ситуации общения, учитывать их при выражении своих мыслей и чувств. Высказывать свою точку зрения, аргументировать её. Воспроизводить тексты, передавать нарисованные картины; создавать свои небольшие речевые произведения, доносить их до других, слушать собеседников, проявлять доброжелательное отношение. |
Перелистаем учебник | 3 | Л: Осознание языка как средства общения, укрепление коммуникативного мотива освоения русского языка, понимание значимости хорошего владения им. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п | Наименование темы/раздела | Количество часов | Количество контрольных работ | |||
Дик. | списыв. | Слов.дикт. | развит.речи | |||
1-я четверть | 45 | 3 | 1 | 1 | 2 | |
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем | 20 | 2 | 1 | 1 | |
2 | Знакомимся со словосочетаниями | 14 | 1 | |||
3 | Наречие («Представляем ещё одну часть речи») | 8 | 1 | 1 | ||
5 | Пишем объявления | 3 | ||||
2-я четверть | 32 | 2 | 1 | 3 | ||
6 | Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 32 | 2 | 1 | 3 | |
3-я четверть | 53 | 3 | 1 | 1 | 6 | |
7 | Части речи: что мы о них знаем? | 14 | 1 | |||
8 | Учимся писать личные окончания глаголов | 20 | 1 | 2 | ||
9 | Новое о строении предложений | 12 | 1 | 1 | ||
10 | Учимся рассуждать | 7 | 1 | |||
4-я четверть | 40 | 2 | 1 | 3 | ||
11 | И снова о главном работнике в языке – слове | 23 | 1 | 1 | 1 | |
12 | Размышляем, рассказываем, сочиняем | 10 | 1 | 2 | ||
13 | Перелистаем учебник | 3 | ||||
Итого за год | 166 | 10 | 2 | 4 | 14 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование темы/раздела | №п/п | Наименование темы урока | Дата план | Дата факт |
Знаем – повторим, не знаем – узнаем 20 ч. | 1 | Начинаем повторять… Систематизация основных орфографических правил. | 1/09 | |
2 | Повторение изученного о частях речи . | 2/09 | ||
3 | Знакомство с понятием «личный дневник». | 5/09 | ||
4 | Знакомство и обучение ведению «личного дневника». | 6/09 | ||
5 | Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения . | 7/09 | ||
6 | Входная контрольная работа по теме "Повторение изученного в 3-м классе". Диктант №1 | 8/09 | ||
7 | Звуки и буквы в слове: значение и строение слова. | 9/09 | ||
8 | Состав слова и его значение. | 12/09 | ||
9 | Разграничение слов по частям речи. | 13/09 | ||
10 | Повторение изученного о формах глагола. | 14/09 | ||
11 | Контрольный словарный диктант № 1. Правила написания слов с окошками. | 15/09 | ||
12 | Орфографические умения как правильные орфографические действия. | 16/09 | ||
13 | Как ты умеешь анализировать слова? | 19/09 | ||
14 | Готовимся к проверке своих умений. | 20/09 | ||
15 | Контрольный диктант №2 по итогам повторения . | 21/09 | ||
16 | Работа над ошибками. Повторение изученного ранее. | 22/09 | ||
17 | Учимся передавать рассказы других | 23/09 | ||
18 | Говорим о себе и передаём рассказы о других. | 26/09 | ||
19 | Изложение №1. Обучение пересказу от другого лица. | 27/09 | ||
20 | Написание воспоминаний «Летние встречи» | 28/09 | ||
Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями») (14 ч) | 1 | Знакомство с понятием «словосочетание» . | 29/09 | |
2 | Составление словосочетаний и включение их в предложение. | 30/09 | ||
3 | Как предметы, признаки и действия назвать точнее? | 3/10 | ||
4 | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами. | 4/10 | ||
5 | Наблюдаем за значением словосочетаний. | 5/10 | ||
6 | Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний. | 6/10 | ||
7 | Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. | 7/10 | ||
8 | Что приказывает имя существительное? | 10/10 | ||
9 | Закрепление изученного о словосочетании . | 11/10 | ||
10 | Обучение выбору падежной формы имени существительного. | 12/10 | ||
11 | Кому и в чём подчиняются имена существительные? | 13/10 | ||
12 | Контрольное списывание №1 по теме « Словосочетание». | 14/10 | ||
13 | Учимся правильной речи. | 17/10 | ||
14 | Закрепление изученного о словосочетании . | 18/10 | ||
Наречие («Представляем ещё одну часть речи»)8 ч | 1 | Знакомство с особенностями наречия как части речи. | 19/10 | |
2 | Правописание наречий. | 20/10 | ||
3 | Продолжение работы над употреблением и правописанием наречий. | 21/10 | ||
4 | Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи. | 24/10 | ||
5 | Изложение №2 с изменением лица рассказчика. | 25/10 | ||
6 | Повторение изученного и подготовка к контрольной работе. | 26/10 | ||
7 | Контрольный диктант №3 по теме " Проверяем себя". | 27/10 | ||
8 | Работа над ошибками. Употребление и написание наречий. | 28/10 | ||
Пишем объявления (3 ч) | Знакомство с особенностями построения объявлений. | 7/11 | ||
Создание текстов-объявлений. | 8/11 | |||
Создание текстов-объявлений. | 9/11 | |||
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (32 ч) | 1 | Повторение изученного об именах существительных. | 10/11 | |
2 | Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения. | 11/11 | ||
3 | Формирование умения определять склонение имени существительного. | 14/11 | ||
4 | Что ты знаешь об именах существительных? | 15/11 | ||
5 | Закрепление изученного по теме "Склонение имени существительного". | 16/11 | ||
6 | Дополнение памятки анализа имени существительного. | 17/11 | ||
7 | Изложение №3 текста-воспоминания. | 18/11 | ||
8 | Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. | 21/11 | ||
9 | Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе. | 22/11 | ||
10 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного. | 23/11 | ||
11 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного. | 24/11 | ||
12 | Контрольный диктант №4 по теме "Безударные окончания имени существительного и имени прилагательного". | 25/11 | ||
13 | Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме "Безударные окончания имени существительного и имени прилагательного". | 28/11 | ||
14 | Выбор букв в безударных окончаниях имен прилагательных. | 29/11 | ||
15 | Контрольное изложение №4. | 30/11 | ||
16 | Корректировка изложений. | 1/12 | ||
17 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного. | 2/12 | ||
18 | Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе. | 5/12 | ||
19 | Сочинение №1 по картине А. Пластова «Первый снег». | 6/12 | ||
20 | Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе. | 7/12 | ||
21 | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных. | 8/12 | ||
22 | Как не ошибиться в написании окончаний? | 9/12 | ||
23 | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных. | 12/12 | ||
24 | Закрепление изученных вопросов правописания. | 13/12 | ||
25 | Закрепление изученных вопросов правописания. | 14/12 | ||
26 | Итоговая контрольная работа за I полугодие. Контрольный диктант №5 | 15/12 | ||
27 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 16/12 | ||
28 | Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных. | 19/12 | ||
29 | Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных. Контрольный словарный диктант № 2. | 20/12 | ||
30 | Открываем ещё несколько секретов правильной речи. | 21/12 | ||
31 | Размышляем, фантазируем, рисуем. | 22/12 | ||
32 | Создание словесных этюдов. | 23/12 | ||
Части речи: что мы о них знаем? (14 ч) | 1 | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных. | 26/12 | |
2 | Знакомство с понятием «выборочное изложение». | 27/12 | ||
3 | Количественные числительные и их изменения по падежам. | 9/01 | ||
4 | Количественные числительные и их изменения по падежам. | 10/01 | ||
5 | Сложные числительные и особенности их изменения. | 11/01 | ||
6 | Особенности изменения сложных числительных. | 12/01 | ||
7 | Особенности местоимения как части речи. | 13/01 | ||
8 | Особенности местоимения как части речи. | 16/01 | ||
9 | Неопределённая форма глагола. | 17/01 | ||
10 | Образование неопределённой формы. | 18/01 | ||
11 | Времена глагола. | 19/01 | ||
12 | О чём рассказывают глагольные окончания? | 20/01 | ||
13 | Контрольный диктант №6 по теме: "Части речи". | 23/01 | ||
14 | Работа над ошибками. Повторение изученного материала. | 24/01 | ||
Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») (20 ч) | 1 | Введение понятия «спряжение». | 25/01 | |
2 | «Открытие» двух спряжений глагола. | 26/01 | ||
3 | Определение спряжения по ударным окончаниям. | 27/01 | ||
4 | Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям. | 30/01 | ||
5 | Сочинение №2. | 31/01 | ||
6 | Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием. | 1/02 | ||
7 | Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме. | 2/02 | ||
8 | Знакомство с 11 глаголами-исключениями. | 3/02 | ||
9 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | 6/02 | ||
10 | Зачем и как узнать спряжение? | 7/02 | ||
11 | Орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | 8/02 | ||
12 | Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов | 9/02 | ||
13 | Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении. | 10/02 | ||
14 | Изложение №5 обучение деловому повествованию. | 13/02 | ||
15 | Совершенствование комплекса формируемых умений. | 14/02 | ||
16 | Правильные действия- правильная буква. | 15/02 | ||
17 | Правописание личных окончаний глаголов. | 16/02 | ||
18 | Контрольный диктант № 7по теме " Правописание личных окончаний глаголов". | 17/02 | ||
19 | Работа над ошибками. Повторение изученного материала. | 20/02 | ||
20 | Применяем знания, совершенствуем умения. | 21/02 | ||
Новое о строении предложений (12 ч) | 1 | Общее знакомство с второстепенными членами предложения. | 22/02 | |
2 | Знакомство с понятием «однородные члены предложения». | 27/02 | ||
3 | Союзы и знаки препинания при однородных членах. | 28/02 | ||
4 | Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами. | 1/03 | ||
5 | Контрольное списывание № 2. по теме "Работа с де формированным текстом. Разбор простого предложения". | 2/03 | ||
6 | Использование в речи предложений с однородными членами. | 3/03 | ||
7 | Общее знакомство со сложными предложениями. | 6/03 | ||
8 | Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами. | 7/03 | ||
9 | Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» | 9/03 | ||
10 | Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений. | 10/03 | ||
11 | Контрольный диктант №8по теме "Строение предложений". | 13/03 | ||
12 | Работа над ошибками. Союзы и знаки препинания при однородных членах. | 14/03 | ||
Учимся рассуждать (7 ч) | 1 | Знакомство с построением рассуждения. | 15/03 | |
2 | Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления. | 16/03 | ||
3 | Обучение написанию объяснительной записки. | 17/03 | ||
4 | Обучение построению рассуждений (на материале русского языка). | 20/03 | ||
5 | Контрольное изложение №6: письменный пересказ текста-рассуждения. | 21/03 | ||
6 | Конструирование текста-рассуждения. | 22/03 | ||
7 | Создание текста-рассуждения. | 23/03 | ||
Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове») (23ч.) | 1 | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? | 24/03 | |
2 | Могут ли слова приходить в язык? | 3/04 | ||
3 | О словах, которые выходят из употребления | 4/04 | ||
4 | Объясняем происхождение некоторых слов. | 5/04 | ||
5 | Поговорим о значении слова. | 6/04 | ||
6 | Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста. | 7/04 | ||
7 | Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарём. | 10/04 | ||
8 | Что мы знаем о словах? | 11/04 | ||
9 | Синонимы и антонимы; выбор точного слова | 12/04 | ||
10 | Подробное изложение №7: обучение словесному рисованию. | 13/04 | ||
11 | Употребление слов синонимов и антонимов в речи. | 14/04 | ||
12 | Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне. | 17/04 | ||
13 | История слова и непроверяемые безударные гласные в корне. Контрольный словарный диктант № 3. | 18/04 | ||
14 | Слово с разных точек зрения. | 19/04 | ||
15 | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора. | 20/04 | ||
16 | Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне. | 21/04 | ||
17 | Совершенствование комплекса орфографических умений. | 24/04 | ||
18 | Проверяем свои умения. | 25/04 | ||
19 | Контрольный диктант №9 по теме " Повторение, систематизация и расширение знаний о слове". | 26/04 | ||
20 | Работа над ошибками. | 27/04 | ||
21 | Что надо уметь, чтобы писать грамотно? | 28/04 | ||
22 | Знаешь ли, как правильно? | 2/05 | ||
23 | Культура речи: повторение и обобщение. | 3/05 | ||
Размышляем, рассказываем, сочиняем (14 ч) | 1 | Наблюдения за способами связи предложений в тексте. | 4/05 | |
2 | Обучение связи предложений в тексте | 5/05 | ||
3 | Предложение в тексте. | 10/05 | ||
4 | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения | 11/05 | ||
5 | Подробное изложение №8: обучение построению рассказа. | 12/05 | ||
6 | Подготовка к контрольной работе. | 15/05 | ||
7 | Итоговая контрольная работа. Контрольный диктант №10 . | 16/05 | ||
8 | Работа над ошибками. Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем. | 17/05 | ||
9 | Введение термина «сочинение»; Сочинение-рассуждение №3. | 18/05 | ||
10 | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения | 19/05 | ||
Перелистаем учебник (3ч) | 1 | Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка . | 22/05 | |
2 | Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды… | 23/05 | ||
3 | Урок –игра, по страницам учебника. | 24/05 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ОЦЕНКИ
Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»
У выпускника будут сформированы:
– представление о русском языке как языке его страны;
– осознание языка как средства общения;
– элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
– понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;
– желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность для:
– появления чувства причастности к своей стране и её языку;
– понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
– формирования выраженного познавательного интереса к русскому языку, сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– воспроизводить информацию, доносить её до других;
– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные требования к результатам
Обучающиеся должны: иметь представление:
- о предлогах перед личными местоимениями;
- о наречиях: значение наречий, правописание наречий; знать:
- личные местоимения;
- склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода; - склонение имен прилагательных во множественном числе; - правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе; - понятие о неопределенной форме глаголов; - изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение); - глаголы I и II спряжения; - правописание безударных личных окончаний глаголов; - мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе; - изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам; - обозначение гласных и согласных в приставках; - правописание частицы не с глаголами; - правописание неопределенной формы глаголов (-ться, -тся); - виды предложений;уметь: - ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами; - устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения и словосочетания; - распознавать местоимения, определять их род и число; - правильно писать падежные окончания прилагательных; - подбирать к прилагательных слова, близкие и противоположные по значению; - определять время, число и спряжение глаголов; - спрягать глаголы, правильно писать личные окончания; - распознавать неопределенную форму глаголов; - писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе ; - писать не с глаголами отдельно; - писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3-ем лице глаголов; - писать диктанты различных видов; -объяснять орфограммы по пройденному материалу; - писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения; - писать сочинения повествовательного характера; - различать члены предложения
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Диктант
4 класс – 1 – 2 четверть – 58 – 77 слов. 3 – 4 четверть – 76 – 93 слова.
«5» - без ошибок. Работа написана аккуратно.
«4» - 1-2 ошибки. Работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
«3» - 3-5 ошибок. Работа выполнена небрежно.
«2» - более 5 ошибок. Работа выполнена небрежно.
Учёт ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на оценку, за исключением контрольного списывания. Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивание работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивание работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Грамматическое задание
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее ¾ заданий.
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий.
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий.
Контрольное списывание
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - 1 ошибка или 1 – 2 исправления.
«3» - 2 – 3 ошибки.
«2» - 4 и более ошибок.
Словарный диктант 4 класс – 12 – 15 слов.
«5» - без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
«3» - 2 ошибки и 1 исправление.
«2» - 3-5 ошибок.
Тест
«5» - верно выполнено более ¾ заданий.
«4» - верно выполнено ¾ заданий.
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий.
Словарные диктанты
1 триместр
Овёс, деликатный, путешествие, салют, около, привет, агроном, овца, беседа, гражданин, вежливый, волшебник, галерея.
2 триместр
Викторина, директор, очевидец, цитата, фиолетовый, честно, свобода, революция, равнина, орнамент, желать, деликатный, борозда, серебряный, обидеть, издалека.
3 триместр
Хозяйство, фантазия, недоросль, земледелие, торжественный, финиш, пароль, каталог, горизонт, доверие, живопись, сверкать, заповедник, бульдозер, слева.
Контрольные работы
По теме «Местоимение»
Скворец
У меня был очень хороший скворец, назвал я его Колей. Я за ним ухаживал, кормил, играл, учил петь.
Утром скворец садился на кровать и пел. Если я не вставал, он спрыгивал на подушку, щипал за ухо, дергал простыню.
Время обеда он знал хорошо. Скворец первый занимал место рядом с моим. Ел он со мной из одной тарелки.
Как только я приходил домой, скворец летел ко мне и трепал меня за ухо.
В конце зимы я перевёл его в клетку. В клетке он чувствовал себя хорошо, но в комнате ему было интересней.
2. Подчеркнуть местоимения. Обозначить лицо, число и падеж.
По теме «Наречие»
Рождение реки
В мелком кустарнике ярко сверкает маленькое окошко с чистой водой. Здесь бьёт ключ. Отсюда берёт начало крохотный ручеёк. Потом быстро он вытекает на широкий луг. Слева и справа спешат к шумному ручью потоки. Они наполняют его. И вот уже стал ручеёк речушкой. Течёт вода в ней медленно и спокойно. На зеркальной поверхности весело играют лучи летнего солнца.
В речной заводи заходит стайка мелкой рыбёшки. Закачались дружно на водной глади жёлтые кувшинки. Появились на широком просторе лёгкие лодочки с рыбаками.
Грамматическое задание.
- В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать падеж имён существительных.
- Разобрать по составу: справа, весело, легкие.
- К данным прилагательным записать противоположные по значению: мелкая (рыбка) -…, мелкая (река) -…
По теме «Имя прилагательное»
В бору
По берегам тихой речки Волгуши раскинулся сосновый бор. В окрестности нет красивее леса. Летнее солнце освещает высокие сосны с гладкими стволами. Деревья качают вершинами в голубой лазури. Ничто не нарушает тишины соснового бора. В нём всегда стоит запах сосновой хвои. Мягким ковром лежит мох. Около корней старой сосны лисья нора. На моховой подушке краснеют гроздья поздней ягоды брусники. Что за красавец с темной головкой на крепкой ножке? Это съедобный гриб боровик. За ним вылезли маслята, рыжики, волнушки.
Грамматическое задание.
- Первое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.
- Определить падеж имён прилагательных в данных словосочетаниях: в голубой лазури, мягким ковром, с тёмной головкой, соснового бора. Выделить окончание.
- Записать ответ на вопрос одним предложением: «Почему гриб боровик так называется?»
По теме «Правописание глаголов»
Медвежья берлога
От сильной бури повалилась старая сосна. Она лежала на лесной полянке. По обеим сторонам полянки толпились берёзки, ёлочки.
В ельнике захрустели сухие ветки. Крупный бурый медведь бродил возле ёлок, искал ягоды брусники и черники. Топтыгин подошёл к красавице-сосне, осмотрел её. Заглянул под крону, залез и сидит под ветвями. Потом вдруг стал сметать лапой иголочки, мох. Облюбовал косолапый местечко для зимовки. Устроит под сосной берлогу и заснёт в мягкой постели.
Грамматическое задание.
- Определить спряжение глаголов: сметать, заснет, устроит.
- Подчеркнуть глаголы прошедшего времени.
- Выписать из текста слова, которыми автор называет зверя.
ДИКТАНТ «Обобщение изученных орфограмм»
Русские леса
Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зелёные вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые берёзки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Ярок осенний наряд деревьев. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. На зелени хвои огнистыми парусами сверкают клёны, редеют осины. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши. Далёкий горизонт слегка окутан лиловой дымкой.
Грамматическое задание:
- Выписать сложное предложение, выделить основы.
- Указать части речи в предпоследнем предложении.
- Обозначить морфологические признаки глаголов.
ДИКТАНТ за I полугодие
Снежинки
Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.
Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.
Грамматические задания
Вариант 1
1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении.
Вариант 2
1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении.
по теме «Правописание окончаний имён прилагательных»
У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими.
Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.
Много забот будет у белок летом. Нужно выкормить бельчат. На зиму белкам нужно запасти орехов, грибов.
Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело играет у старой сосны стайка белок.
Грамматическое задание
- Третье предложение разбери по членам предложения и обозначь части речи.
- В последнем предложении надпиши время и число глагола.
- Разбери по составу смолистые, шубки.
- Найди два предложения с однородными членами и подчеркни в них однородные члены
ДИКТАНТ за II полугодие по теме «Правописание изученных орфограмм»
Летняя прогулка
Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю рощу. Стройными рядами стоят белые берёзки. Сквозь листву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идёшь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягодка. Рвёшь душистую землянику. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.
За рощей в глубоком овраге бьёт ключ. Сидишь на пенёчке у родника. Держишь в руках кружку и кусок чёрного хлеба. Приятно выпить в жару прохладной родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.
Грамматические задания
1. Над первым словом каждого предложения надпиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).
2. Третье предложение разобрать по членам предложения.
3. Выписать из текста три словосочетания существительного с прилагательным. Указать их падеж, выделить окончания.
Контрольное изложение
Пёс и черепаха
Однажды папа принёс домой черепаху нам в подарок. Черепаха лежала на полу, спрятав голову и лапы. Она была похожа на перевёрнутый тазик.
Подошёл пёс. Он понюхал черепаху, потрогал лапой панцирь и залаял. Лаял он так долго, что у черепахи, наверное, заболели уши. Она решила посмотреть, кто это вопит без передышки. Черепаха глянула своим глазом, пёс умолк. Мама поставила для черепахи молоко. Пёс тут же выпил его. Папа отогнал пса, а черепахе опять дали холодного молока. Но та заковыляла под кровать, а пёс снова выпил её молоко.
С тех пор он очень полюбил черепаху и лаял на тех, кто брал её на руки.
(по Ю. Хазанову)
Примерный план.
- Знакомьтесь, черепаха.
- Пёс и черепаха.
- В руки не брать!
Трудные слова: панцирь, тут же, заковыляла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...