Урок по русскому языку "Заглавная буква в именах собственных", 1 класс, программа СРО Л.В.Занков
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
Урок введения новых знаний, подходит для всех УМК, на уроке используются приемы ТРКМ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ю а т и г и я х я м е ж ц э ф ч ъ о л ы ь
Имена из прошлого П ервуша . В торак. Т ретьяк.
Имена из прошлого Моё имя П лакса. Меня зовут Б ессон .
«Меня звали, меня зовут, меня будут звать»
Правописание имён, отчеств, фамилий людей.
Цели: УЧИТЬСЯ …
С. 36, упр.45
Иван в Германии – Г анс в Италии – Д жованни во Франции – Ж ан в Польше – Я н в Англии – Д жон
Два Ивана – солдатских сына
Виктор Василий Алексей Ирина Юрий Игоревич Алексеевич Юрьевич Викторович Васильевич
Из чего состоят слова? Как узнать сколько в слове слогов? Итог:
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку, 1 класс с использованием технологии развития критического мышления, составила Фисенко К.Ю.
Тема:"Заглавная буква в именах собственных"
Цель: Введение новых знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
- Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
- Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Личностные- осознать важность написания заглавных букв в именах собственных
Метапредметные:
- Регулятивные (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД – умение сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
- Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 1 кл./А.В.Полякова. М: Просвещение,2012, УМК «СРО Л.В.Занков».
Ход урока:
1.Орг. момент Прием «круги по воде»
Желаю вам быть сегодня на уроке успешными.
- Я дарю вам слово успех. Разбейте слово успех по буквам. На каждую букву подберите слово, обозначающее то качество, которое необходимо ученику, чтобы доиться успеха в учёбе.
У – усердие
С – старание
П – прилежание
Е –ежедневный труд
Х – хорошее поведение
Повторим хором : «Один, два, три, четыре, пять, я хочу успешным стать.
Буду стараться, будет получаться»
2. Актуализация знаний
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»:
- Парная согласная букве г (к)
- Третья буква в алфавите (В)
- Сколько слогов в слове ребята (3)
- Какая гласная в русском языке всегда стоит под ударением? (ё)
- Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)
- Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
- Предыдущая в алфавите букве Я? (ю)
- Какие буквы в русском языке звуков не обозначают? (Ъ,ь)
- Как КАПЛЮ ПОМЕНЯТЬ в ЦАПЛЮ? (изменить первую букву)
Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово?(Фамилия)
- Что такое фамилия? ( особое имя)
- Каким образом человек получает фамилию? (переходит от родителей)
- Что обозначает фамилия? (фамилия обозначает, что человек принадлежит к какой либо конкретной семье )
- Как вы думаете, где мы можем найти определение значения слова «фамилия»?
( в словаре)
- ( СЛОВАРЬ: Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени) ЦОР
- Слово ФАМИЛИЯ значит СЕМЬЯ . А вы знаете, что фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили предки, например, Москвины, Рязановы. Некоторые говорят о профессии : Сапожников, Конюхов, Гончаров. Иногда фамилией становится имя матери: Марьин.
- Что ещё кроме фамилии есть у человека? (имя и отчество)
ИГРА «МЕНЯ ЗВАЛИ, МЕНЯ ЗОВУТ, МЕНЯ БУДУТ ЗВАТЬ»
Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Кристиночка, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Кристина. А вас?
Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа)?
Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена.
Рассказ учителя. У каждого человека на Земле есть свое имя. И дается оно с рождения. Раньше на Руси именам придавали особое значение и звучали они очень необычно. Сейчас такие имена вызывали бы смех, улыбку и удивление.
- Малышу могли дать имя Волк, чтобы он был сильным и смелым. Того, кто родился в субботу, называли Субботка. Первого ребенка в семье могли назвать Первуша, второго – Вторак, третьего – Третьяк. Крикливого, часто плачущего ребенка называли: Плакса, Бессон или Неупокой. И наоборот, всегда смеющегося и улыбающегося ребенка называли Смеяна. Имя могло отражать и черту характера ребенка. Умного ребенка называли Умник, вечно унылого – Прокислый, очень подвижного – Прыгунок, доброго и покладистого – Добрыня, тихого и спокойного – Тихоня. И даже от времени года зависело имя ребенка. Детей, родившихся зимой, называли Снежинка или Мороз, девочку, родившуюся весной называли Веснянка.
- Кто готов написать на доске имя и фамилию своего лучшего друга?
(2 человека записывают имена). Анализируем записанное.
- Так почему же Надя написала имя с большой буквы, а Тихомир с маленькой? Кто из них прав?
3. Определение темы и цели урока.
Ответить на вопрос нам поможет наш урок.
- Как вы думаете какой будет тема нашего урока? А зачем нужно это знать? (формулировка темы и цели урока)
Тема: Правописание имён, отчеств, фамилий людей.
Работа в парах по рядам. Прочитайте текст.
«КОРЗИНА ИДЕЙ» УПРАЖНЕНИЕ ЕСТЬ В УЧЕБНИКЕ С.36, УПР 45
Прочитайте предложения
Какие задания вы можете предложить, работая с этим текстом? (НАЗЫВАЮТ)
Некоторые идеи нам пригодятся.
1 ряд подчеркните в нём имена, 2 ряд – отчества, 3 ряд – фамилии. С какой целью мы будем работать с этим упражнением? (Чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)
Сегодня в классе дежурит Коля Никитин. Помогает Коле Никитину Таня Орлова. Раздают тетради Надя Петрова и Ваня Ильин. Учительница Нина Васильевна проверяет домашнее задание.
Проверка.
1 ряд . Назовите имена. (Коля, Таня, Надя, Ваня, Нина)
- С какой буквы написаны имена?
2 ряд. Прочитайте отчество. (Васильевна)
- Как написано отчество?
3 ряд. Прочитайте фамилии, имеющиеся в тексте. (Никитин, Орлова, Петрова, Ильин)
- Как написаны фамилии?
- Сформулируйте правило: как пишутся имена, отчества, фамилии? (Имена, отчества, фамилии пишутся с заглавной буквы).
- Обратимся к учебнику, проверим верны ли наши предположения, с. 36 прочитайте правило в рамочке.
Оно полностью совпадает с нашим выводом.
- Какие сведения о языке записаны на след. странице прочитайте. Что такое орфограмма? ( написание слов по определённым правилам)
ФИЗМИНУТКА
Встаньте, пожалуйста. Зарядку проведём следующим образом. Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, то вы приседаете. Услышав слово, которое пишется с большой буквы, вы поднимаете руки вверх. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена.
Юрий, космонавт, Андрей, кошка, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля, Сергеевич.
Сколько было названо женских имён и сколько – мужских? (3 женских имени и 2 мужских)
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- А теперь попробуйте сами написать своё имя и фамилию у себя в тетрадях. С какой целью вы будете выполнять это задание? (проверить свои знания)
Проверьте друг у друга, посигнальте мне фонариками, как справился ваш сосед. Подчеркните орфограмму.
Вы отлично справились с этим заданием, знаете ли вы какое самое распространенное мужское имя на земле? (Иван)
От имени Иван в разных странах произошли другие имена (слайд). И хотя имена звучат по-разному, их объединяет одно общее правило. Какое? (Ответы детей)
- В русских народных сказках героев часто называют именем Иван. Назовите такие сказки. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый волк», «Два Ивана»)
Предлагаю вам решить логическую задачу и узнать, кто может быстро мыслить: Меня зовут Иван. У моей сестры один брат. Как зовут брата моей сестры?
Или
Наш Иван любит гонять лодыря. Целый день Иванушка бьет баклуши. Ванечка палец о палец не ударит, чтобы помочь бабушке и маме. А если Ваня и работает, то спустя рукава.
- Сколько же братьев у девочки? (Один)
- Как его зовут? (Иван, Иванушка, Ванечка, Ваня)
- Вы назвали разные формы одного и того же имени.
- Назовите фразеологические обороты и замените их синонимами. (Бездельник, лодырь, лентяй)
ФИЗМИНУТКА
Проверим, кто из вас самый внимательный:
Встаньте те, чьё имя начинается с буквы В.
Встаньте те, чьё имя заканчивается на гласный звук.
Встаньте те, в чьем имени звуков больше, чем букв.
Встанут дети с одинаковыми именами.
- Как называются люди с одинаковыми именами? (тёзки)
- Как можно различить таких людей в одном коллективе? (по фамилии, по отчеству)
- Уточните, что такое отчество? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.)
Работа в парах.
Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика. |
Виктор Игоревич Василий Алексеевич Алексей Юрьевич Ирина Викторович Юрий Васильевич |
- Что записано в этих столбцах?
- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей. Ваши идеи, что нужно сделать? «КОРЗИНА ИДЕЙ»
- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).
Проверка.
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).
Предлагаю выполнить упражнения на выбор:
Первое самое легкое, это упражнение 47 (1) в учебнике на с.38. Нужно записать слова через запятую. Необходимо подумать, какие слова вы будете писать с заглавной буквы, а какие со строчной.
Второе посложнее. Спишите предложение. Вставьте вместо точек слова : сани, Саня.
У нашего … маленькие … .
роза, Роза
Маленькой … подарили … .
Третье самое сложное. Образовать фамилию, используя иллюстрацию, от названия животного и записать предложение.
Коля (муха) и Оля (кошка или белка) – друзья.
Подумайте и выберите упражнение по силам.
Поднимите руку, кто выбрал 1 упражнение? 2-е? 3-е? О чем вы должны помнить?
Проверка на слайде. САМООЦЕНКА
«ТЕСТ»
«КЛАСТЕР»
4. Итог урока
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на уроке я
- узнал, открыл для себя…
- научился, смог…
- хочу подарить комплимент …
- Какие знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни? В каких случаях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях. Москва: «Дрофа», 2008 год....
Презентация к уроку по теме "Большая буква в именах собственных"
Презентация к уроку по теме "Большая буква в именах собственных"...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
УМК: «Школа России»Уровень: базовыйТип урока: получение новых знанийФорма: урок-исследование...
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...
Конспект урока на тему: Заглавная буква в именах собственных.
Цели: познакомить учащихся со словами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (роза-Роза) Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственныес заглавной бук...
Технологическая карта урока обучение грамоте " Согласные буквы. Правописание имен собственных" ( 1 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: знакомство с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения определять имена собственные.Задачи урока:Дидактические:1. Учить правильному написанию имен со...