Конспект открытого урока по теме "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Маякова Елена Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: первый

УМК: «Школа России»

Учитель: Маякова Е.В.

Учебный предмет: русский язык

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

  1. Учебник: « Русский язык 1 класс». Автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011);
  2. презентация к уроку. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной;
  3. рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс». Автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011);
  4. Е.М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013).

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
  • метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование урока: учебник «Русский язык. 1 класс», автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); Электронное приложение к учебнику; презентация, выполненная учителем; рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс», автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); Е. М. Тихомирова. «Тесты по русскому языку. 1 класс». Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013); компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран.

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент: игра «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать»; пальчиковая гимнастика.
  2. Мотивация к учебной деятельности: запись имён друзей.
  3. Актуализация и пробное учебное действие: обоснование записи.
  4. Выявление места и причин затруднения: работа с учебником, вопрос на с. 122.
  5. Целеполагание и построение выхода из затруднения: работа с ЭОР; работа в малых группах с материалом упр. 1 с. 122; работа со словарным словом Москва; работа группы экспертов с материалами странички для любознательных; работа с рабочей тетрадью, упр. 76.
  6. Электронная физминутка для глаз.
  7. Реализация построенного проекта: работа в парах с упр. 2 с. 123.
  8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: работа с полными и сокращёнными именами.
  9. Физминутка.
  10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: упр. 75 в РТ; работа с ЭОР - самопроверка «Упражнение из рабочей тетради»; работа с тестовыми заданиями с самопроверкой по слайду.
  11. Включение в систему знаний и повторение: работа с учебником – заметка на с. 124 об уважительном отношении к собеседнику; работа с предложением – запись, подчёркивание и обоснование изученных орфограмм.
  12. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, оформление записей в тетради.

1) - Что первоклассники любят больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Светочка, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Света. А вас? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа). Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена. СЛАЙД 1: игра.

Личностные: учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.

2) - Но прежде чем начать письмо, давайте разогреем наши пальчики. Становимся в круг: пальчиковая гимнастика, упражнение «Заготавливаем капусту». СЛАЙД 2: пальчиковая гимнастика.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?

(3 человека записывают имена). Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное).

3. Актуализация и пробное учебное действие.

- Так почему же я написала с большой буквы, Серёжа с маленькой, а Света тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на вопрос нам поможет наш урок.

Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

4. Выявление места и причины затруднения.

- В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.)

- Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. (Стр. 122 учебника). Так вот в конце урока мы увидим, кто же правильно написал имя своего друга. СЛАЙД 3: дублирование вопроса учебника.

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Как вы думаете, какой будет его тема? А зачем нужно это знать? (Формулируют тему, цель). СЛАЙД 3: тема, цель, задачи.

- Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы? (Ответы детей).

- Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. (ЭОР к теме: «Заглавная буква в словах», сюжет «анимация»).

Вопросы после просмотра частей: СЛАЙД 5

  1. Какие буквы выделены? Что они обозначают?
  2. А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?
  3. Так как же пишутся фамилии, имена и отчества?
  4. Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?

- Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. работаем в малых группах по 3 человека: по две группы слов каждой группе. Каждая группа делает вывод по своим словам. Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов. СЛАЙД 6: группы слов на слайде.

- А теперь давайте обратим внимание на слово Москва, записанное на с. 123. Что это за слово? (Словарное)

ЭОР: Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва.

- Кто может сказать, как пишется это слово? Почему нужно запомнить его правописание? Запишем слово в тетрадь. Составим предложение.

-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так? СЛАЙД 7: вопрос о названии городов.

- Давайте попросим группу экспертов рассказать, почему именно так названы города Санкт-Петербург, Павловск, Пушкин. (Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных).

Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради упр. 76. Взаимопроверка, выявление причин затруднения.

- Слушаем экспертов: ребята сами выбирают, кто о каком городе рассказывает.

- Серёжа, как ты понял, почему именно так названы города?

Познавательные:

  • общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы;
  • логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.

Электронная физминутка для глаз.

6. Реализация построенного проекта.

- А теперь давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Света, а теперь называют Светлана. Это что – разные имена?

- О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123.

Работа в парах: упр. 2 (разбиваем столбики между парами учащихся).

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как будем выполнять задание? (Ответы, уточнения).

-А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена и написать своё полное и сокращённое имя.

Физминутка:

Очень трудно так стоять –
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняем упр. 75 из РТ

Проверка с помощью ЭОР: «упражнение из рабочей тетради». Самопроверка.

-Кто допустил ошибку. Как думаете, почему?

- А теперь давайте выполним тестовые задания с. 44 з. №2, с. 45 з. 6, 7.

Самопроверка (правильные ответы на доске). Выяснение, кем и почему допущены ошибки. Коррекция знаний. СЛАЙД 8: правильные ответы на тестовые задания.

9. Включение в систему знаний и повторение.

-Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?

- Давайте прочтём заметку, с. 124.

Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.

- И последнее задание на сегодня. Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы. СЛАЙД 9: самопроверка, анализ написанного, обоснование орфоргамм.

У Наташи Егоровой живёт чудесный кот Щёголь.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Вот и подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?

- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

Давайте продолжим фразу: СЛАЙД 10: фразы

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Лучше всего у меня получилось….

Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)….

Лучше всего у меня получилось….

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Список использованной литературы:

  1. В. П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  2. В. П. Канакина. Русский язык. 1 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Е. М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  4. О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  5. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок во 2 классе. Провела учитель начальных классов Севастьянова О. В. Предмет: Русский язык Тема: «Заглавная буква в именах собственных

Урок закрепления новых знаний. Дети закрепляют знания о правописании имен собственных. Урок построен в игровой форме с использованием заданий поискового, творческого  характера, способствующих ра...

Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.

Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...