Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Белякова Ольга Леонидовна

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.

                 Москва: «Дрофа», 2008 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.yaz_.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Волхова Ленинградской области».

Белякова Ольга Леонидовна

Волховский район

МОУ «Средняя  общеобразовательная школа №8

г. Волхова»

Педагогический стаж: 10 лет.

Образование: среднее специальное.

Вторая квалификационная категория.

Конспект урока.

УМК: самостоятельно составленный комплект.

Предмет: русский язык.

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.

                 Москва: «Дрофа», 2008 год.

Тема: «Большая буква в именах собственных».

Класс: 2 «В»

Дата проведения: 24 октября 2008 года.

Цели:

  1. Совершенствовать умения записывать имена собственные.
  2. Познакомить с понятиями нарицательное и собственное имя существительное.
  3. Развивать орфографическую зоркость.
  4. Совершенствовать общеучебные умения: умения анализировать свою работу и работу товарища, учить оценивать результат работы.
  5. Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
  6. Способствовать развитию санитарно-гигиенических норм.

Оборудование:

  1. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
  2. Карточки с таблицей на каждого ученика.
  3. Демонстрационный материал для учителя.
  4. Сигнальные карточки, веер цифр.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 

Учитель.

- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Проверьте посадку, положение тетради. Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, слова «классная работа».

- Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске.

  1. Актуализация знаний.

Учитель.

- Сейчас я  буду читать  загадки, а вы на них отвечать. Если ответите правильно, то на доске появится карточка. Готовьтесь доказывать свой вариант ответа.

Той девочки нет прекрасней,

Той девочки нет умней,

      И Пьеро её воздыхатель,

Целый день он поёт о ней.

 Варианты ответов детей.

 - Я думаю, что в этой загадке говорится о Мальвине. Она самая прекрасная и умная      

  девочка на свете. Пьеро посвящал ей свои стихи.

  (На доске появляется карточка со словом Мальвина).

Учитель.

 - Слушайте следующую загадку.

В Простоквашино живёт.

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская.

  Варианты ответов детей

  - Я считаю, что  речь идёт о собаке Шарик, потому что он жил в    

      Простоквашино.

 - В этой загадке говорится о коте Матроскине. Он занимался хозяйство и фамилия

    у него была морская.

   (На доске появляется карточка со словом Матроскин).

Учитель.

- Продолжите фразу: Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич, Михайло …

Варианты ответов детей.

 - Потапыч.

 (На доске появляется карточка со словом Потапыч.)

  Учитель.

 - Как звали корову кота Матроскина?

 Варианты ответов детей.

  -Корову звали Мурка.

  (На доске появляется карточка со словом Мурка.)

  Учитель.

- Название деревни, в которой жил дядя Фёдор.

Варианты ответов детей.

- Деревня называется Простоквашино.

 Учитель.

 - Как называется город, в котором мы живём?

 Варианты ответов детей.

- Город, в котором мы живем, называется Волхов.

(На доске появляется карточка со словом Волхов.)

Учитель.

- На какой реке стоит город Санкт-Петербург?

Варианты ответов детей.

-Река называется Нева.

(На доске появляется карточка со словом Нева.)

Учитель.

- Молодцы! Ответили на все вопросы правильно. На партах лежат листочки, возьмите их.

- Рассмотрите и предположите, какое задание мы будем выполнять?

Мальвина

Матроскин

Потапыч

Мурка

Простоквашино

Волхов

Нева

Варианты ответов детей.

- Я думаю, что нужно будет  заполнить таблицу.

-- Я думаю,  нужно будет записать, что обозначает эти слова?

- Может нужно записать название мультфильмов и сказок?

- В первом столбике записаны все слова с заглавной буквы. Я думаю, что во второй столбик нужно будет записать слова с маленькой буквы.

Учитель.

- Напротив каждого слова вам нужно записать, что оно обозначает и обозначит все известные орфограммы.

-  Если возникнут затруднения, поднимите карточку с вопросом.

(Дети работают на карточках, один ученик у доски. Учитель оказывает индивидуальную помощь).

- Проверим работу. (Работу проверяют самостоятельно, сравнивая работу с записью на доске).

- Покажите сигнальную карточку те, кто не допустил ошибок. Нарисуйте звёздочку.

- Кто допустил орфографические ошибки? Исправьте, пожалуйста, зелёной пастой.

(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель.

- Подумайте, а как можно назвать полученную таблицу?

Варианты ответов детей.

- Правила написания заглавной и строчной буквы.

- Я бы назвала эту таблицу «Маленькая и большая буква в именах существительных».

Учитель.

- У нас несколько версий. А  кто из ребят был прав,  узнаем, прочитав запись на доске.

Имена существительные собственные и нарицательные.

- Так на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

Варианты ответов детей.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями.

- Мы узнаем, что существительное бывает собственное и нарицательное.

- Узнаем, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные.

     4. Открытие нового знания.

 

Учитель.

- Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.

Варианты ответов детей.

- Собственное – это значит, находится  в собственности.

- А я думаю, что это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.

Учитель.

- У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие?

Варианты ответов детей.

- Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.

Учитель.

- А для  чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?

Варианты ответов детей.

- Я думаю, чтобы люди друг друга не путали.

- Мне кажется, чтобы было различие между людьми.

Учитель.

- Какие ещё собственные имена существительные вы знаете?

Варианты ответов детей.

- Клички животных – это собственные имена существительные.

- Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.

Учитель.

 - А как можно короче сказать, что это за названия? Где можно встретить названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.

Варианты ответов детей.

- Эти названия географические и их можно встретить на картах.

Учитель.

- Так как же пишутся собственные имена существительные?

Варианты ответов детей.

- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Учитель.

- Давайте, сравним ваше высказывание с правилом в учебнике. Открываем страницу 13.

- Прочитайте правило.

- Приведите свои примеры собственных имён существительных.

(Варианты ответов детей).

Учитель.

- Предположите, а какие имена существительные называются нарицательными?

(Варианты ответов детей).

Учитель.

- Названия множества предметов – нарицательные имена существительные. Как пишутся эти имена существительные?

Варианты ответов детей.

- Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

- Я не согласна. Нарицательные имена существительные в начале предложения напишем  с заглавной  буквы

  1. Применение новых знаний.

(На доске записаны слова:

Москва. Шар. Гагарин. Ольга Петровна. Ракета. Дик. Собаки. Яна).

Учитель.

- Прочитайте слова, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будем выполнять.

Варианты ответов детей.

- Нужно будет списать слова и обозначить орфограммы.

- Наверное, нужно будет разделить слова на группы.

-Я думаю, что нужно выписать сначала  собственные имена существительные, а потом нарицательные.

Учитель.

- Что объединяет эти слова?

Варианты ответов детей.

- Все слова написаны с большой буквы.

- Все слова относятся к части речи – имя существительное.

Учитель.

- На какие бы группы вы разделили слова?

Варианты ответов детей.

- Имена существительные собственные и нарицательные.

- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

- Слова, которые называют один предмет.  Слова, которые называют несколько предметов.

- Слова, которые можно переносить. Слова, которые нельзя переносить.

Учитель.

- Молодцы! Вы назвали много группировок. Мы с вами будем записывать слова в два столбика:

          Собственные         Нарицательные

имена существительные.                                          имена существительные.

- Проверьте посадку, наклон тетради. Соблюдая правила каллиграфии, выполните задание.

- Проверяем. Используем веер цифр. Я читаю слово, вы показываете, в какой столбик записали.

 ( Во время проверки на доске при помощи карточек появляется запись).

          Собственные         Нарицательные

имена существительные.                                          имена существительные.

Москва.                    Шар.

Гагарин.                   Реки.

Ольга Петровна.                       Ракета.

Дик.                       Собаки

 Яна.

- Покажите сигнал те, кто всё сделал правильно. Нарисуйте звёздочку.

- Кто допустил ошибки?

(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

- Переходим к работе с учебником. Упражнение 240. Читаем задание.

- Подчеркните эти слова по линейке в учебнике карандашом.

- Сравните друг с другом. Проверяем.

- Кто нашёл все слова, покажите сигнал.

Варианты ответов детей.

- Я нашла одинаковые слова по звучанию: с поля и Поля. Девочка Поля – имя. Поле- место, где растёт трава.

- Серёжка – имя мальчика и серёжка это украшение.

         Физкультинутка.

(Выполняется при открытом окне)

Учитель.

- Я читаю стихотворение, а вы его инсценируете. Я посмотрю, кто лучший актёр.

 Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка!

Учитель.

- Молодцы!

- А как будут звать детей, когда они вырастут? Назовите их полные имена.

Варианты ответов детей.

- Мальчика будут звать Сергей, а девочку – Полина.

- Ещё девочку могут звать Апполинария.

Учитель.

- Выполним упражнение 239.

Варианты ответов детей.

- Роза – это название цветка. Нарицательное имя существительное, поэтому напишем с маленькой буквы. Имя девочки – Роза, напишем с заглавной буквы. Это собственное  имя существительное.

(Аналогично дети дают объяснение другим парам слов).

Учитель.

- Предположите, какое задание можно выполнить, используя эти слова?

Варианты ответов детей.

- Я предполагаю, что нужно выписать собственные имена существительные.

- Можно выписать нарицательные имена существительные.

- Наверное, составить предложения с этими словами.

- Я бы составил текст, используя данные слова.

Учитель.

- Один из вас догадался, что мы будем составлять предложения, используя данные слова.

Варианты ответов детей.

- Девочка Роза поставила в вазу розу.

- Воздушный шарик поймал пёс Шарик и т. д.

( Записать в тетрадь, наиболее удачный вариант).

Учитель.

- Записываем предложение под диктовку.

- Обозначить все знакомые орфограммы.

(Один ученик работает за закрытой доской).

- Проверяем.

- Кто не допустил ошибок? Нарисуйте звёздочку.

- Кто ошибся?

(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

  1. Итог урока.

Учитель:

- Что нового узнали на уроке?

( Варианты ответов детей).

Учитель:

-Как полученные знания могут пригодиться в жизни?

Варианты ответов детей.

- Мы должны уметь правильно уметь записывать свои имя, отчество, фамилию.

- Полученные знания на уроке, помогут при оформлении документов.

- На уроке окружающего мира мы часто записываем географические названия и т.д.

6. Оценивание. Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание: упр.241.

- Подойдите со своими работами те ребята, которые нарисовали сегодня три звёздочки.

         

       

       

Самоанализ урока.

Краткая характеристика класса.

Исходный уровень учащихся на начало 2007-2008 уч. г.

       Из 20 учащихся, поступивших в первый класс –  12 человек посещали детский сад , 8 человек не посещали детский сад.

Общий уровень развития.

Высокий

1 человек

( 5 %)

Выше среднего

2 человека

( 10 %)

Средний

10 человек

( 50 %)

Ниже среднего

5 человек

( 25 %)

Низкий

2 человека

( 10 %)

 

        В данный момент в классе  обучается 19 человек. 8 мальчиков и 11 девочек.

Высокий

1 человек

( 5 %)

Средний

17 человек

(90%)

Ниже среднего

1 человек

(5%)

         В классе 19 учащихся. Присутствовало 19 учащихся.

Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».

       С темой  «Заглавная буква в именах собственных» учащиеся познакомились в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок.

      Дети уже достаточно хорошо выполняют задания по данной  теме и практически не допускают ошибок. Поэтому на уроке я решила идти на опережение и познакомить детей с понятиями собственные и нарицательные имена существительные.

     Основной целью являлось совершенствовать умения записывать имена собственные. Весь материал  был отобран исходя из поставленной цели. На протяжении всего урока дети должны были в различных заданиях, указать, подобрать имена собственные, объяснить выбор заглавной буквы. На каждом этапе проводилась работа на усвоение нового материала.

  Актуализация знаний.

На данном этапе урока дети увидели закономерность в таблице. В первом

столбике помещены слова, которые написаны с заглавной буквы.

Создание проблемной ситуации и открытие новых знаний.

Новые знания учащиеся получали не от учителя, а добывали информацию

самостоятельно, основываясь на ранее полученные знания. Проверили правильность своих суждений, опираясь на материал представленный в учебнике.

Применение новых знаний.

Выполняя задание на группировку, путём создания ситуации противоречия,

учащиеся предлагали самые разные версии. Дети увидели 4 группировки слов.

Результативность:

     Без ошибок выполнили группировку – 17 уч. (89%)

     Допустили 1-2 ошибки – 2 уч. (11%)

Уровень самоконтроля:

 Высокий уровень – 1уч. (5%)

           ( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)

 Средний уровень – 1 уч. (5%)

 (исправил ошибку во время проверки)

Задания представленные в учебнике помогали детям составлять

связный устный ответ. Учащиеся сделали для себя вывод, что слова одинаковые по звучанию, могут различаться написанием и значением. Все дети нашли и обозначили их в стихотворении (100%).

          Проведение физминутки, тоже было связано с новой темой. Считаю, что проведение такой игры, способствует ещё лучшему запоминанию материала.

           Завершающее задание: составить предложения со словами одинаковыми по звучанию, но различными по написанию и значению. Было составлено много различных предложений, а самые удачные записаны.

Результативность:

Без ошибок записали слова с новой орфограммой в предложении –

 17 уч.(89%)

Допустили 1-2 ошибки на новую орфограмму– 2уч. (11%)

Уровень самоконтроля:

 Высокий уровень – 1уч. (5%)

           ( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)

 Средний уровень – 1 уч. (5%)

 (исправил ошибку во время проверки)

Ещё одна задача, которую я ставила перед собой, развитие

орфографической зоркости. Использовались слова, как с изученными орфограммами, так и с не изученными. В течение занятия были обозначены все орфограммы и названы все способы проверки. Дети на слух могут определить слабую позицию в слове.

  1. Запись слов в таблице.

Без ошибок записали слова – 16 уч. (84%)

Допустили 1-2 ошибки орфографические ошибки – 3 уч.(16%)

Уровень самоконтроля:

 Высокий уровень – 1уч. (5%)

           ( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)

 Средний уровень – 2 уч. (10%)

 (исправил ошибку во время проверки)

  1. Группировка.

Без ошибок списали слова – 18 уч. (94%)

Допустили 1-2 ошибки орфографические ошибки – 1 уч.(5%)

Уровень самоконтроля:

Средний уровень – 1 уч. (5%)

 (исправил ошибку во время проверки)

  1. Запись предложения.

             Без ошибок записали предложение – 15 уч. (79%)

Допустили 1-2 ошибки – 4 уч. (21%)

Уровень самоконтроля:

 Высокий уровень – 1уч. (5%)

           ( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)

 Средний уровень – 2 уч. (10%)

 (исправил ошибку во время проверки)

Низкий уровень – 1 уч. (5%)

( не исправил ошибки)

     В течение урока совершенствовались навыки каллиграфического письма. Работа велась индивидуально и фронтально.

Анализ тетрадей:

Тетрадей с хорошей каллиграфией – 10 (53%)

Тетрадей с удовлетворительной каллиграфией – 9 (47%)

       Особое место на уроке отводилось развитию санитарно-гигиенических норм. До урока кабинет был проветрен. В течение всего урока следила за  посадкой детей при письме,  положением тетради на парте. Учащиеся выполнили физминутку.

           В течение всего урока совершенствовались общеучебные навыки учащихся при выполнении практических работ, работе с учебником, работе в паре. Учились наблюдать, обобщать, делать выводы.

            На уроке все дети были активны.            

            В течение урока были опрошены все дети. Звучала монологическая речь учащихся.

           В конце урока дети сделали очень важный вывод для себя, что

полученные знания им пригодятся в жизни.

          Атмосфера в классе была спокойная, доброжелательная.

          Считаю, что урок получился результативным. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.

     

   

     

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс

Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...

Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...

Урок по русскому языку по теме "Большая буква в именах собственных" 1 класс

ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных именсуществительных. "      ЗАДАЧИ:-формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать и...

Разработка открытого урока русского языка в 1 классе на тему: "Большая буква в именах собственных"

Урок русского языка был проведён на кожуунном этапе конкурса "Учитель года-2017" по теме:"Большая буква в именах собственных" в 1 "а" классе...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

Методическая разработка урока русского языка по теме         «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...

План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Большая буква в именах собственных"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе составлена по ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса с ОВЗ по теме Большая буква в именах собственных

Задачи урока:Формировать умение писать клички животных  с большой буквы, выделять их, подбирать клички животных по признакам; Развивать зрительное  восприятие, внимание, память. Пр...