Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.
Москва: «Дрофа», 2008 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.yaz_.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Волхова Ленинградской области».
Белякова Ольга Леонидовна
Волховский район
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8
г. Волхова»
Педагогический стаж: 10 лет.
Образование: среднее специальное.
Вторая квалификационная категория.
Конспект урока.
УМК: самостоятельно составленный комплект.
Предмет: русский язык.
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.
Москва: «Дрофа», 2008 год.
Тема: «Большая буква в именах собственных».
Класс: 2 «В»
Дата проведения: 24 октября 2008 года.
Цели:
- Совершенствовать умения записывать имена собственные.
- Познакомить с понятиями нарицательное и собственное имя существительное.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Совершенствовать общеучебные умения: умения анализировать свою работу и работу товарища, учить оценивать результат работы.
- Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
- Способствовать развитию санитарно-гигиенических норм.
Оборудование:
- Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
- Карточки с таблицей на каждого ученика.
- Демонстрационный материал для учителя.
- Сигнальные карточки, веер цифр.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель.
- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Проверьте посадку, положение тетради. Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, слова «классная работа».
- Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске.
- Актуализация знаний.
Учитель.
- Сейчас я буду читать загадки, а вы на них отвечать. Если ответите правильно, то на доске появится карточка. Готовьтесь доказывать свой вариант ответа.
Той девочки нет прекрасней,
Той девочки нет умней,
И Пьеро её воздыхатель,
Целый день он поёт о ней.
Варианты ответов детей.
- Я думаю, что в этой загадке говорится о Мальвине. Она самая прекрасная и умная
девочка на свете. Пьеро посвящал ей свои стихи.
(На доске появляется карточка со словом Мальвина).
Учитель.
- Слушайте следующую загадку.
В Простоквашино живёт.
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точно я не знаю,
Но фамилия морская.
Варианты ответов детей
- Я считаю, что речь идёт о собаке Шарик, потому что он жил в
Простоквашино.
- В этой загадке говорится о коте Матроскине. Он занимался хозяйство и фамилия
у него была морская.
(На доске появляется карточка со словом Матроскин).
Учитель.
- Продолжите фразу: Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич, Михайло …
Варианты ответов детей.
- Потапыч.
(На доске появляется карточка со словом Потапыч.)
Учитель.
- Как звали корову кота Матроскина?
Варианты ответов детей.
-Корову звали Мурка.
(На доске появляется карточка со словом Мурка.)
Учитель.
- Название деревни, в которой жил дядя Фёдор.
Варианты ответов детей.
- Деревня называется Простоквашино.
Учитель.
- Как называется город, в котором мы живём?
Варианты ответов детей.
- Город, в котором мы живем, называется Волхов.
(На доске появляется карточка со словом Волхов.)
Учитель.
- На какой реке стоит город Санкт-Петербург?
Варианты ответов детей.
-Река называется Нева.
(На доске появляется карточка со словом Нева.)
Учитель.
- Молодцы! Ответили на все вопросы правильно. На партах лежат листочки, возьмите их.
- Рассмотрите и предположите, какое задание мы будем выполнять?
Мальвина | |
Матроскин | |
Потапыч | |
Мурка | |
Простоквашино | |
Волхов | |
Нева |
Варианты ответов детей.
- Я думаю, что нужно будет заполнить таблицу.
-- Я думаю, нужно будет записать, что обозначает эти слова?
- Может нужно записать название мультфильмов и сказок?
- В первом столбике записаны все слова с заглавной буквы. Я думаю, что во второй столбик нужно будет записать слова с маленькой буквы.
Учитель.
- Напротив каждого слова вам нужно записать, что оно обозначает и обозначит все известные орфограммы.
- Если возникнут затруднения, поднимите карточку с вопросом.
(Дети работают на карточках, один ученик у доски. Учитель оказывает индивидуальную помощь).
- Проверим работу. (Работу проверяют самостоятельно, сравнивая работу с записью на доске).
- Покажите сигнальную карточку те, кто не допустил ошибок. Нарисуйте звёздочку.
- Кто допустил орфографические ошибки? Исправьте, пожалуйста, зелёной пастой.
(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).
- Создание проблемной ситуации.
Учитель.
- Подумайте, а как можно назвать полученную таблицу?
Варианты ответов детей.
- Правила написания заглавной и строчной буквы.
- Я бы назвала эту таблицу «Маленькая и большая буква в именах существительных».
Учитель.
- У нас несколько версий. А кто из ребят был прав, узнаем, прочитав запись на доске.
Имена существительные собственные и нарицательные.
- Так на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?
Варианты ответов детей.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями.
- Мы узнаем, что существительное бывает собственное и нарицательное.
- Узнаем, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные.
4. Открытие нового знания.
Учитель.
- Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.
Варианты ответов детей.
- Собственное – это значит, находится в собственности.
- А я думаю, что это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.
Учитель.
- У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие?
Варианты ответов детей.
- Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.
Учитель.
- А для чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?
Варианты ответов детей.
- Я думаю, чтобы люди друг друга не путали.
- Мне кажется, чтобы было различие между людьми.
Учитель.
- Какие ещё собственные имена существительные вы знаете?
Варианты ответов детей.
- Клички животных – это собственные имена существительные.
- Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.
Учитель.
- А как можно короче сказать, что это за названия? Где можно встретить названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.
Варианты ответов детей.
- Эти названия географические и их можно встретить на картах.
Учитель.
- Так как же пишутся собственные имена существительные?
Варианты ответов детей.
- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Учитель.
- Давайте, сравним ваше высказывание с правилом в учебнике. Открываем страницу 13.
- Прочитайте правило.
- Приведите свои примеры собственных имён существительных.
(Варианты ответов детей).
Учитель.
- Предположите, а какие имена существительные называются нарицательными?
(Варианты ответов детей).
Учитель.
- Названия множества предметов – нарицательные имена существительные. Как пишутся эти имена существительные?
Варианты ответов детей.
- Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
- Я не согласна. Нарицательные имена существительные в начале предложения напишем с заглавной буквы
- Применение новых знаний.
(На доске записаны слова:
Москва. Шар. Гагарин. Ольга Петровна. Ракета. Дик. Собаки. Яна).
Учитель.
- Прочитайте слова, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будем выполнять.
Варианты ответов детей.
- Нужно будет списать слова и обозначить орфограммы.
- Наверное, нужно будет разделить слова на группы.
-Я думаю, что нужно выписать сначала собственные имена существительные, а потом нарицательные.
Учитель.
- Что объединяет эти слова?
Варианты ответов детей.
- Все слова написаны с большой буквы.
- Все слова относятся к части речи – имя существительное.
Учитель.
- На какие бы группы вы разделили слова?
Варианты ответов детей.
- Имена существительные собственные и нарицательные.
- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
- Слова, которые называют один предмет. Слова, которые называют несколько предметов.
- Слова, которые можно переносить. Слова, которые нельзя переносить.
Учитель.
- Молодцы! Вы назвали много группировок. Мы с вами будем записывать слова в два столбика:
Собственные Нарицательные
имена существительные. имена существительные.
- Проверьте посадку, наклон тетради. Соблюдая правила каллиграфии, выполните задание.
- Проверяем. Используем веер цифр. Я читаю слово, вы показываете, в какой столбик записали.
( Во время проверки на доске при помощи карточек появляется запись).
Собственные Нарицательные
имена существительные. имена существительные.
Москва. Шар.
Гагарин. Реки.
Ольга Петровна. Ракета.
Дик. Собаки
Яна.
- Покажите сигнал те, кто всё сделал правильно. Нарисуйте звёздочку.
- Кто допустил ошибки?
(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).
- Переходим к работе с учебником. Упражнение 240. Читаем задание.
- Подчеркните эти слова по линейке в учебнике карандашом.
- Сравните друг с другом. Проверяем.
- Кто нашёл все слова, покажите сигнал.
Варианты ответов детей.
- Я нашла одинаковые слова по звучанию: с поля и Поля. Девочка Поля – имя. Поле- место, где растёт трава.
- Серёжка – имя мальчика и серёжка это украшение.
Физкультинутка.
(Выполняется при открытом окне)
Учитель.
- Я читаю стихотворение, а вы его инсценируете. Я посмотрю, кто лучший актёр.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя серёжка!
Учитель.
- Молодцы!
- А как будут звать детей, когда они вырастут? Назовите их полные имена.
Варианты ответов детей.
- Мальчика будут звать Сергей, а девочку – Полина.
- Ещё девочку могут звать Апполинария.
Учитель.
- Выполним упражнение 239.
Варианты ответов детей.
- Роза – это название цветка. Нарицательное имя существительное, поэтому напишем с маленькой буквы. Имя девочки – Роза, напишем с заглавной буквы. Это собственное имя существительное.
(Аналогично дети дают объяснение другим парам слов).
Учитель.
- Предположите, какое задание можно выполнить, используя эти слова?
Варианты ответов детей.
- Я предполагаю, что нужно выписать собственные имена существительные.
- Можно выписать нарицательные имена существительные.
- Наверное, составить предложения с этими словами.
- Я бы составил текст, используя данные слова.
Учитель.
- Один из вас догадался, что мы будем составлять предложения, используя данные слова.
Варианты ответов детей.
- Девочка Роза поставила в вазу розу.
- Воздушный шарик поймал пёс Шарик и т. д.
( Записать в тетрадь, наиболее удачный вариант).
Учитель.
- Записываем предложение под диктовку.
- Обозначить все знакомые орфограммы.
(Один ученик работает за закрытой доской).
- Проверяем.
- Кто не допустил ошибок? Нарисуйте звёздочку.
- Кто ошибся?
(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).
- Итог урока.
Учитель:
- Что нового узнали на уроке?
( Варианты ответов детей).
Учитель:
-Как полученные знания могут пригодиться в жизни?
Варианты ответов детей.
- Мы должны уметь правильно уметь записывать свои имя, отчество, фамилию.
- Полученные знания на уроке, помогут при оформлении документов.
- На уроке окружающего мира мы часто записываем географические названия и т.д.
6. Оценивание. Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание: упр.241.
- Подойдите со своими работами те ребята, которые нарисовали сегодня три звёздочки.
Самоанализ урока.
Краткая характеристика класса.
Исходный уровень учащихся на начало 2007-2008 уч. г.
Из 20 учащихся, поступивших в первый класс – 12 человек посещали детский сад , 8 человек не посещали детский сад.
Общий уровень развития.
Высокий | 1 человек | ( 5 %) |
Выше среднего | 2 человека | ( 10 %) |
Средний | 10 человек | ( 50 %) |
Ниже среднего | 5 человек | ( 25 %) |
Низкий | 2 человека | ( 10 %) |
В данный момент в классе обучается 19 человек. 8 мальчиков и 11 девочек.
Высокий | 1 человек | ( 5 %) |
Средний | 17 человек | (90%) |
Ниже среднего | 1 человек | (5%) |
В классе 19 учащихся. Присутствовало 19 учащихся.
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».
С темой «Заглавная буква в именах собственных» учащиеся познакомились в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок.
Дети уже достаточно хорошо выполняют задания по данной теме и практически не допускают ошибок. Поэтому на уроке я решила идти на опережение и познакомить детей с понятиями собственные и нарицательные имена существительные.
Основной целью являлось совершенствовать умения записывать имена собственные. Весь материал был отобран исходя из поставленной цели. На протяжении всего урока дети должны были в различных заданиях, указать, подобрать имена собственные, объяснить выбор заглавной буквы. На каждом этапе проводилась работа на усвоение нового материала.
Актуализация знаний.
На данном этапе урока дети увидели закономерность в таблице. В первом
столбике помещены слова, которые написаны с заглавной буквы.
Создание проблемной ситуации и открытие новых знаний.
Новые знания учащиеся получали не от учителя, а добывали информацию
самостоятельно, основываясь на ранее полученные знания. Проверили правильность своих суждений, опираясь на материал представленный в учебнике.
Применение новых знаний.
Выполняя задание на группировку, путём создания ситуации противоречия,
учащиеся предлагали самые разные версии. Дети увидели 4 группировки слов.
Результативность:
Без ошибок выполнили группировку – 17 уч. (89%)
Допустили 1-2 ошибки – 2 уч. (11%)
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 1 уч. (5%)
(исправил ошибку во время проверки)
Задания представленные в учебнике помогали детям составлять
связный устный ответ. Учащиеся сделали для себя вывод, что слова одинаковые по звучанию, могут различаться написанием и значением. Все дети нашли и обозначили их в стихотворении (100%).
Проведение физминутки, тоже было связано с новой темой. Считаю, что проведение такой игры, способствует ещё лучшему запоминанию материала.
Завершающее задание: составить предложения со словами одинаковыми по звучанию, но различными по написанию и значению. Было составлено много различных предложений, а самые удачные записаны.
Результативность:
Без ошибок записали слова с новой орфограммой в предложении –
17 уч.(89%)
Допустили 1-2 ошибки на новую орфограмму– 2уч. (11%)
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 1 уч. (5%)
(исправил ошибку во время проверки)
Ещё одна задача, которую я ставила перед собой, развитие
орфографической зоркости. Использовались слова, как с изученными орфограммами, так и с не изученными. В течение занятия были обозначены все орфограммы и названы все способы проверки. Дети на слух могут определить слабую позицию в слове.
- Запись слов в таблице.
Без ошибок записали слова – 16 уч. (84%)
Допустили 1-2 ошибки орфографические ошибки – 3 уч.(16%)
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 2 уч. (10%)
(исправил ошибку во время проверки)
- Группировка.
Без ошибок списали слова – 18 уч. (94%)
Допустили 1-2 ошибки орфографические ошибки – 1 уч.(5%)
Уровень самоконтроля:
Средний уровень – 1 уч. (5%)
(исправил ошибку во время проверки)
- Запись предложения.
Без ошибок записали предложение – 15 уч. (79%)
Допустили 1-2 ошибки – 4 уч. (21%)
Уровень самоконтроля:
Высокий уровень – 1уч. (5%)
( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)
Средний уровень – 2 уч. (10%)
(исправил ошибку во время проверки)
Низкий уровень – 1 уч. (5%)
( не исправил ошибки)
В течение урока совершенствовались навыки каллиграфического письма. Работа велась индивидуально и фронтально.
Анализ тетрадей:
Тетрадей с хорошей каллиграфией – 10 (53%)
Тетрадей с удовлетворительной каллиграфией – 9 (47%)
Особое место на уроке отводилось развитию санитарно-гигиенических норм. До урока кабинет был проветрен. В течение всего урока следила за посадкой детей при письме, положением тетради на парте. Учащиеся выполнили физминутку.
В течение всего урока совершенствовались общеучебные навыки учащихся при выполнении практических работ, работе с учебником, работе в паре. Учились наблюдать, обобщать, делать выводы.
На уроке все дети были активны.
В течение урока были опрошены все дети. Звучала монологическая речь учащихся.
В конце урока дети сделали очень важный вывод для себя, что
полученные знания им пригодятся в жизни.
Атмосфера в классе была спокойная, доброжелательная.
Считаю, что урок получился результативным. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс
Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...
Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.
Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...
Урок по русскому языку по теме "Большая буква в именах собственных" 1 класс
ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных именсуществительных. " ЗАДАЧИ:-формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать и...
Разработка открытого урока русского языка в 1 классе на тему: "Большая буква в именах собственных"
Урок русского языка был проведён на кожуунном этапе конкурса "Учитель года-2017" по теме:"Большая буква в именах собственных" в 1 "а" классе...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»
Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...
План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Большая буква в именах собственных"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе составлена по ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса с ОВЗ по теме Большая буква в именах собственных
Задачи урока:Формировать умение писать клички животных с большой буквы, выделять их, подбирать клички животных по признакам; Развивать зрительное восприятие, внимание, память. Пр...