Понятие имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку (2класс,1-4)
Тема: «Понятие имени существительного».
Цель урока: дать понятие об именах существительных.
Задачи: 1) обучающая: практическая работа по написанию имён существительных;
2) развивающая: развивать речь детей, активизация словаря; развивать умение обобщать предметы; коррекция слуховой памяти;
3) воспитывающая: воспитывать мотивацию к учению, т.е. потребность приобретать знания, а не только зарабатывать отметку.
Оборудование: 1) . рисунок корабля;
2) . рисунок волшебника – имя существительное;
3) . плакат «Страна речь»;
4) . карточки с заданиями для детей;
5) . звёздочки (будут выдаваться за правильные ответы);
6) . напечатанные опорные слова
(чтобы дети сами составляли правило).
Этапы урока:
1.Орг. момент. Психологический настрой на урок.
2.Минутка чистописания.
3.Обяснение нового материала:
а). Подготовительная работа.
б). Постановка цели урока.
в). Объяснение нового материала, составление правила об имени существительном.
4. Закрепление изученного.
5. Работа с учебником. (2 ученика у доски).
6. Игра «Назови одним словом».
7. Подведение итогов, оценивание детей.
Ход урока.
1.Орг. момент. Психологич. настрой на урок.
а).- Встали, ребята. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.
-А теперь сядут те ученики, кто найдёт слово в слове . (удочка)
-Какое это слово? (дочка)
2. Минутка чистописания.
- Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в сказочную страну.(Звучит звукозапись шума морского прибоя.)
-Закройте глаза. На минуту представьте солнечный день, море, летают чайки, в лицо дует тёплый ветер. И вот мы подплываем на большом корабле к огромному острову.
-Откройте глаза и прочитайте про себя название страны, которая находится на этом острове. ( Страна Речь.)
-А теперь прочитаем все вместе.
-Все жители страны Речь называются части речи. Мы познакомимся с одним из них, но для этого надо выполнить задание: составить слова. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звёздочки. А в конце урока мы узнаем, кто был самым активным в классе.
На доске:
(Вывешивается таблица со словами, которые составили дети).
-Что общего в этих словах?
-С какой буквы пишем эти слова?
-Пропишите эту букву столько раз, сколько хлопну в ладоши. (5)
- А теперь посмотрите, сколько раз мы запишем заглавную букву З. (Показываю лазерной указкой цифру 4.)
- Какие слова мы записываем с заглавной буквы?
3. Постановка цели урока.
-Вот теперь мы узнаем, как зовут первого жителя сказочной страны.
На доске:
измзяз сузщезстзвизтезльзнозе
- Кто догадался , о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Вывешивается карточка: имя существительное.)
4.Объяснение нового материала.
( Показываю волшебника – имя существительное.)
Вот что говорит он о себе:
«Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам».
-Стоит ему взмахнуть волшебной палочкой, он в ту же минуту может превратиться в любой предмет.
(Обращаю внимание на таблицу со словами на доске.)
-Какое слово лишнее? Докажите.
-А что же мы называем предметами?
Вывод: предметами мы называем все вещи, растения, явления природы, названия городов и т.д.
-Так вот ребята, имя существительное обозначает предметы.
(Вывешивается карточка предмет.)
-А сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны узнать, в каких словах спрятался волшебник. Как только вы услышите имя существительное, хлопайте в ладоши.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Как любят жители мои
Леса, и степь, и горы.
-Кто запомнил, какие прозвучали имена существительные?
-А на какие вопросы отвечают эти слова?
(Вывешивается карточка кто? что?)
-Придумаете слова – имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
-А теперь кто же мне расскажет всё, что мы узнали, о волшебнике имени существительном на уроке?
( Используем при ответе опорные слова на доске; сравниваем ответы с правилом учебника).
Вывод: страница 118 учебника.
-Прочитайте правило про себя, хором.
5. Закрепление изученного:
1). Работа с учебником: упражнение 228 страница 118.
-Выписать из словаря по 3 слова, отвечающие на вопросы кто? (1 столбик), что? (2).
-Какие слова вы записали?
-Составьте предложение с одним из слов. Выделите главные члены предложения.
( 2 ученика у доски).
-А вам волшебник имя существительное даёт задания .
1 карточка : Списать стихотворение , подчеркнуть имена сущ.:
Однажды кот подкрался к попугаю:
« Сейчас тебя я , братец , попугаю».
2 карточки: Подберите противоположные по смыслу слова:
утро - …
друг - …
холод - …
сладкий - … -А это имя существительное? Докажите .
-Какая орфограмма в словах друг , враг , холод? Как проверить написание слов?
( Коллективная проверка учеников у доски .)
6 . Физкультминутка « Назови все предметы»
Назвали все предметы по порядку ,
Теперь вас приглашаю на зарядку .
Мелкие шажки 1 , 2 , 3 .
Лёгкие прыжки 1 , 2 , 3 .
Мягкая посадка 1 , 2 , 3 .
7 . Игра «Назови одним словом»
- А теперь волшебник имя существительное решил с вами поиграть.
Слова: 1 .Ботинки , сапоги , валенки , туфли . (Обувь .)
2 .Лиса , медведь , заяц ,ёж . (Дикие животные .)
3 .Кукла , юла ,мяч . (Игрушки .)
4 . Парта ,стул ,шкаф . (Мебель.)
5 . Мясо , сахар ,хлеб ,молоко .(Продукты .)
- Запишите слова первой группы.
-Что они обозначают? На какой вопрос они отвечают?
- Как называют такие слова?
8. Итог: - Наше путешествие подходит к концу. В какой стране мы побывали?
- С каким жителем этой страны познакомились?
- Что вы можете рассказать об имени существительном?
(Используем опорные слова на доске.)
- Мы ещё не прощаемся с волшебником. Продолжим знакомство с ним на следующих уроках.
(Оцениваю детей, подсчитываем заработанные звёздочки.
9. Д. / зад. упр.118 правило, упр.229.в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных. 2 кл Программа Занкова
Осмысление предлагаемых знаний происходит с опорой на жизненный опыт учащихся, на применение учебной и дополнительной литературы. Активизации познавательной деятельности и осознанию программного матер...
Русский язык. 3 класс. Понятие об имени существительном.
Первый урок по теме. На уроке рассматриваются признаки существительных: одушевленные, неодушевленные, обозначение названий предметов, явлений природы, признаков, действий, изменение по числам, род сущ...
Урок русского языка в 3 классе по теме:"Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных"
Урок открытия нового знания по теме "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных". Игровая форма проведения. На уроке используется мультимедийный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия. ...
Конспект урока "Понятие о несклоняемых именах существительных"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса...
Проект урока в соответствии ФГОС "Общее понятие об имени существительном"
Самоанализ урокаТема урока: Общее понятие об имени существительном.Была поставлена цель урока: Формирование осознанного определения имени существительного по признакам (одушевлённое или нео...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:• Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:• Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...