Урок русского языка в 3 классе по теме:"Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок открытия нового знания по теме "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных". Игровая форма проведения. На уроке используется мультимедийный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс", карточки - ресурса ЦОР, сигнальные квадраты, презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 - б классе по теме "Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных"
Дьякова Светлана Александровна - учитель начальных классов МОУ «СОШ № 2»
г. Ртищево
Цели урока:
1.Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?; продолжить работу над составом слов, учить находить однокоренные слова.
2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание, внимание. Прививать навыки работы на компьютере.
3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности.
Оборудование: тетради, учебник Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В. «Русский язык 3 класс», сигнальные квадраты, мультимедийный учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс», карточки с индивидуальными заданиями, карточки- резерва ЦОР, толковый словарь С.И. Ожегова, картинки домового Афанасия и его дедушки, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Мобилизирующее начало урока.
Скажем: «Здравствуйте!» руками.
Скажем: «Здравствуйте!» глазами.
Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом,
Станет радостно кругом.
II. Проверка домашнего задания.
- ученик получает индивидуальное задание, работая с компьютером, проверить свои знания по теме: « Имя существительное» /Урок № 6 задание № 2 «Выдели имена существительные в тексте»
(Утром, ребята, лес, Миша, куртку, сапоги, местности, мостик, деревню Устюг, свитер, рубашку, кепку, шляпу, перелесками, осинниками, лужком, столбики, дом -18)
2)Остальные учащиеся работают фронтально.
- Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное).
- Зачитайте из упражнения № 2 имена существительные.
- Докажите, что вы записали имена существительные. ( Обозначают предметы и отвечают на вопросы – кто? что?) /слайд 2/
Проверка индивидуального задания / Составить текст о зиме, используя только имена существительные, предлоги и союзы /
- Какие ещё части речи, кроме имени существительного, использовал в творческом задании учащийся? ( Предлоги и союзы).
- Вы поняли, о чём этот текст? ( Текст о зиме).
- Какой это текст? ( Текст - повествование. Происходит смена действий).
- Проверим, как справился с заданием по компьютеру учащийся. ( Голосовая проверка).
III. Чистописание.
А А Аа Аа ааа
Аф Ал Ас
Афанасий приготовил интересные задания.
(Диктовка учителем этого предложения)
- Выделить грамматическую основу предложения. Охарактеризовать его.
- Выделите изученные орфограммы./ 3 слайд /
IV. Словарная работа.
- Сегодня к нам в гости пришел наш друг, домовой Афанасий. Он предлагает вам провести следующую работу. В каждой из данных групп слов найдите
«лишнее слово». Запишите их в тетради через запятую.
Прыгать, сорока, стрекотать, летать.
Вперёд, назад, затем, галерея.
Черёмуха, заяц, пшеница, рябина.
Аромат, сладкий, волшебный, тихий.
Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор.
V. Введение в тему урока.
- Проверьте, пожалуйста, какие слова вы записали. / 4 слайд /
- Почему именно эти слова вы считаете лишними в каждой группе? ( 3 слова-глаголы,3слова-наречия, 3 слова-существительные, обозначающие растения, 3 слова-прилагательные, 3 слова-существительные, обозначающие людей )
- На какие вопросы отвечают записанные вами слова? (Сорока (кто?), галерея (что?), заяц (кто?), аромат (что?), грамматика (что?)).
- О каких предметах вы спросите: что это? А о каких: кто это?
- Давайте попробуем ответить на вопрос Афанасия: «О чем мы будем говорить на уроке русского языка?»/ 5 слайд/ (Предположения детей).
- Что же говорит Афанасий?
VI. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».
/ 6слайд /
А это значит, что сегодня у нас по-прежнему в гостях добрый волшебник Имя Существительное.
– Что вы представили, прочитав слова «одушевленные» и «неодушевленные»? (7слайд)
- Приведите свои примеры одушевленных имен существительных, неодушевленных имен существительных.
VI. Работа по новому материалу. (8слайд)
1. Найдите упр. № 218. Откройте учебники на стр.11. Прочитайте задание. Первый шаг.
- Почему эти слова однокоренные? (8слайд ) ( Имеют общий корень).
- Подумайте над значением этих слов.
Найдём значение слов по толковому словарю С.И. Ожегова. (3 человека)
Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание.
Дух:
1.Внутренняя моральная сила.
2.Психические способности, сознание, мышление.
Душевный - полный искреннего дружелюбия.
Душевные переживания - переживания, волнующие душу.
- Какое явление вы наблюдаете в корне в этих однокоренных словах? (Чередование согласных на конце корня х/ш)
- Прочитайте второй шаг. Выполните его.
- Посмотрите, как наш друг домовой Афанасий продолжил столбики слов. (9слайд)
- Проверьте его работу. Со всем ли вы согласны? /Сигнальные квадраты/
- А как нужно?
голубь (кто?) школа (что?)
подруга (кто?) весна (что?)
- Выполните следующий шаг. Что вы будете делать? (Обозначать орфограммы)
- Проверьте выделение орфограмм у своего соседа. / Парная работа /(13 слайд)
- В каждом столбике есть лишнее слово. Давайте найдем его. ( человек, стихотворение)
- Почему оно лишнее? (Это сложные слова, остальные – простые).
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Неодушевлённые?
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. ( ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки вверх поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать ( 2 раза ),
Прыгать и скакать.
2.Давайте проверим Ваши предположения, выполнив упражнение № 219 на стр.12.
- Прочитайте первый шаг.
Работать будем у доски и в тетрадях. Два ученика работают одновременно у доски. Один записывает в 1 столбик одушевленные имена сущ., другой – неодушевленные имена сущ. В другой столбик.
- Проверим выполненное задание. / сигнальные квадраты /
- Какое слово не попало ни в какой столбик? (учусь)
- Почему? ( Это не предмет, а действие предмета).
- Найдите, пожалуйста, среди слов однокоренные слова.(учитель, ученик, учебник, учение, учеба; чтение, чтец). Назовите корень.
VII. Работа с определением.
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Неодушевлённые?
А что говорится в правиле на странице № 12? /Чтение правила/
Совпадают ли ваши мысли с мыслями учёных?
Сколько правил! Сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Дедушка Афанасия предлагает вам ребята внимательно ещё раз прослушать правило об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых и ответить на вопрос: « Что нового вы узнали об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных?»
/слайд 10 /
/ Урок № 6 задание № 6 по теме: « Имена существительные» из мультимедийного учебника « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс.» /
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос – кто? Обозначают названия живых существ: людей, животных, птиц, рыб. Кроме того, к одушевлённым именам существительным относятся названия мифологических и сказочных персонажей – дракон, циклоп, кентавр, леший, а также названия игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка. Все остальные существительные отвечают на вопрос – что? Они называются неодушевлёнными именами существительными. Это как правило неживые предметы, растения, явления природы.
Что Вас удивило в этом правиле?/ к одушевлённым именам существительным относятся названия игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка /
На какой вопрос отвечают имена существительные, относящиеся к названиям игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка ? /кто?/
Что обозначают одушевлённые имена существительные?
/названия живых существ: людей, животных, рыб, птиц /
Что нового вы узнали из правила? / к одушевлённым именам существительным относятся названия мифологических и сказочных персонажей – дракон, циклоп, кентавр, леший /
Что обозначают неодушевлённые имена существительные?/неживые предметы, растения, явления природы/
На какой вопрос отвечают? /Что?/
Физкультминутка для глаз.
VIII. Закрепление изученного материала.
А)1). Работа с компьютером.
Индивидуальное задание. Урок № 6 задание № 7 «Найди предметы и живые существа, которые обозначают одушевлённые имена существительные.» / проверка с помощью компьютера /
2)Учащимся 2 варианта записать 3 - 4 одушевлённых имени существительных названия, которых связаны с мифологическими и сказочными героями
- На какой вопрос будут отвечать эти имена существительные?
/Баба Яга, леший, циклоп, Страшила, кикимора /
/Проверка сигнальные квадраты /.
3) Учащимся 3 варианта записать 4 слова - предмета в карточке, которые вы запомнили.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
/ конфета, ракета, лимон, вагон/
/проверка по слайду 12 /
Б). Сейчас мы поиграем в игру, которая называется
«Добрый волшебник Имя Существительное».
Правила игры:
Замените одну букву в слове, обозначающем одушевленное имя существительное так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное. Превратите живое в неживое.
На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»
Коса – коза
Сон – сом, сын
Оси – осы
Леса – лиса
Рот - кот
- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?
(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?
Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).
IX. Итог урока. (13 слайд)
- Назовите ключевые слова нашего урока.
Имя существительное
одушевленное неодушевленное
кто? что?
Какие открытия сделали для себя?
Чему научились?
Как чувствовали себя на уроке?
- Спасибо вам всем за работу. Комментирование оценок за урок:1 индивидуальное домашнее задание, 2 индивидуальных задания с компьютером, 2 задания у доски, 1 задание 3 варианта, 1 задание 2 варианта.
X. Домашнее задание.
1.Правило на стр.12 выучить.
2.Упр.5 стр. 18.- для 1 и 2 группы
3.Карточка с заданием повышенной сложности 3 варианту.
Задания 3 варианта.
- Преврати неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы.
Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк.
- От имени прилагательных образуйте и запишите имена существительные, выделите суффикс.
Жёлтый, красный, белый, волшебный, новый, быстрый, мудрый, весёлый, загадочный, дешёвый, привычный.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное Самостоятельная часть речи Это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО? или ЧТО?
А А Аа Аа ааа Аф Ал Ас А ф а насий пр и г о товил и нт е ресные з а дания. Чистописание
С ЛОВАРНАЯ РАБОТА Сорока, аромат, грамматика, заяц.
О чём мы сегодня будем говорить на уроке русского языка?
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые Тема урока:
Одушевлённые Неодушевлённые
Почему эти слова однокоренные? ДУША ДУХ ДУШЕВНЫЕ
Кто? Что? ШКОЛА ВЕСНА ГОЛУБЬ ПОДРУГА
Что обозначают одушевленные имена существительные? Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
Какие слова-предметы ты запомнил? КОНФЕТА РАКЕТА ЛИМОН ВАГОН
Ключевые слова урока Имя существительное Одушевлённое Кто? Неодушевлённое Что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Технология "Рейтинговая накопительная критериально-ориентированная система оценивания субъектов образовательного процесса" Разработка урока "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных" 3 класс
Разработка урока (технологическая карта урока) Технология "Рейтинговая накопительная критериально-ориентированная система оценивания субъектов образовательного процесса "Карта урока ученика Лист...
урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных – одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...
Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"
Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных»
Сценарий урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с постановкой целей (обучающей, развивающей и воспитательной), указанием УУД (личностных, регулятивных, познавательных и к...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Именительный, родительный и винительный падежи имен прилагательных"
Конспект урока русского языка для 4 класса...
Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"
Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...