Урок русского языка в 3 классе по теме:"Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок открытия нового знания по теме "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных". Игровая форма проведения. На уроке используется мультимедийный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс", карточки - ресурса ЦОР, сигнальные квадраты, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 - б классе по теме "Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных"

Дьякова Светлана Александровна - учитель начальных классов МОУ «СОШ № 2»

г. Ртищево

Цели урока:

1.Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос  КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?; продолжить  работу над составом слов, учить находить однокоренные слова.

2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать зрительную память, внимание, внимание. Прививать навыки работы на компьютере.

3.Развивать умение работать в сотрудничестве, развивать основные ключевые компетентности.

Оборудование: тетради, учебник Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В. «Русский язык 3 класс», сигнальные квадраты, мультимедийный  учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс», карточки с индивидуальными заданиями, карточки- резерва ЦОР, толковый словарь С.И. Ожегова, картинки домового Афанасия и его дедушки, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Мобилизирующее начало урока.

Скажем: «Здравствуйте!» руками.

Скажем: «Здравствуйте!» глазами.

Скажем: «Здравствуйте!»  мы ртом,

Станет радостно кругом.

II. Проверка домашнего задания.

  1. ученик получает индивидуальное задание, работая с компьютером, проверить свои знания по теме: « Имя существительное» /Урок № 6 задание № 2 «Выдели имена существительные в тексте»

(Утром, ребята, лес, Миша, куртку, сапоги, местности, мостик, деревню Устюг, свитер, рубашку, кепку, шляпу, перелесками, осинниками, лужком, столбики, дом -18)

2)Остальные учащиеся работают фронтально.

   - Какую часть речи мы изучаем?  (Имя существительное).

   - Зачитайте из упражнения № 2 имена существительные.

   - Докажите,  что вы записали имена существительные. ( Обозначают предметы  и отвечают на вопросы – кто? что?) /слайд 2/

    Проверка индивидуального задания / Составить текст о зиме, используя только имена существительные, предлоги и союзы /

    - Какие ещё части речи, кроме имени существительного, использовал в творческом задании учащийся? ( Предлоги  и союзы).

   - Вы поняли,  о чём этот текст? ( Текст о зиме).

   - Какой это текст?  ( Текст - повествование. Происходит смена действий).

  - Проверим,  как справился с заданием по компьютеру учащийся. ( Голосовая проверка).

 III. Чистописание.

А  А Аа Аа ааа

Аф  Ал Ас

Афанасий приготовил интересные задания.

  (Диктовка учителем этого предложения)

- Выделить грамматическую основу предложения. Охарактеризовать его.

- Выделите изученные орфограммы./ 3 слайд /

 IV. Словарная работа.

 - Сегодня к нам в гости пришел наш друг, домовой Афанасий. Он предлагает вам провести следующую работу. В каждой из данных групп слов найдите    

«лишнее слово». Запишите их в тетради через запятую.

Прыгать, сорока, стрекотать, летать.

Вперёд, назад, затем, галерея.

Черёмуха, заяц, пшеница, рябина.

Аромат,  сладкий, волшебный, тихий.

Пассажир,  корреспондент, грамматика, иллюстратор.

 V. Введение в тему урока. 

- Проверьте, пожалуйста, какие слова вы записали. / 4 слайд /

- Почему именно эти слова вы считаете лишними в каждой группе? ( 3 слова-глаголы,3слова-наречия, 3 слова-существительные, обозначающие растения, 3 слова-прилагательные, 3 слова-существительные, обозначающие людей )

- На какие вопросы отвечают записанные вами слова? (Сорока (кто?), галерея (что?), заяц (кто?), аромат (что?), грамматика (что?)).  

- О каких предметах вы спросите: что это? А о каких: кто это?

- Давайте попробуем ответить на вопрос Афанасия: «О чем мы будем говорить на уроке русского языка?»/ 5 слайд/ (Предположения детей).

- Что же говорит Афанасий?

VI. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

/ 6слайд /

А это значит, что сегодня у нас по-прежнему в гостях добрый волшебник Имя Существительное.

– Что вы представили, прочитав слова «одушевленные» и «неодушевленные»? (7слайд)

- Приведите свои примеры одушевленных имен существительных, неодушевленных имен существительных.

VI. Работа по новому материалу. (8слайд)

1. Найдите упр. № 218. Откройте учебники на стр.11. Прочитайте задание. Первый шаг.

- Почему  эти слова однокоренные? (8слайд ) ( Имеют общий корень).

- Подумайте над значением этих слов.

Найдём значение слов по толковому  словарю С.И. Ожегова. (3 человека)

Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание.

Дух:

1.Внутренняя моральная сила.

2.Психические способности, сознание, мышление.

Душевный - полный искреннего дружелюбия.

Душевные переживания - переживания, волнующие душу.

- Какое явление вы наблюдаете в корне в этих однокоренных словах? (Чередование согласных на конце корня х/ш)

- Прочитайте второй шаг. Выполните его.

- Посмотрите, как наш друг домовой Афанасий продолжил столбики слов. (9слайд)

- Проверьте его работу. Со всем ли вы согласны? /Сигнальные квадраты/

- А как нужно?

голубь (кто?)                               школа (что?)

подруга (кто?)                            весна (что?)

- Выполните следующий шаг. Что вы будете делать? (Обозначать орфограммы)

- Проверьте выделение орфограмм у своего соседа. / Парная работа /(13 слайд)

- В каждом столбике есть лишнее слово. Давайте найдем его. ( человек, стихотворение)

- Почему оно лишнее? (Это сложные слова, остальные – простые).

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Неодушевлённые?

Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку. ( ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки вверх поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать ( 2 раза ),

Прыгать и скакать.

2.Давайте проверим Ваши предположения, выполнив упражнение № 219 на стр.12.  

- Прочитайте первый шаг.

Работать будем у доски и в тетрадях. Два ученика работают одновременно у доски. Один записывает в 1 столбик одушевленные имена сущ., другой – неодушевленные имена сущ. В другой столбик.

- Проверим выполненное задание. / сигнальные квадраты /

- Какое слово не попало ни в какой столбик? (учусь)

- Почему? ( Это не предмет, а действие предмета).

- Найдите, пожалуйста, среди слов однокоренные слова.(учитель, ученик, учебник, учение, учеба; чтение, чтец). Назовите корень.

VII. Работа с определением.

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? Неодушевлённые?

А что говорится в правиле на странице № 12? /Чтение правила/

Совпадают ли ваши мысли с мыслями учёных?

Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь.

Будь внимательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

Дедушка Афанасия  предлагает вам ребята внимательно ещё раз прослушать правило об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых и ответить на вопрос: « Что нового вы узнали об одушевлённых и неодушевлённых  именах  существительных?»

/слайд 10 /

/ Урок № 6 задание № 6 по теме: « Имена существительные» из мультимедийного учебника « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс.» /

Одушевлённые имена существительные  отвечают на вопрос – кто? Обозначают названия живых существ: людей, животных, птиц, рыб. Кроме того,  к одушевлённым именам существительным относятся названия мифологических и сказочных персонажей – дракон, циклоп, кентавр, леший, а также названия игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка. Все остальные существительные отвечают на вопрос – что? Они называются неодушевлёнными именами существительными. Это как правило неживые предметы, растения, явления природы. 

Что Вас удивило в этом правиле?/ к одушевлённым именам существительным относятся названия игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка /

На какой вопрос отвечают имена существительные, относящиеся к  названиям игрушек: кукла, матрёшка, неваляшка ? /кто?/

Что обозначают одушевлённые имена существительные?

/названия живых существ: людей, животных, рыб, птиц /

Что нового вы узнали из правила? / к одушевлённым именам существительным относятся названия мифологических и сказочных персонажей – дракон, циклоп, кентавр, леший /

Что обозначают неодушевлённые имена существительные?/неживые предметы, растения, явления природы/

 На какой вопрос отвечают? /Что?/

Физкультминутка для глаз.

VIII. Закрепление изученного материала.

А)1). Работа с компьютером.

Индивидуальное задание. Урок № 6 задание № 7 «Найди предметы и живые существа, которые обозначают одушевлённые имена существительные.»  / проверка с помощью компьютера /

2)Учащимся 2 варианта записать 3 - 4 одушевлённых имени существительных названия, которых связаны с мифологическими и сказочными героями

- На какой вопрос будут отвечать эти имена существительные?

/Баба Яга, леший, циклоп, Страшила, кикимора /

/Проверка сигнальные квадраты /.

3) Учащимся 3 варианта записать 4 слова - предмета в карточке, которые вы запомнили.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

 / конфета, ракета, лимон, вагон/

/проверка по слайду 12 /

 Б).  Сейчас мы поиграем в игру, которая называется

«Добрый волшебник Имя Существительное».

 Правила игры:

Замените одну букву в слове, обозначающем одушевленное имя существительное так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное. Превратите живое в неживое.

На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Коса – коза

Сон – сом, сын

Оси – осы

Леса – лиса

Рот - кот

- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?

Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).

IX. Итог урока. (13 слайд)

- Назовите ключевые слова нашего урока.

Имя существительное

одушевленное     неодушевленное

кто?                     что?

Какие открытия сделали для себя?

Чему научились?

Как чувствовали себя на уроке?

- Спасибо вам всем за работу. Комментирование оценок за урок:1 индивидуальное домашнее задание, 2 индивидуальных задания с компьютером, 2 задания у доски, 1 задание 3 варианта, 1 задание 2 варианта.

X. Домашнее задание.

1.Правило на стр.12 выучить.

2.Упр.5 стр. 18.- для 1 и 2 группы

3.Карточка с заданием повышенной сложности 3 варианту.

Задания 3 варианта.

  1. Преврати неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы.

Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк.

  1. От имени прилагательных образуйте и запишите имена существительные, выделите суффикс.

Жёлтый, красный, белый, волшебный, новый, быстрый, мудрый, весёлый, загадочный, дешёвый, привычный.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые Провела: учитель начальных классов Дьякова С.А.

Слайд 2

Имя существительное Самостоятельная часть речи Это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО? или ЧТО?

Слайд 3

А А Аа Аа ааа Аф Ал Ас А ф а насий пр и г о товил и нт е ресные з а дания. Чистописание

Слайд 4

С ЛОВАРНАЯ РАБОТА Сорока, аромат, грамматика, заяц.

Слайд 5

О чём мы сегодня будем говорить на уроке русского языка?

Слайд 6

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые Тема урока:

Слайд 7

Одушевлённые Неодушевлённые

Слайд 8

Почему эти слова однокоренные? ДУША ДУХ ДУШЕВНЫЕ

Слайд 9

Кто? Что? ШКОЛА ВЕСНА ГОЛУБЬ ПОДРУГА

Слайд 10

Что обозначают одушевленные имена существительные? Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

Слайд 11

Какие слова-предметы ты запомнил? КОНФЕТА РАКЕТА ЛИМОН ВАГОН

Слайд 12

Ключевые слова урока Имя существительное Одушевлённое Кто? Неодушевлённое Что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Технология "Рейтинговая накопительная критериально-ориентированная система оценивания субъектов образовательного процесса" Разработка урока "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных" 3 класс

Разработка  урока (технологическая карта урока) Технология "Рейтинговая накопительная критериально-ориентированная система оценивания субъектов образовательного процесса "Карта урока ученика Лист...

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных»

Сценарий урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с постановкой целей (обучающей, развивающей и воспитательной), указанием УУД (личностных, регулятивных, познавательных и к...

Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"

Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...